Системы компьютерной алгебры: блеск, нищета или почему многие задачи не решаются «в лоб»
Системы компьютерной математики (СКА) творят чудеса. Развитие математических пакетов достигло того уровня, когда невольно закрадывается мысль —, а зачем нам теперь нужны классические методики преподавания математики (или физики, или механики) в школе или вузе, если большую часть «грязной» работы по преобразованию выражений можно переложить на плечи машины. А если нельзя, или трудно получить аналитическое решение задачи, то почему бы не «прощелкать» её численно в одном из популярных пакетов. Так что, давайте ограничим уровень понимания учеников составлением исходной системы уравнений, а решать учить не будем — всё легко и непринужденно сделает за них компьютер.Не буду скрывать, что катализатором для написания данного поста послужила статья про задачу о двух старушках, любительницах пеших прогулок, взятая из книги В.И. Арнольда. В связи с этим, появилась мысль рассмотреть простую математическую задачу, решение которой показывает, что возможности СКА часто упираются в, довольно закономерный, верхний предел, и для получения компактного решения, пригодного для дальнейшего анализа, необходимо таки немного напрячь извилины.
Когда, в не слишком далеком 2003 году я начал работать над кандидатской диссертацией, я столкнулся с необходимостью решать систему тригонометрических уравнений вида
причем на корни уравнения накладываются условия
Где мы сталкиваемся с такими системами? При расчете кинематики замкнутых четырехзвенников, например. Такой замкнутый четырехзвенник был в моей работе, почти такой же попался мне около года назад, когда я взялся сделать «шабашку» (помог одному профессору в его работе).
Тогда, в 2003-м я только познакомился с системой Maple и был в восторге от её возможностей, естественно я поручил эту систему ей. И меня ждал «облом»… Посмотрим, какое решение дают Maple 18 и Mathematica 10 для этой задачи сегодня.
2. Решение задачи в СКА «в лоб» В моем любимом Maple задаем систему уравнений restart;
eq01:= a*cos (x) + b*cos (y) = A; eq02:= a*sin (x) — b*sin (y) = B; и пробуем решить
solv:= solve ({eq01, eq02}, {x, y}); и получаем…Эта бяка не влезла в онлайн-LaTeX, поэтому пришлось привести скриншот. Такой результат получается из-за того, что постановка задачи слишком общая. Необходимо указать системе, какое решение нас интересует, воспользовавшись условием (3)
solv:= solve ({eq1, eq2, x > 0 and x < Pi, y > 0 and y < Pi}, {x, y}); В этом случае результат выглядит получше
Ещё раз попрошу прощения у читателя за корявый скриншот и замечу, что мы получили два решения системы (1) — (3) и нам теперь ещё предстоит разобраться, какой ответ соответствует механическому смыслу задачи (он там есть, да), а учитывая, что за a, b, A и B могут таится довольно значительные выражения (не зависящие, естественно, от x и y) нам должно стать довольно грустно в этот момент.
У системы Mathematica 10 с этими уравнениями лучше дела обстоят в том смысле, что она получает конечную форму общего решения, часть которого на скрине
Если систему дополнить условием (3), то Вольфрам говорит нам, что Solve[…] не имеет метода решения для такого случая (был бы признателен читателю за подсказку по этому вопросу, ибо считаю что сам я вопрос изучил не полностью, а пока продолжу повествование).
Кроме того, обе СКА выдают в решении богомерзкий арктангенс, который не всегда удобен по разным причинам, о которых говорить не буду — в каждом случае причины свои.
Когда мой покойный ныне «шеф» увидел эти решения в 2003 году, он задумался и изрек, что «эти крокодилы надо причесать», чем заставил меня погрузится в дальнейшие раздумья. И я снова вооружился листком бумаги и карандашом…
Чтобы получить достаточно компактное решение, надо преобразовать систему (1) — (3) к линейной относительно неизвестных. Для этого надо воспользоваться школьными знаниями по тригонометрии.Итак, возведем уравнения (1) и (2) в квадрат и сложим, перенеся всё, что не зависит от x и y в правую часть уравнения
left1:= lhs (eq01): left2:= lhs (eq02):
right1:= rhs (eq01): right2:= rhs (eq02):
eq03:= simplify (left1^2 + left2^2)= right1^2 + right2^2; eq03:= eq03 — (a^2 + b^2);
left3:= combine (lhs (eq03));
eq03_1:= left3 = rhs (eq03); используя формулу «косинус суммы», получим новое уравнение
Теперь, разрешая его относительно суммы неизвестных приходим к линейному уравнению
Линейное уравнение оно и в Африке линейное — найдя одну неизвестную, получим и другую. Займемся другой неизвестной, исключив x из одного их уравнений. Так как у нас есть условие (3), то очевидно, что
а это дает нам возможность воспользоваться основным тригонометрическим тождеством без неоднозначности «плюс-минус»
Косинус икса берем из первого уравнения
получая, таким образом для синуса икс
Чтобы не пыхтеть над бумагой, поручим всё это Maple
eq01_1:= subs (cos (x) = u, eq01); slv:= solve (eq01_1, u); eq02_1:= subs (sin (x) = sqrt (1-slv^2), eq02); eq02_1:= eq02_1 + b*sin (y); имея на выходе уравнение
Уравнение (7) надо возвести в квадрат и провести некоторые преобразования
left:= expand (lhs (eq02_1)^2): right:= expand (rhs (eq02_1)^2):
eq02_2:= collect (simplify (right — left), b);
eq02_3:= subs (coeff (eq02_2, b) = tmp, eq02_2);
slv2:= solve (eq02_3, tmp);
eq02_4:= -2*A*cos (y) + 2*B*sin (y) = slv2; eq02_5:= eq02_4/(-2); придя к уравнению вида
А теперь выполним, известный многим, «финт ушами»
left2:= lhs (eq02_5);
left3:= subs (A = O2A*cos (xi), B = O2A*sin (xi), left2); left4:= subs (O2A = sqrt (A^2 + B^2), combine (left3)); то есть, делим обе части уравнения на и сворачиваем левую часть по формуле косинуса суммы, справедливо полагая что
Получаем новое уравнение,
которое успешно решаем относительно y
eq02_6:= left4 = rhs (eq02_5); slv3:= subs (xi = arccos (A/sqrt (A^2 + B^2)), solve (eq02_6, y)):
Как видим, игрек вышел довольно компактным. Возвращаемся к уравнению (5) и находим икс
А теперь сравнив полученное с вышеприведенными «крокодилами», сделаем
Системы компьютерной алгебры — незаменимый помощник современного ученого, упрощающий ему жизнь и избавляющий от необходимости зарываться в «простыни» решений на бумаге, избавляющий от досадных ошибок/описок, освобождающий мозг для продуктивной деятельности. Но, их успешное применение неотделимо от общей математической культуры и знания элементарных вещей. Иначе, решение лежащее на почти поверхности имеет шанс не увидеть свет никогда.Спасибо за внимание к моей писанине!