Сказ о том, что стоит поменять (удалять) в школьном курсе информатики

Вступление

Всем привет — я недавно закончил гуманитарную школу и поступил на ФИТ НГУ (для меня такое среднее образование стало плюсом, так как у меня было 5–6 часов хорошего английского в неделю). На первой паре по императивному программированию (в целом — это алгоритмы и структуры данных на си) был опрос от лектора — какой ЯП вы изучали в школе? — оценочные результаты ответов меня удивили (точных цифр нет, так как считать количество людей в поточке не самое быстрое занятие). В этой статье я постараюсь рассказать то, как было бы лучше изменить Информатику в школе (естественно по моему мнению) — если вы будете с чем-то не согласны или думаете, что я что-то упустил — давайте встретимся в комментариях.

Про информатику вообще

Мне нравится информатика, особенно ее красота и элегантность — только подумайте, вы можете объяснить куску переплавленного песка (тут чисто из таблицы Менделеева сравнения — его точность ± 0) кремния то, как обрабатывать данные. Просто остановитесь и подумайте, что в данный момент вы своего рода бог, который придает «жизнь» чему-то неживому. И я считаю, что школа не показывает эту красоту — она лишь дает какие-то обрывки знаний и не помогает собрать из этого «Мона Лизу».

Мем - ссылки не будетМем — ссылки не будет

С чем это связано? — я думаю с тем, что к информатике отношение как к устоявшейся точной науке, в которой развитие остановилось (на школьном уровне). Но мне кажется, что это не так — на данный момент популяризаторы науки и программисты осмыслили многие «сложные» понятия и их можно (пусть и поверхностно) рассказать — лишними они, я надеюсь, не будут.

Про ЯП в школьном курсе

источник - https://р47.навигатор.дети/program/11180-yazyk-programmirovaniya-pascalисточник — https://р47.навигатор.дети/program/11180-yazyk-programmirovaniya-pascal

В результате опроса выяснилось, что большая часть студентов учила в школе Pascal. Я не противник этого языка, но считаю что пора бы уже что-то менять. Зачем учить школьников языку, который им не пригодится. Давайте просто сменим ЯП на современные, например Python (для любителей выражать свои мысли без заморочек) и Си/С++ (для любителей строгости и лаконичности). В целом тут может быть почти любой ЯП. В целом тут можно долго обсуждать про то, что важнее навыки, а не реализация, но я считаю что если мы не учим гуманитариев счету только на римских цифрах, то почему мы не делаем так же с информатикой.

Тут конечно можно возразить, что учителя не готовы к такому, но и тут я имею предложение — давайте сделаем хорошие и бесплатные курсы для учителей для переподготовки и объявим что на ЕГЭ с N года не будут приводиться примеры на Basic/Pascal. Это создаст желание детей проходить на уроках тоже, что будет в ЕГЭ/ВПР и при этом даст возможность учителям сделать это.

Про «современность» знаний

Мне в 10–11 классе выдавали учебник в котором рассказывалось про поисковые системы для интернета. Я считаю что этого вообще не должно существовать — давайте лучше больше расскажем про спам/важность доверия к ресурсу, где ты соглашаешься с лицензией/да просто примерные алгоритмы работы этих самых поисковиков. Да, мы не сможем рассказать детям все эти темы очень глубоко, но общее представление, на уровне базы точно лишними не будут.

Про Word/Excel/PP

Ссылка - https://hilifehacks.com/microsoft-office-ios-android33016Ссылка — https://hilifehacks.com/microsoft-office-ios-android33016

Тут я смысл вообще понять не могу. Может вы знаете? Зачем детям несколько четвертей (а то и лет) рассказывают про возможности этих инструментов? Здесь можно сильно сократить программу до базового уровня и просто попросить детей воспользоваться этими инструментами для подготовки выступления/чего-то еще дав какие-то критерии. Они сами разберутся с тем, что им нужно и просто воспользуются инструментами — я считаю что тут важнее база, которая позволит в будущем быстро разобраться, а не то, как поставить «красную» букву.

Про железо

Да, тут определенно очень спорно, но я считаю что мы должны давать детям более «низкоуровневые» знания — давайте расскажем им про ассемблер и регистры. Возможно даже покажем на каком-то «детском языке ассемблера» и попросим их просто сложить два числа. Это покажет, что процессор это не магия для избранных, хоть низкоуровневое программирование это и сложно. Но про практику я не уверен, тут только «эээкперименты» (Из Галилео, если кто-то еще помнит те времена) покажут, как говорится.

