Серия «Жертвы Везувия». Неужели найден череп Плиния Старшего? Детектив длиной более века
В начале 1900-х годов инженер Дженнаро Матроне проводил раскопки в древнеримском городке Стабии недалеко от знаменитых Помпей. Стабии погибли в том же самом извержении Везувия 79 года нашей эры, что и Помпеи с Геркуланумом.
На берегу моря он нашел останки 73 человек, видимо, ожидавших спасения на кораблях в тот роковой день. Но один скелет привлек его особое внимание — изобилием драгоценностей. Это скелет мужчины в возрасте с золотым ожерельем из трех цепей, с золотыми же браслетами и армлетами (браслеты носят на запястье, армлеты — выше локтя), кольцами и, самое главное, мечом с рукояткой из слоновой кости в истлевших ножнах, украшенных изысканным золотым узором с изображением морских раковин. Меч указывал на то, что человек был военным, связанным с морем, причем, судя по богатству, явно на очень высокой должности.
Дженнаро предположил, что нашел останки Плиния Старшего, погибшего в Стабиях при проведении спасательной операции. Ведь он командовал флотом, то есть, был, по сути, адмиралом! Кому как не ему носить такие драгоценности.
Вот только историки ему не поверили, ведь Плиний Старший — выдающийся писатель и ученый, автор знаменитой «Естественной истории» — первой энциклопедии в истории человечества. Разве мог такой человек, даже будучи адмиралом, обвесить себя золотыми цацками как содержанка-танцовщица кордебалета? Матроне просто подняли на смех, и он стал притчей во языцех, особенно после того, как один из опытных медиков заявил, что, судя по зубам, череп явно принадлежит сравнительно молодому человеку, вряд ли заметно старше тридцати лет, а ведь Плинию на момент смерти было уже 56.
Слева бюст приписываемый Плинию Старшему, справа — его портрет в книге, стоит заметить — на самом деле ни бюст, ни портрет к реальному Плинию Старшему отношения не имеют.
Сам Дженнаро Матроне всю жизнь считал, что он нашел именно останки Плиния Старшего. Все драгоценности до единой он постепенно продал, а вот сам череп и меч передал в дар Неополитанскому музею, где они сейчас и находятся.
Ближе к нам меч, точнее лишь полуразрушенная рукоятка и основание клинка — остальное съела коррозияЭкспозиция в музее с черепом «Плиния Старшего», справа фото меча отдельно, проволокой намечен контур клинка
Однако со временем взгляд историков на Плиния Старшего стал меняться. Он, конечно, выдающийся ученый, но это вовсе не мешало ему строить свою карьеру и сколотить немалое состояние (вспомним того же Сенеку, так же проповедовавшего традиционные ценности — воздержание, умеренность, трудолюбие и скромность, подробнее у меня в статье здесь). В свое время будучи префектом конницы в Германии Плиний покровительствовал молодому офицеру Титу Флавию, сыну своего давнего знакомого Веспасиана.
Замечательная находка археологов. Фалера — украшение конской упряжи с надписью «Плиний, префект конницы». Найдена близ города Ксантен, Нижний Рейн, Германия.
И вот когда Веспасиан стал императором, он не забыл столь полезной услуги. Плиний Старший побывал прокуратором (губернатором) Испании, а затем и других не менее богатых провинций.
Так что к концу жизни Плиний Старший, друг и советник двух императоров Веспасиана и Тита, получил синекуру (должность не требующую больших усилий, но весьма уважаемую и денежную) — должность командующего римским флотом в Неаполитанском заливе. Значит, Плиний не просто богат, а очень и очень богат. Потому носить столько золота и оружие, украшенное драгоценностями, мог вполне спокойно, причем именно официально, представляя свою высокую должность.
Но если это все же его останки, то зачем было напяливать столько золота отправляясь в спасательную экспедицию? И каким образом у него оказались зубы 30-летнего?
В поисках ответа мы с вами вместе перенесемся почти на две тысячи лет назад в 79 год нашей эры. Мы не так много знаем о самом Плинии Старшем, но вот последние сутки его жизни известны нам весьма подробно из письма его племянника Плиния Младшего, отправленного им Публию Корнелию Тациту — знаменитому древнеримскому историку, с описанием обстоятельств гибели дяди.
Плиний Старший находился в Мизене (база римского флота) в 17 км западнее Неаполя и в 30 км по прямой от Везувия на вилле со своей семьей (сестрой и племянником), когда утром началось извержение вулкана.
Misenum (Мизена), Herculaneum (Геркуланум), Pompeii (Помпеи), Stabiae (Стабии). Серым и черным выделена область выпадения вулканического пепла.
Вот так примерно и выглядело извержение Везувия на начальной стадии.
Извержение вулкана Редаут на Аляске в 1990 году относится к тому же типу, что и извержение Везувия 79 года, и потому называется плинианским
Конечно, столь невероятное и великолепное зрелище заинтересовало Плиния Старшего как ученого, и он тут же приказал приготовить небольшой быстроходный корабль, чтобы подплыть поближе и наблюдать извержение вблизи. На предложение дяди сопровождать его в этом приключении младший Плиний благоразумно отказался. Уже ближе к обеду, выходя из дому, он получил письмо от некой Ректины, которая умоляла помочь ей, поскольку ее вилла находилась непосредственно вблизи Везувия (речь похоже идет о Геркулануме).
