Словарь омонимов программисткого жаргона

e9496dc3d3c21cc96f8f4d985d0870cd.jpg

Часто можно встретить словари «программистского жаргона», однако они как правило на 90% состоят из англицизмов. Это не так интересно, поскольку англицизмов можно создать бесконечное количество и они появляются новые каждый день пачками.

Мне интересно было составить «чисто русский словарь», состоящий в основном из омонимов, то есть слов, использующихся в ином значении.

Автомагически — что-то хорошее, происходящее автоматически.

Библиотека — набор готовых функций или кода, которые можно использовать в программе.

Битая ссылка — ссылка на несуществующий адрес в интернетах.

Битый — Поломанный, испорченный, нерабочий.

Болванка — Чистый, не записанный, компакт-диск.

Ведро костылей — проект или код, который состоит из множества временных или нестабильных решений.

Велосипед — самописное решение, которое дублирует функциональность готовых библиотек или инструментов.

Ветка (в репозитории) — отдельная версия программного кода, над которой ведётся работа.

Впихнуть — внедрить новую функцию или модуль в систему, иногда чрезмерно плотно.

Выкатить — выпустить или опубликовать новую версию продукта или функционал (выкатить обновление).

Выкинуть — удалить ненужный или устаревший код из проекта.

Выкорчевать (баг) — найти и устранить сложную ошибку, которая «вросла» в систему.

Вылизывать (код) — доводить код до идеала, делать его максимально чистым и оптимизированным.

Выловить (баг) — обнаружить (и устранить) ошибку, которая вызывала сбой или неправильное поведение системы.

Выложить — опубликовать / записать / в общий доступ на сервер информацию, данные или код.

Выпадашка — выпадающее меню (то же, что и «дропдаун»).

Выпилить — убрать ненужный функционал или часть кода, которая не используется.

Вырезать — убрать или удалить часть кода или функционала.

Вырубить — остановить процесс или сервис принудительно.

Вытянуть, Вытащить (изменения, данные) — скачать себе изменения с удалённого устройства; скопировать себе данные / код.

Вычищать — убирать лишние элементы из кода для улучшения читаемости и эффективности.

Галера — компания, занимающаяся заказной разработкой программного обеспечения, где работники часто вынуждены одновременно работать над несколькими проектами.

Глючный — нестабильный, часто выходящий из строя или работающий с ошибками.

Говнокод — плохо написанный код, который сложно читать и поддерживать.

Голый (код или программный интерфейс) — код или интерфейс без дополнительных обвязок, делающих его использование удобнее.

Грабли — ошибка или баг, который повторяется снова и снова.

Грязный (код) — плохо структурированный или трудночитаемый код.

Грязный (хак) — изощрённый приём для решения сложной проблемы, зачастую неэстетичный и мало кому понятный.

Движок — основная программа или платформа, которая выполняет базовые функции системы. Движок веб-сайта, системы управления контентом или ядро какого-либо приложения. Это «основа», на которой строится функциональность.

Докатить — завершить процесс обновления или развертывания, доведя его до конца.

Долить — добавить недостающие данные, чтобы полностью завершить процесс.

Допилить — довести до конца, доработать до состояния готовности, исправив мелкие недочёты.

Дырка — уязвимость или ошибка в безопасности системы.

Железо — Аппаратное обеспечение.

Жирный (код или данные) — которые занимают много места или требуют значительных ресурсов.

Зависнуть — прекратить реагировать на действия пользователя, часто из-за бесконечного цикла или ошибки.

Завязать на условие — привязать выполнение кода к выполнению конкретного условия.

Заглушка — временный или упрощённый код, который вставляют на место отсутствующего функционала для тестирования.

Заделать / залатать (дыру) — исправить уязвимости или мелкие баги, которые могут создать проблемы.

Закачать — загрузить данные или файлы в систему, базу данных, сервер или репозиторий. Например, «закачать обновления» или «закачать проект на сервер».

Закостылить — временно исправить проблему при помощи не самого элегантного решения (костыль в коде).

Закрутить гайки — усилить требования или добавить дополнительные проверки и ограничения.

Залить — загрузить файлы (на сервер); загрузить данные или код в систему, репозиторий или базу данных.

Заморозить (код, функционал) — остановить изменения в проекте (до лучших времён).

Запах (кода) — признаки, указывающие на потенциальные проблемы в коде, такие как излишняя сложность или дублирование.

Запилить — разработать или создать что-то (запилить фичу, запилить прототип).

Заплатка, Заплата — небольшое исправление, сделанное для устранения конкретной проблемы.

Зарыться, Залезть (в код) — углубиться в работу над проектом или задачей, сконцентрироваться на её решении.

