Смартфон для аудиофила: размышления о нужности и критериях
До настоящего времени продолжают выходить обзоры смартфонов, которые с лёгкой руки авторов называют аудиофильскими, меломанскими, иными словами речь о смартфонах с улучшенным качеством воспроизведения звука. Не смотря на то, что я несколько раз сам употреблял этот термин в публикациях, я всегда достаточно скептически относился к подобному позиционированию.
Я немного дальше объясню, в чем причина моего скепсиса, помимо вероятной тугоухости, в которой меня иногда обвиняют некоторые радикально настроенные аудиофилы. В этом посте я хочу разобраться насколько жизнеспособна сегодня концепция аудиофильско-меломанского смартфона, если принять как факт спорный тезис о значимости дорогих дискретных ЦАП для верности воспроизведения.
Коротко и объективно
Качество ЦАПов на уровне измерений разное. Именно это обуславливает их стоимость. Разница заметна на слух, а это, положа руку на сердце, можно сильно прислушиваясь заметить субъективно (по крайней мере, опровергающих этот тезис слепых тестов я пока не видел). Значит базовым элементом меломанской звонилки является ЦАП. Он должен быть выделенным.
Системой, способной внести по-настоящему много искажений, также является усилитель. Более того его характеристики важны для аудиосмартфона потому, что действительно качественные наушники, как правило, обладают высоким сопротивлением. Слабый усилитель их просто не потянет.
Дополнено. Для тех кому не очевидна зависимость сопротивления наушников, потребляемой ими мощности и создаваемого звукового давления:
Формула расчета мощности потребляемой участком электрической цепи выглядит так: P=U*I, в ней где U — напряжение, I — ток, проходящий через расчетный участок цепи. Ток в соответствии с законом Ома выражается через U и R, где R — сопротивление участка цепи. Таким образом мощность P=U*U/R
В силу того, что громкость (выражаемое как SPL — звуковое давление) прямо не зависит от мощности имеет смысл учитывать чувствительность наушников. Повышение сопротивления, как правило, приводит к снижению чувствительности за счет чего высокоомные наушники требуют более высокой мощности усиления. Подробнее вопрос описан здесь.
Хорошие ЦАП и мощные усилители (способные раскачать 60, 100 Ом и больше) почти наверняка энергетически прожорливы. По этой причине аудиофильский смартфон должен обладать большой емкостью аккумулятора. Где-нибудь 5 — 6 тысяч mAh или больше. И наконец, большое количество музыкального материала, записанного в лосслесс форматах, которые часть аудиофильской братии порой ещё предпочитает стриминговым сервисам, потребует адекватного объема памяти.
И тут возникает вопрос, нужен ли такой смартфон, учитывая обилие специфических задач и отсутствие требований к прямому функционалу устройства, т.е. связи? Не проще ли купить модный аудиофильский плеер, вместо попытки отыскать философский камень сказочный гаджет, который при этом будет ещё и звонить, снимать селфи и присылать сообщения в мессенджеры?
Между тем, такие устройства существуют, и, что интересно, они дешевле менее функциональных плееров. У потребителей, не углублявшихся в тему, возникает два закономерных вопроса. Есть ли разница? И что лучше? Во многом каждый потребитель отвечает на эти вопросы в процессе осознанного выбора, равно как и на вопрос: «а нужно ли это всё вообще?» Я предложу свою версию ответов с изрядной долей субъективных суждений, но не без опоры на нетронутые вкусовщиной факты. Начну, как всегда издалека…
В почти античной древности
В лохматых нулевых (и возможно даже немного раньше), когда на счету был каждый мегабайт, понятие аудиосмартфон действительно было актуальным, были интересные модели у Nokia, SonyEricsson и Motorola, больше напоминавшие продвинутые плееры, нежели телефоны. Их выделяли массивные физические кнопки управления воспроизведением и эргономика, позволяющая переключать, управлять громкостью, ставить на паузу и воспроизводить прямо из кармана вслепую. Полагаю, что аудитория ещё помнит времена, когда большая часть устройств ещё не имела сенсорных интерфейсов управления.
Ни о каких высокоомных наушниках тогда речь конечно не шла. Забытое сегодня сопротивление 16 Ом в те времена было особенно актуальным, так как оно позволяло выжать из телефона тот самый орущий звук с модными гудящими избыточными низами и орущими средними из серии «кровь из ушей». Как известно, низкое сопротивление хорошо сказывается на звуковой производительности, но отдает в жертву верность воспроизведения. Если аудиосмартфон (плеер-телефон) того времени был способен воспроизводить с достаточной громкостью звук на 32 Омных наушниках, это уже считалось значительным достижением. Равно как и объем памяти в 1–2 ГБ.
