Следящий софт: как показать сотруднику, что у вас цифровой концлагерь
В начале 2023 года широко обсуждались возможные ограничения удалённой работы IT-специалистов из-за границы. Несмотря на то, что законодательство пока ещё не изменилось, некоторые законотворцы не теряют надежд, а российские IT-компании, такие, как Тинькофф, Билайн или VK, самостоятельно ввели ограничения для удалённой работы из других стран. Другие отечественные IT-компании тоже зря время не теряли и разработали софт для выявления удалёнщиков, уехавших из России. Существует множество программ для контроля сотрудников, и нашумевший этим летом «Стахановец» не единственный в своём роде. Мы провели опрос на Habr и в нашем Telegram-канале. Согласно результатам, 44% респондентов работали в IT-компаниях, которые используют приложения для слежки за своими сотрудниками.
В чём причина использования таких программ и что думают об этом сотрудники расскажем в нашей статье.
Программы для слежки за сотрудниками
Программное обеспечение для слежки за сотрудниками можно разделить на 2 типа: тайм-трекеры и DLP-системы (Data Leak Protection).
Тайм-трекеры
Тайм-трекеры — это приложения, основное предназначение которых состоит в учёте рабочего времени, затраченного на определенные задачи. Помимо непосредственно учёта времени, такие приложения также могут:
отслеживать активность сотрудников;
делать скриншоты и скринкасты;
создавать отчёты о затраченном времени;
мониторить сетевой трафик;
мониторить запущенные приложения;
получать изображение с web-камеры;
отслеживать геолокацию.
DLP-системы
Программное обеспечение по защите от утечек данных предназначено для предотвращения несанкционированного распространения конфиденциальной информации внутри и за пределы организации. Основные задачи, решаемые с помощью DLP-систем:
предотвращение распространения финансовых данных, интеллектуальной собственности и прочей чувствительной информации за пределы организации;
предотвращение утечки информации между сотрудниками;
соответствие нормативным требованиям и законам, обязывающим, например, защищать конфиденциальные данные своих клиентов.
Сама по себе защита данных от утечек — вещь необходимая. Но одновременно с использованием по назначению подобное программное обеспечение имеет функционал для контроля за сотрудниками, аналогичный функционалу тайм-трекеров.
С чем приходится работать
По результатам вышеупомянутого опроса, айтишникам приходится сталкиваться как с тайм-трекерами, так и DLP-системами.
Специалисты чаще всего встречаются с мониторингом активности приложений, созданием снимков экрана и записью активности периферийных устройств.
По информации от работников, чаще всего программы для слежения используются для контроля соблюдения трудового распорядка. Обеспечение информационной безопасности компании лишь второй по популярности ответ. Помимо этого, многие сотрудники сталкиваются с использованием накопленных данных для проведения перфоманс ревью. Интересно также то, что 23 человека из 415 сталкивались с контролем местоположения на удалённой работе. В текущее время это особенно актуально для работодателей, поскольку многие из них ограничивают возможность удалённой работы в других странах.
Работа под колпаком
Работа под присмотром «цифрового Большого брата» негативно влияет на сотрудников. Следящий софт во многих случаях вынуждает перерабатывать, что может привести к выгоранию. К тому же работодатели не брезгуют использовать собранную информацию против сотрудников, когда возникают вопросы сохранения прибыли.
Переработки
В некоторых странах Европы, например в Сербии, обеденное время включено в 8-часовой рабочий день. Т.е. айтишники в Сербии, скорее всего, работают около 7 часов, если учесть все перерывы «на кофе». Но некоторые российские работодатели до сих пор не могут смириться с мыслью, что современный специалист способен эффективно справляться со всеми задачами меньше чем за 8 часов в день. При помощи тайм-трекеров и DLP-систем они пытаются выжимать из работников каждую минуту.
У меня такой характер работы, что надо частенько думать, прежде чем что-то делать. Поэтому в эти моменты активности у меня как будто и нет. Из-за этого в программе к концу рабочего дня могло быть такое, что я, якобы, отработал 7 часов или 7 с половиной. Поэтому, чтобы дотянуть до 8 часов, приходилось перерабатывать, как минимум, на полчаса в день.
Работал в конторе, которая продавала трафик, впаривала Амиго.Браузер и прочую дребедень. Оплата была поминутная. Для того чтобы получить на руки оговоренную сумму, требовалось залогировать 480 минут (8 часов). Софт отслеживал клавиатуру, мышь и раз в минуту отправлял работодателю скриншот. Софт считал, что ты не работаешь после минуты простоя клавомыши, то есть даже отлучиться в туалет означает остановку счётчика времени. Таким образом, чтобы залогировать 480 минут, приходилось фактически работать 9–10 часов, не отходя от компьютера. С тех пор с таймтрекерами стараюсь вообще не связываться.
Некоторым даже этого мало и в вакансиях прямым текстом указано, что в рабочее время хотят наблюдать за вами по web-камере, ведь это совсем как в офисе.
Выгорание
Постоянные переработки нередко приводят к выгораниям. В феврале этого года исследовательский консорциум Future Forum сообщил о результатах исследования, согласно которому более 40% людей, работающих за компьютером, чувствуют выгорание на работе. А совсем недавно компания JetBrains опубликовала своё исследование, согласно которому 73% респондентов испытывали выгорание. Нетрудно догадаться, что постоянный надзор не способствует спокойной работе.
На прошлой работе был YouTrack для трекания времени без слежения. Использовался для отчёта по выработке. В итоге я выгорел в угли из-за того что часто думал «А достаточно ли я затрекал сегодня часов» и уволился оттуда. Хотя по остальным критериям компания была топовой.
Сбор компромата
Возможно, вы помните историю с увольнениями в компании Xsolla в 2021 году. Тогда компания избавилась от 150 сотрудников из-за «невовлечённости». Для анализа вовлечённости использовались накопленные данные о поведении сотрудников в рабочее время. Причиной же увольнений послужило то, что компания перестала показывать 40-процентный рост. Судя по присланным историям, этот случай далеко не единственный.
Инвесторы попросили крупную компанию сократить штат. Программу поставили без предупреждения. Многих сотрудников уволили без компенсаций под предлогом низкой активности по этой программе. В качестве аргументов были обед продолжительностью в 1,5 часа или опоздание на работу. Я была в числе тех, кого сократили.
На моей первой работе использовался тайм-трекер. Основное назначение — расчёт выплат, поскольку оплата была почасовая. Программа делала скриншоты, иногда делала 15-секундные записи экрана. Также отслеживалась активность клавиатуры и мышки и на основе этих данных вычислялся условный коэффициент активности. За год работы в компании у меня проблем с ней не возникло, а вот моего коллегу-джуна уволили из-за слишком большого количества отработанного времени и малого количества закрытых задач. При этом размер задач не учитывался. Тогда использование таких программ казалось нормальным, поскольку была первая работа и не с чем было сравнивать, но сейчас я конечно бы не согласился на такие условия.
Резюме
Бизнес всегда искал способы максимизировать свою прибыль. Даже такая полезная вещь, как DLP-системы, в руках корпораций превращается в инструмент слежения, которым можно выжать из сотрудника все соки. А когда он выгорит и его производительность снизится, просто уволить из-за низкой вовлечённости. Объединяйтесь.