Ситуация: Sonos вышел на биржу и может «выйти из комнаты»

Калифорнийский стартап Sonos, который разрабатывает и продаёт беспроводные аудиосистемы и «умные» колонки, 2 августа 2018 года вышел на американскую биржу NASDAQ. По итогам первого дня торгов капитализация компании оценивалась в $1,95 млрд и пока есть основания полагать, что у Sonos больше шансов на долгосрочный успех, чем у других производителей потребительской электроники, которые провели первое публичное размещение акций в последние годы.

Не в последнюю очередь потому, что компания заблаговременно готовится выйти за пределы своей «зоны комфорта» — запустить производство аудиоаппаратуры не только для дома.

moimp8jmvzb2sykr1s7vdeldb9k.jpeg
Фото PxHere / PD

Эффект от публичного размещения акций


Sonos, специализирующаяся на компактных домашних аудиосистемах и смарт-динамиках с технологией распознавания речи, привлекла в ходе IPO $208 млн при оценке $15 за акцию. Однако за следующие три недели её котировки поднялись и преимущественно держатся в коридоре $17,0–19,5, что дает повод обсудить возможные перспективы.

Зарабатывать компания умеет: по итогам предыдущего финансового года она отчиталась о $14,2 млн чистого убытка при валовом доходе в $992,5 млн, что более чем приемлемо для сравнительно молодого игрока, который вкладывается в R&D и рыночную экспансию.

Средства, вырученные от размещения ценных бумаг на бирже, Sonos планирует пустить на то, чтобы потягаться с Apple и Amazon за влияние на аудиопространство в домах пользователей. И у неё есть что им противопоставить.

В чём сила Sonos


Основанная в 2002 году, Sonos работает с прицелом на создание многокомнатных аудиосистем. Среди её конкурентных преимуществ — сравнительно высокое для её ценовой категории качество звучания акустики, лёгкость в установке и компоновке элементов системы, поддержка множества сервисов онлайн-стриминга аудио, включая Apple Music, Pandora и Spotify, через единое приложение.

На протяжении большей части своей истории калифорнийцы выпускали аудиоустройства технологически инновационные, но призванные выполнять традиционную функцию — воспроизведение музыки. Однако недавно они вышли на новый для себя рынок «умных» колонок.


Выпущенный в 2017 году Sonos One способен служить станцией для общения с амазоновской Alexa, а с июля 2018 года новейшие устройства компании, включая Sonos One, Sonos Beam и Play:5 второго поколения, в состоянии работать также с Siri (если у владельца колонки есть что-то из эппловских гаджетов с поддержкой AirPlay 2). Обещают в Sonos и поддержку Google Assistant.

urxo8mhhzqx5bh133wdderykhdw.jpeg
Фото Pexels / PD

Помимо всего прочего, руководители Sonos делают упор на то, что отказались от концепции запланированного устаревания и до сих пор целенаправленно поддерживают все устройства, которые вывели на рынок. Такая забота о потребителях импонирует самим потребителям и вместе с тем вызывает вопросы у инвесторов. Например, не подорвёт ли бизнес слишком длинный жизненный цикл товара. Впрочем, топ-менеджерам компании пока есть чем парировать эти сомнения: в 27% домов, где используется продукция Sonos, купили не меньше четырёх её устройств, а в 61% — больше одного.

Предмет гордости Sonos — её программная платформа, которая в том числе и обеспечивает поддержку современных технологий старыми гаджетами. Например, недавно компания реализовала совместимость своих новейших решений с эппловской системой AirPlay 2, которая делает возможным стриминг аудио на многокомнатную акустику. И даже если в домашнем аудиокомплексе есть динамики, выпущенные Sonos целых 13 лет назад, когда и первого-то AirPlay в помине не было, они будут работать в едином «ансамбле» с более современными «соносами».