Со временем, появление современного форм фактора с внушительным количеством возможностей сделали многофункциональные телефоны-плееры не востребованными. Но в приступе маркетологического изобретательского угара производители предложили рынку новые устройства, рассчитанные на меломанско-аудиофильскую ЦА. Сегодня мы их знаем как аудиосмартфоны и смартфоны для меломанов. Во многом их появление я связываю с тем, что потенциальный потребитель ассоциирует новый продукт с каким-нибудь SonyEricsson Walkman w300i, который для своего времени был отличным аппаратом. Потенциальный пользователь покупает его в полной уверенности, что новый аудиосмартфон будет настолько же отличаться аудио возможностями, на сколько условный SonyEricsson отличался от унылых кнопочных звонилок.
Плееры и аудиосмартфоны — конкуренты или нет?
На самом деле, если рассматривать возможности плееров и смартфоном (даже аудиофильских) детально и углубляясь в подробности, то эти устройства существенно отличаются по возможностям. И в первую очередь это касается усилителей. Максимальное сопротивление наушников, на которое может рассчитывать супераудиофильский смартфон, не превышает 150 Ом, по крайней мере, мне не доводилось встречать устройства, которые были бы способны с сохранением нормальной громкости раскачивать наушники с большим сопротивлением. В то же время многие плееры могут справляться с двухсот и даже с трёхсотомными наушниками.
Мне было бы вполне достаточно стоомных наушников. Дальше различия в верности воспроизведения для меня практически не заметны, но я так себе аудиофил. Люди, приобретающие плееры, особенно таких производителей как HiFiMan или Astel & Kern, это совсем не те люди, которых удовлетворяют полумеры. Также в подобных плеерах используется не оправданное, но часто значимое для аудиофилов техническое решение, каждый канал обрабатывается отдельным ЦАП, что снижает нагрузку на преобразователь и, как утверждают некоторые производители, якобы вероятность появления артефактов квантования. В смартфоне, даже меломанском, такое решение выглядит совсем уж неоправданным, и практически не применяется.
Среди современных смартфонов можно выделить следующие модели, где сделан акцент на воспроизведении аудиоданных и установлен высокопроизводительный и дорогой дискретный аудио ЦАП:
- LG V40 ThinQ — ЦАП ESS Sabre ES9219
- Vivo Nex Dual X50 Pro — ЦАП AK4377A
- OPPO Reno 2 — ЦАП AK4377A
- Meizu 16th — аудиопроцессор Qualcomm Aqstic (ЦАП WCD9341)
Также многие рекомендуют в качестве аудиосмартфона Apple iPhone 11, субъективно отмечая хороший звук устройства. Верность воспроизведения в последнем обеспечивает оригинальное схемотехническое решение не требующее дискретного ЦАП. Между тем ни одна из приведенных моделей не способна обеспечить мощность усиления достаточную для наушников с сопротивлением выше 120 — 150 Ом, а для некоторых проблемой станет даже стоомный импеданс.
Немного юмора про тёплый ламповый смартфон
Многие называют время, в которое мы живём, эпохой ренессанса аналогового оборудования. Из года в год всё больше людей ностальгируют по винилу, ламповым усилителям и тому подобным архаичным решениям в электронике. Размышляя на тему, какой смартфон может понравиться людям, которые предпочитают аналоговые устройства, у меня родилась следующая концепция.
Итак, идеальный аудиофильский смартфон для аналогового аудиофила должен иметь встроенный микрокатушечный магнитофон, снимающий звук, очевидно, с тончайшей магнитной проволоки. Также оснащен проигрывателем для микровиниловых дисков, обязательно с тангенциальным тонармом и MC-картриджем, оснащенным алмазной иглой с заточкой типа шибата.
Приблизительно вот так могли бы выглядеть потроха настоящего лампофильского смартфона
Само собой разумеется, что монтаж субминиатюрных ламп, на которых должно работать всё, что так или иначе касается звуковоспроизведения, должен быть навесной, а соединения выполнены при помощи серебряных проводов. Обязателен также секторный регулятор громкости с газоразрядным индикатором уровня и пара небольших аналоговых потенциометра, встроенных в монобровь справа и слева от фронтальной камеры.
Естественно, беспроводные интерфейсы такому устройству ни к чему, зато остро необходим балансный кабель для наушников с родиевыми контактами из бескислородной платины 99-й пробы и изоляцией сплетённой из волос гривы розового единорога, срезанных непременно в полнолуние.
Сухой остаток
Безусловно, существуют люди, которых заинтересуют т.н. аудиофильские смартфоны, но вот аудиофилами, в полном смысле слова, их вряд ли можно назвать. Те, кто гонится за характеристиками ЦАП, будут, наверняка, покупать плееры. Любители же аналогового звука согласятся использовать смартфон для воспроизведения звука лишь тогда, когда он научится воспрроизводить виниловые диски. Таким образом, среди потенциальных пользователей аудиосмартфонов остается сравнительно немногочисленная прослойка владельцев т.н. средне-высокоомных (от 64 до 150 Ом) наушников, которым важно везде не терять в качестве звука. За их деньги со аудиосмартфонами будут конкурировать плееры и портативные усилители для наушников, часто оснащённые функцией ЦАП.
В нашем каталоге нет смартфонов, в нем представлен широкий ассортимент наушников, ЦАП и усилителей, портативных медиаплееров, а также другой аудио и видео электроники