Засорить — заполонить систему ненужными данными или процессами.

Засунуть — внедрить часть кода или функционал, не всегда органично или изящно.

Заточить под себя — адаптировать код или инструмент под свои нужды, изменяя его по своему усмотрению.

Затычка — временное решение или placeholder, чтобы что-то работало в отсутствие окончательного варианта.

Зачистить — удалить ненужные файлы или остатки после изменений.

Зоопарк (технологий) — проект или среда, где используется слишком много различных технологий, создающих сложности в поддержке.

Исходник — исходный код приложения или файлы, в которых он находится.

Кастрированный (код) — сильно урезанный и упрощённый код, обычно ради экономии ресурсов.

Кирпич — устройство, которое из-за ошибки в прошивке или поломки перестало работать и теперь «бесполезно как кирпич».

Ключ — уникальный идентификатор записи в базе данных; индекс в базе данных; «пароль» для доступа к системе.

Ковырять — разбирать и изучать код, чтобы найти ошибки или улучшить его, часто с элементом любопытства и терпения.

Корень — основная или верхняя директория, которая является начальной точкой для организации и структурирования файловой системы.

Корявая (логика) — сложная, непонятная логика кода, которая вызывает трудности в понимании.

Костыль — временное или неаккуратное решение, часто сделанное ради быстрого исправления проблемы.

Костыльный — временный или не совсем качественный, «костыльный» код или функционал.

Кривые руки — ироничное обозначение недостаточной квалификации разработчика, из-за которой он делает ошибки.

Крутить-вертеть — искать решение через экспериментирование, пробуя разные подходы.

Крыжик — отметка, которую можно поставить в поле ввода типа checkbox.

Курить (мануалы) — разбираться в (сложной) документации.

Латать — устранять мелкие ошибки и недочёты, улучшать качество кода.

Лежать (о сервере, системе) — быть недоступным или неработоспособным из-за ошибки, перегрузки или сбоя.

Локальный — находящийся на текущем устройстве или компьютере пользователя, в отличие от удалённого.

Лёгкий — быстрый или не требующий много ресурсов код или приложение.

Магия — код или функции, которые работают «непонятно как», но выполняют нужную задачу.

Мажорный (релиз) — крупное обновление программы или проекта, обычно содержащее новые ключевые функции или изменения, которые могут значительно повлиять на работу системы. Мажорный релиз может также включать в себя нарушение обратной совместимости.

Минорный (релиз) — обновление, в котором добавлены незначительные улучшения или исправления ошибок. Обычно такие релизы не меняют основную логику работы системы и не нарушают совместимость с предыдущими версиями.

Митинг (от meeting) — формальная длительная встреча с презентациями, графиками и докладами.

Мост — компонент или код, обеспечивающий взаимодействие между разными системами; сетевой узел, обеспечивающий связь между системами.

Мусор — ненужные объекты в памяти, которые уже не используются.

Мусорка — место для ненужных файлов, временных данных, часто используется для обозначения папки, где хранятся тестовые или временные материалы.

Мёртвый код — неиспользуемый или неработающий код, который остался в проекте, но не выполняет никакой полезной функции.

Наводить лоск — улучшать внешний вид или интерфейс приложения.

Нагрузить — дать системе или процессу больше задач для проверки на прочность.

Надстроить — добавить дополнительную функциональность поверх существующего кода.

Накатить — установить обновление или изменение на сервер или систему.

Накрутить — добавить дополнительные элементы или усложнения в систему или код.

Нарезать — записывать на болванки.

Нарыть — найти полезную информацию, ресурс или решение, обычно не сразу очевидное и требующее дополнительных усилий. Это может включать поиск документации, редких решений или нужного кода, которые помогут в работе над задачей.

Натянуть сову на глобус — попытка сделать что-то нестандартное и сложное, даже если это выглядит странно или необычно.

Недолить — загрузить или добавить меньше, чем планировалось, пропустить какие-то данные.

Обвесить — добавить на программный каркас кода или функционала, сделать систему более «тяжёлой».

Обвязка — вспомогательный код, который окружает основной функционал и обеспечивает его работу.

Облегчённая (версия) — упрощённый вариант системы или функционала, с ограниченным количеством возможностей.

Обрезать — убрать лишний функционал или сократить объем данных.

Обрушить — вызвать полный сбой системы или её компонента, привести к «краху».

Обёртка — вспомогательный код, который делает работу с основной функцией более удобной (например, обёртка над библиотекой).

Огород — сложная структура, созданная из множества зависимостей, которая работает, но выглядит громоздко. Городить огород — придумывать сложое решение вместо простого.

