Смертельная авария Tesla Model X произошла из-за ошибки автопилота и невнимательности водителя
Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) обнародовал результаты расследования смертельной аварии с Tesla Model X, которая случилась в городе Маунтин-Вью в Калифорнии. Как сообщается на сайте NTSB, ДТП произошло из-за ошибки автопилота Tesla, халатности дорожных служб и невнимательности водителя.
В марте 2018 сотрудник компании Apple Уолтер Хуанг ехал по трассе с активированным автопилотом. Автомобиль выехал с полосы и врезался в разделительное бетонное ограждение на скорости в 110 км/ч. От множественных травм водитель скончался.
NTSB пришёл к выводу, что автопилот Tesla ошибочно вывел внедорожник с полосы. При этом водитель знал о неполадках с автопилотом и ранее уже обращался в сервисную службу Tesla с жалобами на то, что автомобиль иногда ведёт влево. В свою очередь, сам водитель игнорировал предупреждения от системы, которые поступали ему за несколько минут до аварии, и не взял управление в свои руки — по всей видимости, он отвлёкся на телефон.
«Водитель был заядлым геймером и разработчиком игр. Данные, полученные с его смартфона, показали, что игровое приложение открывалось и использовалось чаще всего во время его пути на работу», — указывают в NTSB.
Ранее к таким же выводам пришли эксперты Tesla в результате собственного расследования. По информации компании, из 18 минут поездки водитель держался за руль 12 минут, не обращая внимания на сигналы системы.
«Водитель получил несколько визуальных предупреждений и одно звуковое. Его руки должны были находиться на руле при активации автопилота. Однако до самого момента аварии он не отреагировал на предупреждения», — сообщали в компании.
В Tesla подчёркивают, что автопилот является вспомогательной функцией. На сегодняшний день эта технология пока не предназначена для полностью автономной работы без участия человека. Автопилот Tesla является только ассистентом, который способен корректировать направление автомобиля или активировать экстренное торможение, однако водитель всё равно должен быть готов взять управление на себя.
Также расследование доказало, что автопилот ошибочно вывел автомобиль влево из-за стёршейся дорожной разметки. Кроме того, на участке дороги, где произошла авария, отсутствовала смягчающая удар дорожная конструкция, которую не установил вовремя транспортный отдел Калифорнии. Если бы установка была на месте, смертельного исхода удалось бы избежать, заявили в NTSB. Семья Уолтера Хуанга подала иски к компании Tesla и штату Калифорния. Родственники погибшего требуют привлечь дорожные службы штата и автопроизводителя к ответственности за халатность.
«В этой аварии мы увидели чрезмерную зависимость от технологий, невнимательность при вождении, отсутствие политики, которая запрещала бы использование сотовых телефонов во время вождения, а также сбои в инфраструктуре. Всё это в совокупности привело к трагической потере. Уроки, извлеченные из этого происшествия, касаются как поведения людей, так и ограничения использования существующих технологий. Тысячи подобных происшествий случаются каждый год из-за того, что внимание водителей не приковано к дороге. Вот почему устранение отвлекающих факторов остаётся в списке самых важных вопросов безопасности», — заявил руководитель NTSB Роберт Сумвалт.
По итогам расследования NTSB разработал несколько рекомендаций. В частности, совет рекомендует работодателям ужесточить политику в отношении использования сотовых телефонов за рулём. Кроме того, по мнению совета, необходимо разработать механизмы, которые не позволят водителям отвлекаться от дороги.
«Мы рекомендуем Tesla продолжать работу по совершенствованию технологии автопилотирования. Эта трагическая авария наглядно демонстрирует ограниченность современных систем помощи водителю. В настоящее время нет автомобиля, который бы управлял бы движением самостоятельно. Каждое транспортное средство по-прежнему требует от водителя активного участия в управлении, даже если активированы системы помощи. Если вы продаете автомобиль с такой системой, это не значит, что вы продаёте полностью автономный автомобиль. Если вы управляете автомобилем с системой помощи водителю, это не значит, что вы за рулём автомобиля с самостоятельным управлением», — подытожил председатель NTSB.
Ранее компания Tesla уже подвергалась критике за «преувеличение возможностей автопилота», пишет The New York Times. В частности, Джейсон Левин, руководитель Центра автомобильной безопасности (Center for Auto Safety), заявил, что когда Tesla называет свою систему «автопилот» и использует такие термины, как «самостоятельное вождение», компания «намеренно вводит потребителей в заблуждение относительно возможностей технологии». Как выяснил Страховой институт дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety), 48% водителей считают, что безопасно отпускать руль при использовании автопилота. Для сравнения, менее 33% водителей считаю такое поведение безопасным в автомобилях других производителей.