А вот такие схемы ровным счетом ничего не показывают и должны использоваться только как самая первая «высокоуровневая» схема

d43ba717835b4f209e312473c8d3c4be.jpeg

Про правила пользования компьютером и уход за ним

Для меня это стало удивлением, но есть люди, которые не знают, что можно заразиться вирусом из вложенных материалов почты и так далее. Я считаю что помимо правил работы за компьютером, хорошо было бы рассказать про вирусы и как с ними борются, почему операционная система вообще существует и почему для нее программы и вирусы в целом одно и тоже.

Так же стоит рассказать про то, что в целом за компьютерами нужен уход — хотя бы пылесосить время от времени, про то, что их части могу изнашиваться.

Про практику программирования

Многие люди вообще не понимают чем занимаются программисты (глубже «пишут программы») и почему они так нужны всем.

Только практика может показать, что они должны знать многие вещи и в целом, что небольшую программку для «сложить 2 и 2» можно написать самостоятельно за вечер. Определенно здесь не стоит перегибать палку, так как наша задача дать базу, а не выпустить дипломированных специалистов. Этот подход облегчит задачу вузам — им не нужно будет держать для людей не учащихся на программистов преподавателей на Pascal (да я слышал и про такое), чтобы не тратить и без того небольшой объем времени на переучивание.

Про ЕГЭ/ОГЭ и в целом школьные экзамены

image-loader.svg

Поскольку я сдавал ЕГЭ, и ОГЭ по информатике, могу с уверенностью сказать — там проверяют все что угодно, кроме информатики, которая потом пригодится в ВУЗе. Забавная корреляция (которая строится скорее на особенностях моего курса, чем на практике) — чем выше у вас баллы по экзамену, тем скорее у вас 3 по алгоритмам и структурам данных.

Я думаю, что мы должны выбросить из егэ очень много заданий. Даже те задания по программированию, которые там есть проверяют только то, готовились ли вы или нет.

Как это сделать? — все просто — выбрасываем задания в которых нужно делать большие вычисления в голове — Смысл данного экзамена проверить знания по информатике, а не проверить умеет ли ребенок считать (что в целом странно проверять у человека в 11 классе, не находите). Если составители не знают как выбросить эти задания просто возьми и выбрось — можно просто разрешить калькулятор, он сэкономит время на абсолютно бесполезных заданиях.

В идеале нужно полностью поменять ЕГЭ — в моем мире в нем все еще есть первая часть, где все еще нужно посчитать размер файла или то, чему будет равно какое-то число при неравномерном двоичном коде. Но там так же есть вторая часть, которая почти полностью касается алгоритмов, которые проходят в школе, и программирования. Пусть дети обработают какие-то заранее подготовленные данные, возможно что-то отфильтруют (максимально простыми способами), напишут какую-то несложную олимпиадную задачку.

В мой год я программировал на современном компьютере листочке. Что для меня в целом вообще не понятно — если мы просим детей программировать, давайте дадим им и отладчик. Не стоит придумывать велосипед, на ОГЭ же как-то программируют на компьютере.

Таким образом я бы поставил ЕГЭ по информатике 15 баллов из 100, так как оно проверяет все что угодно, кроме вещей которые понадобятся в ВУЗе.

Про неприятное чувство после

Вы когда-нибудь задумывались насколько неприятно осознавать, что все, к чему тебя готовили в последний год — тебе не пригодитcя.

А тут тебя еще и оценили еще по бесполезным знаниям (возможно испортив тебе поступление), а в конце сказали — теперь просто забудьте. Если честно было бы интересно услышать мнение авторов ЕГЭ по информатике о том, что по их мнению так с экзаменом. Но я если честно не очень хочу отправлять обращения куда-то, чтобы получить (скорее всего) отписку.

Итоговая картина

В результате я думаю, что в школу могут придти и программисты (да не на полную ставку, но как дополнительная занятость, интересная для них — почему бы и нет). Возможно что-то из перечисленного выше избыточно, да возможно это так, но я думаю только так можно показать красоту Информатики/программирования/Computer science для всех — ведь этот предмет точно не про сухие данные и умения.

Тут конечно стоит еще сказать про устаревание компьютеров, которыми располагает школа, но это тема других сайтов.

© Habrahabr.ru