Огрызок — урезанный, неполный функционал, оставшийся от более полного решения.

Оживить (систему) — вернуть систему или приложение в работоспособное состояние после сбоя.

Опустить (сервер, сервис) — выключить.

Отвалиться — перестать работать или выйти из строя; часто про внешний сервис или зависимость.

Откат — возврат системы к предыдущему состоянию или версии после неудачного изменения.

Откатить — вернуться к предыдущей (рабочей) версии системы или проекта.

Откопать — найти старый код или забытое решение.

Отлаживать — искать и исправлять ошибки.

Отловить (исключение) — перехватить ошибку в коде и обработать её, не допуская завершения программы.

Отлуп — сообщение от почтового сервера о неудавшейся попытке отправить письмо.

Отрихтовать — слегка подправить код, чтобы улучшить его работу или внешний вид.

Отшлифовать — доработать детали кода или интерфейса, чтобы всё выглядело и работало идеально.

Падать — перестать работать.

Падение — когда программа «падает» из-за критической ошибки.

Пакет — набор библиотек, компонентов или зависимостей, которые поставляются вместе; блок данных, передающихся по сети.

Перегруженный — функционал, который содержит слишком много возможностей, иногда избыточных.

Переехать (на новый движок) — перейти на новую версию платформы, фреймворка или системы.

Перекроить, Перепилить — переделать код или проект, внеся кардинальные изменения.

Перелить — переместить данные или ресурсы из одного места в другое.

Песочница — изолированная среда для экспериментов и тестирования, чтобы не повредить основной проект.

Пилить — работать над проектом или фичей (особенно в постоянном режиме).

Пилить костыли — создавать временные решения для быстрого исправления проблемы, хотя они не являются лучшими с точки зрения архитектуры.

Пилот (pilot) — пробная, испытательная версия или прототип.

Платёжка — Платёжная система (которую можно подключить к своему сервису).

Плюшки — Бонусы от компании сотрудникам. Очень часто относятся к условиям работы: гибкий график, наличие спортзала, кухни, комнаты отдыха и т.д.

Под капотом — технические детали внутреннего устройства системы, «внутренности».

Подвал — Элемент структуры web-страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию — контакты, ссылки на соцсети и т.д.

Подкатить (изменения, новую версию) — предоставить что-либо (новую версию, новый под).

Подкрутить — изменить параметры системы, чтобы улучшить её работу.

Подкручивать настройки — менять параметры, чтобы добиться оптимальной работы.

Подлить — добавить данные или функционал в существующую систему; позгрузить свежий код или данные.

Поднимать руками — решать проблему в ручном режиме, особенно в критической ситуации.

Поднять — запустить сервер или сервис (поднять базу данных, поднять сервер).

Подогнать под формат — адаптировать данные или код под нужный стандарт.

Подпилить — слегка изменить код или функционал, улучшив его работу.

Подрубить — подключить что-то, активировать (подрубить библиотеку).

Подтянуть (свежие данные, код) — скачать / получить свежую версию кода или иной информации.

Подтянуть хвосты — завершить оставшиеся мелкие задачи или исправления.

Подцепить — подключить новый модуль или библиотеку.

Пожар — критическая ситуация или баг, требующий немедленного исправления.

Поймать — отловить ошибку или исключение в коде.

Покопаться в кишках — разбираться в глубинных структурах кода или системы.

Покрасить кнопки — сделать минимальные, поверхностные изменения, чтобы показать, что работа идёт.

Ползти — медленно выполняться.

Поплыла (вёрстка) — некорректное отображение страницы в браузере после изменений.

Портянка / Простыня (кода) — длинный, плохо структурированный фрагмент кода.

Почистить (данные) — удалить ненужные или неиспользуемые данные, чтобы уменьшить нагрузку на систему.

Привести в чувство — исправить код или систему, которая после изменений стала нестабильной или неработоспособной, вернуть её в рабочее состояние.

Прикрутить — добавить новый функционал к уже существующей системе.

Пристроить (код, функцию) — найти применение для куска кода или функции в проекте.

Причесать (код, конфиги) — привести код в порядок, сделать его более аккуратным и структурированным.

Пробиться — добиться доступа к данным или ресурсу через преграду.

Пробросить — передать данные или параметр (пробросить значение через функции).

Прогнать (тест) — выполнить тест.

Прокачать — улучшить систему или компонент, повысив их производительность или возможности.

Проковырять дырку — найти или создать «лазейку» в системе, часто для обхода ограничений или защиты.

Прописать — указать нужные параметры или значения в конфигурации.

Пропылесосить базу — очистить базу данных от устаревших или ненужных записей.

Проседание — временное снижение производительности системы или её компонентов.

