Словарь омонимов программисткого жаргона
Часто можно встретить словари «программистского жаргона», однако они как правило на 90% состоят из англицизмов. Это не так интересно, поскольку англицизмов можно создать бесконечное количество и они появляются новые каждый день пачками.
Мне интересно было составить «чисто русский словарь», состоящий в основном из омонимов, то есть слов, использующихся в ином значении.
Автомагически — что-то хорошее, происходящее автоматически.
Библиотека — набор готовых функций или кода, которые можно использовать в программе.
Битая ссылка — ссылка на несуществующий адрес в интернетах.
Битый — Поломанный, испорченный, нерабочий.
Болванка — Чистый, не записанный, компакт-диск.
Ведро костылей — проект или код, который состоит из множества временных или нестабильных решений.
Велосипед — самописное решение, которое дублирует функциональность готовых библиотек или инструментов.
Ветка (в репозитории) — отдельная версия программного кода, над которой ведётся работа.
Впихнуть — внедрить новую функцию или модуль в систему, иногда чрезмерно плотно.
Выкатить — выпустить или опубликовать новую версию продукта или функционал (выкатить обновление).
Выкинуть — удалить ненужный или устаревший код из проекта.
Выкорчевать (баг) — найти и устранить сложную ошибку, которая «вросла» в систему.
Вылизывать (код) — доводить код до идеала, делать его максимально чистым и оптимизированным.
Выловить (баг) — обнаружить (и устранить) ошибку, которая вызывала сбой или неправильное поведение системы.
Выложить — опубликовать / записать / в общий доступ на сервер информацию, данные или код.
Выпадашка — выпадающее меню (то же, что и «дропдаун»).
Выпилить — убрать ненужный функционал или часть кода, которая не используется.
Вырезать — убрать или удалить часть кода или функционала.
Вырубить — остановить процесс или сервис принудительно.
Вытянуть, Вытащить (изменения, данные) — скачать себе изменения с удалённого устройства; скопировать себе данные / код.
Вычищать — убирать лишние элементы из кода для улучшения читаемости и эффективности.
Галера — компания, занимающаяся заказной разработкой программного обеспечения, где работники часто вынуждены одновременно работать над несколькими проектами.
Глючный — нестабильный, часто выходящий из строя или работающий с ошибками.
Говнокод — плохо написанный код, который сложно читать и поддерживать.
Голый (код или программный интерфейс) — код или интерфейс без дополнительных обвязок, делающих его использование удобнее.
Грабли — ошибка или баг, который повторяется снова и снова.
Грязный (код) — плохо структурированный или трудночитаемый код.
Грязный (хак) — изощрённый приём для решения сложной проблемы, зачастую неэстетичный и мало кому понятный.
Движок — основная программа или платформа, которая выполняет базовые функции системы. Движок веб-сайта, системы управления контентом или ядро какого-либо приложения. Это «основа», на которой строится функциональность.
Докатить — завершить процесс обновления или развертывания, доведя его до конца.
Долить — добавить недостающие данные, чтобы полностью завершить процесс.
Допилить — довести до конца, доработать до состояния готовности, исправив мелкие недочёты.
Дырка — уязвимость или ошибка в безопасности системы.
Железо — Аппаратное обеспечение.
Жирный (код или данные) — которые занимают много места или требуют значительных ресурсов.
Зависнуть — прекратить реагировать на действия пользователя, часто из-за бесконечного цикла или ошибки.
Завязать на условие — привязать выполнение кода к выполнению конкретного условия.
Заглушка — временный или упрощённый код, который вставляют на место отсутствующего функционала для тестирования.
Заделать / залатать (дыру) — исправить уязвимости или мелкие баги, которые могут создать проблемы.
Закачать — загрузить данные или файлы в систему, базу данных, сервер или репозиторий. Например, «закачать обновления» или «закачать проект на сервер».
Закостылить — временно исправить проблему при помощи не самого элегантного решения (костыль в коде).
Закрутить гайки — усилить требования или добавить дополнительные проверки и ограничения.
Залить — загрузить файлы (на сервер); загрузить данные или код в систему, репозиторий или базу данных.
Заморозить (код, функционал) — остановить изменения в проекте (до лучших времён).
Запах (кода) — признаки, указывающие на потенциальные проблемы в коде, такие как излишняя сложность или дублирование.
Запилить — разработать или создать что-то (запилить фичу, запилить прототип).
Заплатка, Заплата — небольшое исправление, сделанное для устранения конкретной проблемы.
Зарыться, Залезть (в код) — углубиться в работу над проектом или задачей, сконцентрироваться на её решении.
