Skunk Works курильщика, или собственный лоу-код на страже продаж

С вами Саша Хрущев, технический директор IT-компании WINFOX, и мы продолжаем рассказывать историю нашего лоу-код продукта. 

Из первого материала вы узнаете, как зародилась идея сделать Приладу и как мы все провернули. Эта статья про то, как развивается продукт в последние годы: инсайты, сложности, результаты и все такое.  

Часть 1. Skunk Works

Когда я был молод, полон сил и остро нуждался в деньгах, меня занесло на собеседование в одну крупную компанию, которая занималась разработкой софта для энтерпрайза и телекома. Я собеседовался на очень интересную должность — что-то вроде техлида в R&D-отдел. Отдел занимался не фундаментальными исследованиями, а разрабатывал вполне прикладные инновационные решения — этакий Skunk Works. 

Skunk Works — дочернее предприятие Lockheed Martin, конструкторское бюро, которое разработало самые выдающиеся самолеты Локхидов. Со временем выражение «Skunk Works» стало обозначать некую пиратскую команду гиков, которая реализует безумные инновационные проекты в сжатые сроки. 

Все работало так. Продажник приезжает в условную Индонезию и начинает впаривать существующие решения. Клиент ему говорит:

— Это, конечно, здорово, но у нас вообще-то особенности рынка, такой-то бизнес-процесс, нам нужно вот это и вот это.

— Кстати, у нас тут новый релиз выходит. В нем как раз будет та фича, которая вам нужна, и еще пара приятных бонусов, — отвечает продажник, а сам под столом набирает сообщение шефу R&D со списком фич, которые надо через пару недель показать потенциальному клиенту. 

С этого момента начинается настоящая жара. R&D-команда пашет без сна и выходных, пока продажник чилит на пляжах. Через неделю разработчики выкатывают новые фичи. Продажник заряжен. Клиент заинтересован. Контракт подписан. В идеальном случае, конечно.

Концепция настолько запала мне в душу, что я даже пытался внедрить ее на тогдашнем месте работы, но не нашел понимания. И пришлось отложить все до лучших времен. До времен WINFOX.

Кстати, собеседование я тогда прошел, но предложенный уровень денежной мотивации совершенно не соответствовал ни моим ожиданиям, ни должности, ни уровню нагрузки.

Часть 2. Я — скорость

После тучных 2010-х, ковида и СВО рыночек довольно быстро порешали, как могли. Пока в других странах рынок диктует условия, In Soviet Russia все наоборот — условия диктуют рынку. 

В какой-то момент крупный бизнес перестал интересоваться аутсорс-разработкой как таковой. Никто не хочет вкладываться в долгострой, чтобы сделать круто и не как у всех, но когда-то потом, если есть конкретные бизнес-задачи, которые надо решать здесь и сейчас. Наверное боятся, что завтра очередной китаец съест какую-нибудь кракозябру или прилетят инопланетяне.

8e0d4c9b4ba9b450e4a5fe9c9fe537a5.png

Наряду с этим появился острый запрос на готовые продукты, решения, конструкторы. Даже кейсы уже работают не так, как раньше: «Здорово, что вы делали что-то похожее, но нам надо готовое и еще вчера». Плюс импортозамещение, когда к клиенту надо придти с тем, что у него уже есть и работает. 

Еще до всего этого мы искали свою миссию и конкурентное преимущество. И выдвинули гипотезу: «Мы не можем сложно, как Х. Мы не можем дешево, как Y. Зато мы можем офигеть как быстро».

a1dce1516cc75e4dc1f924499cb0dc50.png

У нас даже был положительный опыт блиц-проектов с выводом в продакшн за две-три недели, но мы отреклись от этой идеи. Компания заматерела, обросла процессами и бюрократией, а заказчики стали уже не такими отбитыми. Но отреклись, как оказалось, лишь на время, пока снова не потребовалось в корне менять подход и перестраивать процессы, чтобы не вылететь с рынка.

b6acee00063e933a05c1eb35bfc4e95f.png

Сегодня наша цель — убедить клиента, что мы можем дать ему именно то, что он хочет, и в нужные сроки, а не показать готовый продукт. За совсем готовым решением — это в нишевые продукты, конструкторы, вот туда вот. На CodeCanyon, на худой конец. 

Да, в плане того же ритейла, наша Прилада и близко не может конкурировать с Imshop.io. Но нашим клиентам это и не надо. 

За первые пять лет существования мы разрабатывали вообще все — от биллинга до соцсетей, от игр до промышленной автоматизации. Когда нас спрашивали, можем ли мы сделать фейсбук, но чтобы он был как Вайлдберис и с оплатой биткоинами, мы отвечали: «Подержите мое пиво». Мы даже могли сделать, чтобы бабушка выскакивала и кричала: «Наркоманы!». Вопрос лишь в цене и сроках. 

Такая неразборчивость вышла нам боком, зато помогла набраться опыта в разных сферах, собрать значительную кодовую базу и отчасти запихнуть ее в наш лоу-код продукт. Пусть криво-косо и на морально-волевых, но мы начали крафтить рабочие прототипы для особенно важных клиентов.