Зачем все это Sonos и покупателю


С одной стороны, Sonos вовремя запрыгнула в поезд, набирающий ход: по оценке Morgan Stanley, к 2022 году более чем в 70% домохозяйств в Штатах будет как минимум одна «умная» колонка, а Ассоциация потребительских технологий США сообщала, что в 2018 году почти половина взрослых американцев собиралась приобрести такой гаджет.

С другой — компании предстоит убедить как инвесторов, так и покупателей в том, что её продукты для работы с голосовыми помощниками лучше, чем предлагаемые грандами IT, такими как Apple и Amazon. Немаловажно, что она становится зависимой от тех игроков, с которыми пока ухитряется сотрудничать, поскольку заступает на их территорию.

Конечно, тем же Amazon и Google на раннем этапе развития цифровых ассистентов резонно увеличивать охват аудитории этих сервисов, в том числе через чужую аппаратную базу. Однако с течением времени они могут захотеть контролировать и «железо», на котором работают их голосовые помощники, и в прямом и переносном смысле «отказать от дома» Sonos, что подорвёт устойчивость её бизнеса.

В 2010-е не одна компания в сфере массовой потребительской электроники переживала резкий взлёт, за которым следовала стагнация или даже крах.

Корпорация Fitbit, специализирующаяся на носимых устройствах для занятий спортом и оцененная на IPO в $4,1 млрд, теряет позиции в индустрии. Производитель фитнес-трекеров Jawbone пусть и не торговался на бирже, но имел солидную инвестиционную историю и оценивался в $3,2 млрд — за каких-то три года до банкротства, последовавшего в 2017 году.

Очевидно, осознавая эти риски, в Sonos собираются строить более обширную экосистему. Так, директор компании по продукту Ник Миллингтон (Nick Millington), будучи крайне осторожным в формулировках, намекает на то, что она планирует вывести пользовательский опыт, который дают её продукты, за пределы дома. Выпустит ли она беспроводные наушники, сделает ли акустику для эксплуатации вне помещений или нечто иное, пока не уточняется.

Впрочем, у компании с уникальными инженерными разработками и внятной долгосрочной стратегией часто возникает ещё один путь — быть поглощённой стратегическим инвестором. В сегменте массовой аудиоаппаратуры это тоже возможно. В 2014 году корпорация Apple купила производителя наушников и портативных динамиков Beats за $3 млрд, а это сумма примерно в полтора раза больше той, в которую Sonos оценивается сегодня.

qyej60hn4k07dnhkhbyotdtkdc8.jpeg
Фото PxHere / PD

Похоже, Sonos лелеет намерение стать «отраслеобразующим» игроком. Все её предыдущие решения: как то: организация гибкого беспроводного взаимодействия между динамиками в составе аудиосистемы, агрегация множества сервисов онлайн-стриминга на своей платформе, партнёрство с создателями популярнейших цифровых помощников, — были предназначены для того, чтобы создать в домашнем пространстве нечто наподобие «звукового интернета».

Возможно, если компания сумеет воплотить в жизнь свою стратегию и уцелеет под давлением IT-гигантов, то через семь-десять лет миллионы семей окажутся круглосуточно вовлеченными в экосистему Sonos.

«Умные» колонки, гарнитуры, наушники, системы конференцсвязи будут собирать и обрабатывать данные о предпочтениях пользователя как в частной жизни, так и в деловой и общественной, где бы человек ни находился.

Его желание иметь высокоинтегрированные аудиосистемы под рукой способно привести к тому, что он будет «под рукой» у Sonos, для которой музыкальная часть её бизнеса, возможно, — прежде всего способ надёжно закрепиться в жизни клиентов.



Аудиомания в микроформате — наш Telegram-канал:

xq5o_rmc8w8juvbckkxdgn5adaw.pngНеобычные аудиогаджеты
xq5o_rmc8w8juvbckkxdgn5adaw.pngYouTube Music: что это такое
xq5o_rmc8w8juvbckkxdgn5adaw.pngГид по встраиваемой акустике

© Habrahabr.ru