Прослойка — уровень абстракции между компонентами, обеспечивающий взаимодействие между ними.

Протухший (код) — код, который давно не обновлялся и не соответствует текущим требованиям.

Прошивка — программный код, записанный в энергонезависимой памяти устройства

Пустышка (placeholder) — объект или файл без содержимого.

Развернуть — выложить / настроить ПО / систему (на серверах).

Разлить — распространить функционал или изменения на разные компоненты системы / серверы; равномерно распределить данные или изменения по разным элементам системы.

Разложить (по серверам) — аналогично «раскатать», сделать обновление или функционал доступным на всех нужных узлах.

Размазанный (код) — плохо структурированный код, растянутый по разным частям проекта.

Раскатать — распространить новую версию приложения или обновления на всех серверах.

Раскидать — распределить задачи или данные по разным частям системы.

Раскопать — обнаружить или найти информацию, ошибку или нужный участок кода после тщательного анализа или поиска. Чаще используется в контексте нахождения причины сложной проблемы или ошибки, которая не была очевидной.

Распухнуть — увеличиться в размерах из-за добавления данных или функций, часто нерационально.

Расшить узкое место — оптимизировать участок кода, который ограничивает общую производительность.

Ронять — снижать доступность или производительность системы.

Ругаться (о программе) — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.

Ручками — вручную выполнять работу, которая могла бы быть автоматизирована или оптимизирована.

Ручной — процесс, который выполняется вручную, не автоматизированный.

Рыхлый (код или данные) — в которых мало полезного на единицу объёма, которые можно сократить.

Сборка — процесс компиляции кода в исполняемый файл, а также результат этого процесса.

Сбросить — сбросить настройки, данные или изменения в их исходное состояние.

Сдуть пыль — обновить или оптимизировать старый код, который давно не использовался или не поддерживался.

Синтаксический сахар — удобные синтаксические конструкции в языках программирования, делающие код более читаемым.

Склеить — соединить разные части кода или компонентов вместе, иногда временно.

Слепить на коленке — быстро создать что-то, не обращая особого внимания на качество.

Слететь — сломаться.

Слить — скачать данные откуда, то; объединить что-то с чем-то (ветви разработки)

Сломать — нарушить работоспособность системы, функции или компонента.

Сносить — полностью удалять или сбрасывать до изначального состояния (например, «снести систему»).

Сопли — фрагменты кода или элементы интерфейса, добавленные временно, неструктурированные и некрасивые.

Спагетти (код) — длинный и запутанный код, в котором трудно разобраться.

Спихнуть — передать задачу или модуль другому разработчику.

Срастить — объединить части кода или системы, сделав их совместимыми.

Схлопнуться — неожиданно завершить работу, прекратить выполнение.

Сырой (код, система) — недоработанная, требующая доработки код, функция или система.

Технический долг — накопленные проблемы и недоработки, которые «сэкономили» время вначале, но усложнили дальнейшую поддержку и развитие.

Течь — ситуация, когда память или ресурсы системы постепенно утрачиваются (например, «память течёт»).

Туннель — защищённое, зашифрованное соединение, которое позволяет передавать данные через сети.

Тянуть — получать данные / обновления из другого сервиса или базы данных.

Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.

Удалённый — что-то находящееся не на твоём компьютере / сервере

Унылый (код) — скучный, неинтересный или неэффективный код, который сложно поддерживать.

Упасть — потерять работоспособность, выйти из строя. Например, когда сервер или приложение «упало».

Утечка (памяти или ресурсов) — потеря памяти или ресурсов, которые не возвращаются в систему, происходящая постепенно.

Фильтр — условие или часть кода, которая отсеивает ненужные данные или запросы.

Флаг / флажок — переменная или значение, которое указывает на состояние или выбор.

Хвост — конец файла / набора данных; в логах — последние записи.

Хвосты — мелкие задачи или недоработки, которые остались после завершения основного объёма работ.

Хрупкий (код) — код, который легко сломать при внесении изменений.

Чахлый — код или алгоритм с низкой производительностью.

Чердак — набор старого или редко используемого кода, который почти никогда не меняется, но и не удаляется.

Чистый код — качественно написанный, хорошо структурированный код, с которым легко работать.

Шаманство — исправление ошибок или настройка кода, которое выглядит как волшебство, часто без полного понимания, почему решение работает.

Шапка — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.

Шить / прошивать — закачивать прошивку на устройство.

Шлифовать — улучшать детали, доводить функционал или код до идеального состояния.

Шумный (код или журнал) — содержащий много лишней информации, затрудняющей анализ.

Ядро (системы) — центральная часть системы или программы.

© Habrahabr.ru