Засорить — заполонить систему ненужными данными или процессами.
Засунуть — внедрить часть кода или функционал, не всегда органично или изящно.
Заточить под себя — адаптировать код или инструмент под свои нужды, изменяя его по своему усмотрению.
Затычка — временное решение или placeholder, чтобы что-то работало в отсутствие окончательного варианта.
Зачистить — удалить ненужные файлы или остатки после изменений.
Зоопарк (технологий) — проект или среда, где используется слишком много различных технологий, создающих сложности в поддержке.
Исходник — исходный код приложения или файлы, в которых он находится.
Кастрированный (код) — сильно урезанный и упрощённый код, обычно ради экономии ресурсов.
Кирпич — устройство, которое из-за ошибки в прошивке или поломки перестало работать и теперь «бесполезно как кирпич».
Ключ — уникальный идентификатор записи в базе данных; индекс в базе данных; «пароль» для доступа к системе.
Ковырять — разбирать и изучать код, чтобы найти ошибки или улучшить его, часто с элементом любопытства и терпения.
Корень — основная или верхняя директория, которая является начальной точкой для организации и структурирования файловой системы.
Корявая (логика) — сложная, непонятная логика кода, которая вызывает трудности в понимании.
Костыль — временное или неаккуратное решение, часто сделанное ради быстрого исправления проблемы.
Костыльный — временный или не совсем качественный, «костыльный» код или функционал.
Кривые руки — ироничное обозначение недостаточной квалификации разработчика, из-за которой он делает ошибки.
Крутить-вертеть — искать решение через экспериментирование, пробуя разные подходы.
Крыжик — отметка, которую можно поставить в поле ввода типа checkbox.
Курить (мануалы) — разбираться в (сложной) документации.
Латать — устранять мелкие ошибки и недочёты, улучшать качество кода.
Лежать (о сервере, системе) — быть недоступным или неработоспособным из-за ошибки, перегрузки или сбоя.
Локальный — находящийся на текущем устройстве или компьютере пользователя, в отличие от удалённого.
Лёгкий — быстрый или не требующий много ресурсов код или приложение.
Магия — код или функции, которые работают «непонятно как», но выполняют нужную задачу.
Мажорный (релиз) — крупное обновление программы или проекта, обычно содержащее новые ключевые функции или изменения, которые могут значительно повлиять на работу системы. Мажорный релиз может также включать в себя нарушение обратной совместимости.
Минорный (релиз) — обновление, в котором добавлены незначительные улучшения или исправления ошибок. Обычно такие релизы не меняют основную логику работы системы и не нарушают совместимость с предыдущими версиями.
Митинг (от meeting) — формальная длительная встреча с презентациями, графиками и докладами.
Мост — компонент или код, обеспечивающий взаимодействие между разными системами; сетевой узел, обеспечивающий связь между системами.
Мусор — ненужные объекты в памяти, которые уже не используются.
Мусорка — место для ненужных файлов, временных данных, часто используется для обозначения папки, где хранятся тестовые или временные материалы.
Мёртвый код — неиспользуемый или неработающий код, который остался в проекте, но не выполняет никакой полезной функции.
Наводить лоск — улучшать внешний вид или интерфейс приложения.
Нагрузить — дать системе или процессу больше задач для проверки на прочность.
Надстроить — добавить дополнительную функциональность поверх существующего кода.
Накатить — установить обновление или изменение на сервер или систему.
Накрутить — добавить дополнительные элементы или усложнения в систему или код.
Нарезать — записывать на болванки.
Нарыть — найти полезную информацию, ресурс или решение, обычно не сразу очевидное и требующее дополнительных усилий. Это может включать поиск документации, редких решений или нужного кода, которые помогут в работе над задачей.
Натянуть сову на глобус — попытка сделать что-то нестандартное и сложное, даже если это выглядит странно или необычно.
Недолить — загрузить или добавить меньше, чем планировалось, пропустить какие-то данные.
Обвесить — добавить на программный каркас кода или функционала, сделать систему более «тяжёлой».
Обвязка — вспомогательный код, который окружает основной функционал и обеспечивает его работу.
Облегчённая (версия) — упрощённый вариант системы или функционала, с ограниченным количеством возможностей.
Обрезать — убрать лишний функционал или сократить объем данных.
Обрушить — вызвать полный сбой системы или её компонента, привести к «краху».
Обёртка — вспомогательный код, который делает работу с основной функцией более удобной (например, обёртка над библиотекой).
Огород — сложная структура, созданная из множества зависимостей, которая работает, но выглядит громоздко. Городить огород — придумывать сложое решение вместо простого.
Огрызок — урезанный, неполный функционал, оставшийся от более полного решения.
