Система массовой прослушки населения оказалась практически бесполезна для ФБР
Система массовой прослушки разработана Агентством национальной безопасности США
Массовое прослушивание населения страны, запись всех разговоров и текстовых сообщений — должно быть, очень действенные меры в борьбе с преступностью? С такой системой террористы будут как на ладони у спецслужб? Оказывается, совершенно нет.
Рассекреченное исследование показывает, что система для анализа логов телефонных разговоров и текстовых сообщений жителей США обошлась налогоплательщикам в $100 млн за 2015–2019 годы, но помогла ФБР инициировать только единственное более-менее значительное расследование, пишет NY Times.
Более того, всего дважды за этот пятилетний период программа сгенерировала уникальную информацию, которой ФБР ещё не обладало. Аудит провёл Совет по надзору за неприкосновенностью частной жизни и гражданских свобод (Privacy and Civil Liberties Oversight Board). 25 февраля 2020 года доклад был представлен в Конгресс США.
«Основываясь на единственном отчёте, ФБР проверило одного человека, но после проверки определило, что никаких дальнейших действий не требуется, — говорится в докладе. — Во втором отчёте содержалась уникальная информация о телефонном номере, ранее известном американским властям, что привело к открытию расследования по шпионажу».
Но высокая стоимость и низкая полезность собранных записей звонков вынудили Агентство национальной безопасности в 2019 году закрыть программу на фоне непрерывных технических и юридических проблем. Так была прервана программа тотального прослушивания типа российского СОРМ, запущенная вопреки возражениями правозащитников после терактов 9/11 для борьбы с терроризмом.
Эта информация всплыла на поверхность, когда Конгресс оценивал, следует ли прислушаться к просьбе администрации Трампа и продлить действие закона USA Freedom Act (2015), который даёт спецслужбам беспрецедентные полномочия на прослушку населения.
В итоге 16 марта 2020 года этот закон решили продлить на 77 дней. Рассмотрение этой темы просто отложили на два месяца, потому что сейчас у законодателей есть гораздо более насущные проблемы по борьбе с вирусной эпидемией.
Но вопрос с продлением закона не отменяет того факта, что в реальности система массового прослушивания населения оказалась крайне неэффективна для ФБР. 103-страничный доклад Совета по надзору за неприкосновенностью частной жизни и гражданских свобод рассекречен и опубликован в открытом доступе (с частичной цензурой).
Совет по вопросам конфиденциальности — это независимое агентство, созданное Конгрессом по рекомендации комиссии, которая изучала события после 9/11. В одном из интервью председатель совета Адам Кляйн приветствовал решение АНБ приостановить программу в 2019 году — не только из-за её высокой стоимости и низкой эффективности, но из-за непрерывных проблем с операторами связи. Операторы продолжали присылать агентству телефонные записи, которые АНБ не имело полномочий собирать. АНБ приходилось прилагать огромные усилия, чтобы пуржить (чистить) базу.
«Требуется немалый здравый смысл, чтобы признать отсутствие ценности в том, что потребляет много ваших ресурсов и времени, — сказал Кляйн. — Мы хотим, чтобы агентства могли задуматься о своих возможностях сбора данных и свернули их там, где это уместно. Это лучший способ сбалансировать гражданские свободы и неприкосновенность частной жизни с оперативными потребностями».
В приложении к докладу председатель совета также отметил, что телефонные записи становятся всё менее важными, поскольку люди переходят к использованию мессенджеров с зашифрованными сообщениями. Кроме того, он отметил, что правительство все еще может получить доступ к некоторым телефонным логам с помощью других средств, таких как традиционные судебные повестки.
В прошлом году NY Times сообщала о пессимистичной оценке соотношения затрат/эффективности, которую АНБ дало своей программе массовой прослушки населения. Агентство даже не высказало чёткой позиции по поводу того, должна ли администрация Трампа поддержать продление закона USA Freedom Act, по которому и была создана система. Но конкретные цифры, лежащие в основе этой оценки, были засекречены.
В рамках своего расследования Совет по вопросам конфиденциальности узнал ещё несколько важных фактов, некоторые из которых рассекречены. Теперь точно известно, что система получила доступ к мобильной связи, а не только стационарной.
Также сообщается, что за четыре года функционирования системы АНБ подготовило 15 разведывательных отчётов на её основе. Однако 13 из этих отчётов содержали информацию, которую ФБР уже собрало другими способами, как обычное прослушивание по повестке.
Решение создать систему массовой прослушки было принято в 2006 году секретным судом Foreign Intelligence Surveillance Court, а публике о ней стало известно из документов, рассекреченных Эдвардом Сноуденом в 2013 году.
Сторонники этой программы утверждали, что она могла бы предотвратить теракты 9/11. Но на практике её наиболее заметным достижением, согласно отчёту Совета по надзору за неприкосновенностью частной жизни и гражданскими свободами за 2014 год, стало тщательное изучение жителя Сан-Диего, который, как оказалось, пожертвовал несколько тысяч долларов «Аш-Шабабу», исламистской группировке в Сомали. Не нашлось никаких доказательств, что он планировал теракт.
В 2015 году конгресс принял закон USA Freedom Act, который положил конец массовой записи телефонных разговоров по Patriot Act, но разрешил АНБ внедрить альтернативную систему, которая предусматривала хранение записей у телефонных компаний (аналог последнего поколения СОРМ, которое внедряется в рамках пакета Яровой), перекладывая расходы на хранение данных на их плечи.
С разрешения судьи АНБ может быстро получить данные не только о подозреваемом, но и обо всех, с кем он контактировал. Законы геометрической прогрессии привели к тому, что такие условия на практике означают массовую прослушку населения. В 2018 году агентство получило 14 судебных приказов, но собрало 434 миллиона подробных записей звонков с участием 19 миллионов телефонных номеров.
Весной 2018 года АНБ пришлось очищать базу от сотен миллионов записей, которые агентство не имело полномочий получать. Осенью 2018 года АНБ снова осознало, что собирает слишком много данных. Агентство отключило программу в 2019 году, обвинив операторов связи в том, что те присылают слишком много ненужных или ошибочных записей.