Часть 3. Fox Works

Одно дело — собрать на коленке пару прототипов для изначально лояльных клиентов и в комфортные сроки. Другое дело — сделать то же самое со сроками «до вчера» и без «вот здесь не смотрите — тут рыбу заворачивали», чтобы это можно было показывать ЛПР, не раздавая тонны кринжа. А уж возвести все в абсолют и породить некий процесс внутри компании вообще звучит как лютый вызов. 

Но все не так плохо, когда у тебя есть Прилада. Тот самый продукт, который пока не востребован на рынке именно как лоу-код решение, но является классным инструментом быстрого прототипирования. 

Однако даже с нашей Приладой без системного подхода получалось не очень. 

Например, простое развертывание того, что уже есть, занимало непозволительно долгое время. Подготовить среду, задеплоить, подтянуть домены и сертификаты, собрать, залить сборки на сервера, протестировать… На это уходило до двух суток. В условиях, когда на все про все есть не больше недели, возиться с такой ерундой даже больше двух часов никуда не годится. А быстро найти что-то нужное для конкретного прототипа в кодовой базе, фичах, ветках — тот еще квест.

25a9e90e2d5973bfffec4c1640d7b3c6.jpeg

И у нас созрел план. Вот он:

  1. Ревью наработок и подготовка шаблонов

  2. Учения по развертыванию типичного демо

  3. Формализация процесса

В ходе ревизии и учений мы получили инсайты, которые немедленно взяли в работу. 

  • Пересмотрели подход к роутингу.

  • Обнаружили кучу недокументированных функциональных возможностей, значительная часть которых валяется в бэклоге как нереализованные.

  • Функциональность шаблонов и подключаемых библиотек, которые были разработаны лет пять назад (но понадобились сейчас), оказалась не совсем рабочей.

  • Имеем пул поддоменов, привязанных к демостендам, которые тоже нужны сильно заранее.

  • Наскребли по сусекам набор готовых шаблонов. 

  • Сформировали — и частично реализовали — новые требования к разработке:

    • у любого компонента, который подразумевает интеграцию, должен быть режим эмуляции: например, если у тебя нет кассы, твой кассовый сервер должен уметь делать вид, что она есть;

    • новый уровень логирования и отладки (больная тема для Прилады в целом);  

    • некоторые дополнительные фичи и настройки, которые сокращают риск накосячить в спешке так, что демка упадет в самый неподходящий момент.

  • Сформировали и отладили сам процесс презентаций:

    • формат и таймлайн презентации;

    • первичный внутренний прогон с обязательной записью видео;

    • непосредственный показ клиенту.

    • сбор обратной связи. 

После доработок и улучшений в продукте и процессе нам удалось выйти на показатель два-три дня на демо. 

Этого времени оказалось вполне достаточно: примерно столько же сейлз может заговаривать зубы клиенту, не вызывая подозрений. 

Это дало неплохой буст как Приладе, так и нашим успехам в подготовке демо и последующим продажам. За полгода мы собрали и продемонстрировали больше десяти решений. Вот эти решения:

  • учетная система для крупного производственного холдинга;

  • система управления рисками и внутренним аудитом для финтеха;

  • интерактивный ИИ-тренажер для обучения банковских операционистов (да и вообще любых специалистов, которые занимаются клиентским обслуживанием и продажами);

  • сервис протоколирования совещаний с последующей автоматической постановкой задач и трекингом;

  • система автоматического обслуживания клиентов для ЖКХ и лифтов;

  • облачное решение для фитнес-центров;

  • интеграционная шина для сервиса спортивной аналитики;

  • несколько решений онлайн-торговли для ритейла.

Определенно, киллер-фича Прилады в том, что если у клиента уже есть какое-то доступное извне решение, например, интернет-портал, наш лоу-код продукт может спарсить весь нужный контент. 

Показать клиенту нужный продукт — круто. Показать клиенту продукт с его данными — бесценно. Для развития Прилады участие в таком процессе само по себе ценно, так как по ходу рождается много интересных технических решений. 

Мелкие костыли и подпорки работают как мутации в процессе эволюции, а авральный режим только ускоряет этот эволюционный процесс. 

Какие-то решения закрепляются и становятся частью Прилады. Например, такие странные и опасные на первый взгляд штуки вроде потока, который не завершится, пока кто-то не обработает все порожденные им события. Другие решения мы забываем как страшный сон сразу после презентации.

Эпилог

Не все, конечно, проходило и проходит гладко. Вот из последнего. 

  • Клиентский сайт на битре, выдающий невалидные HTML-страницы, от которых у нашего парсера сносит крышу. Пришлось выгружать все страницы, править их руками и потом кормить ими парсер.

  • Шикарное демо, но контракт мимо из-за того, что мы не успели вовремя податься в реестр отечественного ПО.

  • Не смогли провести презентацию, так как MS Teams отказался показывать экран и передавать звук одновременно. Записывали видео и отправляли его клиенту. Теперь мы всегда записываем видео заранее.

В следующей статье расскажу о развитии нашего продукта, технологиях, архитектуре и бэклоге фичей.

© Habrahabr.ru