Оживить (систему) — вернуть систему или приложение в работоспособное состояние после сбоя.
Опустить (сервер, сервис) — выключить.
Отвалиться — перестать работать или выйти из строя; часто про внешний сервис или зависимость.
Откат — возврат системы к предыдущему состоянию или версии после неудачного изменения.
Откатить — вернуться к предыдущей (рабочей) версии системы или проекта.
Откопать — найти старый код или забытое решение.
Отлаживать — искать и исправлять ошибки.
Отловить (исключение) — перехватить ошибку в коде и обработать её, не допуская завершения программы.
Отлуп — сообщение от почтового сервера о неудавшейся попытке отправить письмо.
Отрихтовать — слегка подправить код, чтобы улучшить его работу или внешний вид.
Отшлифовать — доработать детали кода или интерфейса, чтобы всё выглядело и работало идеально.
Падать — перестать работать.
Падение — когда программа «падает» из-за критической ошибки.
Пакет — набор библиотек, компонентов или зависимостей, которые поставляются вместе; блок данных, передающихся по сети.
Перегруженный — функционал, который содержит слишком много возможностей, иногда избыточных.
Переехать (на новый движок) — перейти на новую версию платформы, фреймворка или системы.
Перекроить, Перепилить — переделать код или проект, внеся кардинальные изменения.
Перелить — переместить данные или ресурсы из одного места в другое.
Песочница — изолированная среда для экспериментов и тестирования, чтобы не повредить основной проект.
Пилить — работать над проектом или фичей (особенно в постоянном режиме).
Пилить костыли — создавать временные решения для быстрого исправления проблемы, хотя они не являются лучшими с точки зрения архитектуры.
Пилот (pilot) — пробная, испытательная версия или прототип.
Платёжка — Платёжная система (которую можно подключить к своему сервису).
Плюшки — Бонусы от компании сотрудникам. Очень часто относятся к условиям работы: гибкий график, наличие спортзала, кухни, комнаты отдыха и т.д.
Под капотом — технические детали внутреннего устройства системы, «внутренности».
Подвал — Элемент структуры web-страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию — контакты, ссылки на соцсети и т.д.
Подкатить (изменения, новую версию) — предоставить что-либо (новую версию, новый под).
Подкрутить — изменить параметры системы, чтобы улучшить её работу.
Подкручивать настройки — менять параметры, чтобы добиться оптимальной работы.
Подлить — добавить данные или функционал в существующую систему; позгрузить свежий код или данные.
Поднимать руками — решать проблему в ручном режиме, особенно в критической ситуации.
Поднять — запустить сервер или сервис (поднять базу данных, поднять сервер).
Подогнать под формат — адаптировать данные или код под нужный стандарт.
Подпилить — слегка изменить код или функционал, улучшив его работу.
Подрубить — подключить что-то, активировать (подрубить библиотеку).
Подтянуть (свежие данные, код) — скачать / получить свежую версию кода или иной информации.
Подтянуть хвосты — завершить оставшиеся мелкие задачи или исправления.
Подцепить — подключить новый модуль или библиотеку.
Пожар — критическая ситуация или баг, требующий немедленного исправления.
Поймать — отловить ошибку или исключение в коде.
Покопаться в кишках — разбираться в глубинных структурах кода или системы.
Покрасить кнопки — сделать минимальные, поверхностные изменения, чтобы показать, что работа идёт.
Ползти — медленно выполняться.
Поплыла (вёрстка) — некорректное отображение страницы в браузере после изменений.
Портянка / Простыня (кода) — длинный, плохо структурированный фрагмент кода.
Почистить (данные) — удалить ненужные или неиспользуемые данные, чтобы уменьшить нагрузку на систему.
Привести в чувство — исправить код или систему, которая после изменений стала нестабильной или неработоспособной, вернуть её в рабочее состояние.
Прикрутить — добавить новый функционал к уже существующей системе.
Пристроить (код, функцию) — найти применение для куска кода или функции в проекте.
Причесать (код, конфиги) — привести код в порядок, сделать его более аккуратным и структурированным.
Пробиться — добиться доступа к данным или ресурсу через преграду.
Пробросить — передать данные или параметр (пробросить значение через функции).
Прогнать (тест) — выполнить тест.
Прокачать — улучшить систему или компонент, повысив их производительность или возможности.
Проковырять дырку — найти или создать «лазейку» в системе, часто для обхода ограничений или защиты.
Прописать — указать нужные параметры или значения в конфигурации.
Пропылесосить базу — очистить базу данных от устаревших или ненужных записей.
Проседание — временное снижение производительности системы или её компонентов.
Прослойка — уровень абстракции между компонентами, обеспечивающий взаимодействие между ними.
Протухший (код) — код, который давно не обновлялся и не соответствует текущим требованиям.
Прошивка — программный код, записанный в энергонезависимой памяти устройства
Пустышка (placeholder) — объект или файл без содержимого.
Развернуть — выложить / настроить ПО / систему (на серверах).
Разлить — распространить функционал или изменения на разные компоненты системы / серверы; равномерно распределить данные или изменения по разным элементам системы.
Разложить (по серверам) — аналогично «раскатать», сделать обновление или функционал доступным на всех нужных узлах.
Размазанный (код) — плохо структурированный код, растянутый по разным частям проекта.
Раскатать — распространить новую версию приложения или обновления на всех серверах.
Раскидать — распределить задачи или данные по разным частям системы.
Раскопать — обнаружить или найти информацию, ошибку или нужный участок кода после тщательного анализа или поиска. Чаще используется в контексте нахождения причины сложной проблемы или ошибки, которая не была очевидной.
Распухнуть — увеличиться в размерах из-за добавления данных или функций, часто нерационально.
Расшить узкое место — оптимизировать участок кода, который ограничивает общую производительность.
Ронять — снижать доступность или производительность системы.
Ругаться (о программе) — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.
Ручками — вручную выполнять работу, которая могла бы быть автоматизирована или оптимизирована.
Ручной — процесс, который выполняется вручную, не автоматизированный.
Рыхлый (код или данные) — в которых мало полезного на единицу объёма, которые можно сократить.
Сборка — процесс компиляции кода в исполняемый файл, а также результат этого процесса.
Сбросить — сбросить настройки, данные или изменения в их исходное состояние.
Сдуть пыль — обновить или оптимизировать старый код, который давно не использовался или не поддерживался.
Синтаксический сахар — удобные синтаксические конструкции в языках программирования, делающие код более читаемым.
Склеить — соединить разные части кода или компонентов вместе, иногда временно.
Слепить на коленке — быстро создать что-то, не обращая особого внимания на качество.
Слететь — сломаться.
Слить — скачать данные откуда, то; объединить что-то с чем-то (ветви разработки)
Сломать — нарушить работоспособность системы, функции или компонента.
Сносить — полностью удалять или сбрасывать до изначального состояния (например, «снести систему»).
Сопли — фрагменты кода или элементы интерфейса, добавленные временно, неструктурированные и некрасивые.
Спагетти (код) — длинный и запутанный код, в котором трудно разобраться.
Спихнуть — передать задачу или модуль другому разработчику.
Срастить — объединить части кода или системы, сделав их совместимыми.
Схлопнуться — неожиданно завершить работу, прекратить выполнение.
Сырой (код, система) — недоработанная, требующая доработки код, функция или система.
Технический долг — накопленные проблемы и недоработки, которые «сэкономили» время вначале, но усложнили дальнейшую поддержку и развитие.
Течь — ситуация, когда память или ресурсы системы постепенно утрачиваются (например, «память течёт»).
Туннель — защищённое, зашифрованное соединение, которое позволяет передавать данные через сети.
Тянуть — получать данные / обновления из другого сервиса или базы данных.
Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.
Удалённый — что-то находящееся не на твоём компьютере / сервере
Унылый (код) — скучный, неинтересный или неэффективный код, который сложно поддерживать.
Упасть — потерять работоспособность, выйти из строя. Например, когда сервер или приложение «упало».
Утечка (памяти или ресурсов) — потеря памяти или ресурсов, которые не возвращаются в систему, происходящая постепенно.
Фильтр — условие или часть кода, которая отсеивает ненужные данные или запросы.
Флаг / флажок — переменная или значение, которое указывает на состояние или выбор.
Хвост — конец файла / набора данных; в логах — последние записи.
Хвосты — мелкие задачи или недоработки, которые остались после завершения основного объёма работ.
Хрупкий (код) — код, который легко сломать при внесении изменений.
Чахлый — код или алгоритм с низкой производительностью.
Чердак — набор старого или редко используемого кода, который почти никогда не меняется, но и не удаляется.
Чистый код — качественно написанный, хорошо структурированный код, с которым легко работать.
Шаманство — исправление ошибок или настройка кода, которое выглядит как волшебство, часто без полного понимания, почему решение работает.
Шапка — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.
Шить / прошивать — закачивать прошивку на устройство.
Шлифовать — улучшать детали, доводить функционал или код до идеального состояния.
Шумный (код или журнал) — содержащий много лишней информации, затрудняющей анализ.
Ядро (системы) — центральная часть системы или программы.