Каким образом письмо было доставлено? Скорей всего, его привез всадник, проскакавший за это утро сорок с лишим километров. Почему же тогда Ректина сама не смогла покинуть свою виллу следом за ним, скажем, на повозке? Вполне возможно, она считала, что бежать таким образом в потоке паникующей толпы просто опасно для ее имущества и денег. Мародеры могли ее ограбить. Эвакуация на военном корабле должна — куда безопасней и надежней.
А кто же такая тогда сама Ректина, и почему она так рассчитывала на помощь адмирала? Учитывая, что Плиний Старший не женат, а она не родственница — логично предположить, что их связывали какие-то достаточно серьезные отношения (дружеские или даже любовные) в прошлом или в настоящем.
Получив письмо, Плиний Старший меняет решение, он тут же приказывает спустить большие корабли (квадриремы) для эвакуации населения. Опасное путешествие чисто из научного любопытства превращается в спасательную экспедицию!
О событиях, произошедших дальше, рассказали младшему Плинию участники этого похода. Эскадра, ведомая Плинием старшим, благодаря попутному ветру быстро приблизилась к гибнущему городу, но подойти ближе не удалось. Вулканические бомбы и пепел сыпались с неба, грозя утопить корабли, а сам знакомый берег неузнаваемо изменился, словно само море отступило от него. Рисковать кораблями адмирал не мог и повел эскадру вдоль берега в поисках спокойной гавани для причаливания. динственное относительно безопасное укрытие оказалось в Стабиях, где находился товарищ Плиния Старшего Помпомиан.
Примерный путь эскадры Плиния Старшего, wind direction — направление ветра
Находясь в Стабиях, отделенных от вулкана небольшим заливом, уже переполненных беженцами из Помпей и близлежащих окрестностей, вместо того, чтобы начать немедленную эвакуацию, Плиний совершает роковую ошибку: отдает приказ загружаться, но при этом ожидает смены ветра, которая по его расчетам должна произойти лишь утром завтрашнего дня.
Сам же, чтобы успокоить окружающих, отправляется баню, а после ужинает в компании Помпомиана и офицеров эскадры. Почему он так поступает? Как мне кажется, мотив у него очень простой: он посылает своих людей за Ректиной и ожидает ее прибытия сюда.
Велик соблазн объявить нашу Леди Колец (из моей давней публикации) той самой Ректиной, ведь тогда становится ясно, кого именно она ждала на берегу в Геркулануме, а солдата (героя статьи Смерть легионера) — посланником Плиния, но, увы, это лишь маловероятные предположения, которые как доказать, так, впрочем, и опровергнуть невозможно.
И вот вам ответ — зачем все-таки все эти золотые украшения и регалии Плинию Старшему. Ему важно подчеркнуть свой статус в экспедиции, смотрите, сам адмирал римского флота пришел вас спасти, будьте спокойны и доверьтесь ему (ну и заодно произвести впечатление на спасенную даму).
После ужина Плиний отправляется спать. Не думаю, что он действительно так уж спокоен, но ему в тот момент нужно показать свое спокойствие окружающим и подчиненным. Однако, ранним утром все изменилось. Пепел и камни стали ссыпаться с небес все гуще. Стало ясно, что промедление смерти подобно — еще немного и перегруженные корабли начнут тонуть под тяжестью пепла.
Плиний Младший описывает забавную и весьма говорящую деталь — выходящие из дома привязывают к голове подушки, чтобы защитить себя от падения кусков пемзы. На берегу Плинию Старшему становится плохо, он начинает задыхаться (либо приступ астмы, либо сердечный приступ) . В это время огромная горячая черная ядовитая туча со стороны Везувия стремительно накрывает всех. Это остывший, пронесшийся над заливом пирокластический поток, только что уничтоживший Помпеи, накрывает Стабии. Плиний падает замертво. Оставив его тело остальные спасаются на кораблях.
Вернувшись через два дня они обнаруживают тело Плиния Старшего на берегу, совершенно спокойного и отрешенного, словно заснувшего.
Вот с этим местом рассказа я не могу согласиться никак. Они бросили тело своего командующего и бежали. Вот это правда, а история о возвращении и нахождении тела — явная ложь. Слой пепла выпавшего в Стабиях гораздо меньше чем в Помпеях — там около шести метров, здесь — чуть более двух метров, но этого более чем достаточно, чтобы неузнаваемо изменить местность, и сделать невозможным обнаружение тела на берегу. Тем паче, что далее Плиний Младший нигде не сообщает о похоронах и могиле столь уважаемого им и всеми остальными дяди. Так что, да, Плиний Старший умер на берегу моря в Стабиях, и, скорее всего, тело его осталось там, а значит найденный Матроне череп может действительно принадлежать ему.
Но как же быть с зубами, ведь они принадлежат молодому человеку?
Не все так просто, с Леди Колец было ровно так же: по первому взгляду на зубы многие предположили, что это скелет молодой женщины, а на самом деле ей оказалось около 45 лет.
В 2017 году журналисты газеты La Stampa (одна из самых известных и покупаемых ежедневных газет Италии), заинтересовавшись историей черепа, начали сбор средств для проведения всесторонней экспертизы черепа. Планировалось провести исследование изотопов эмали зубов, что указало бы место рождения, точнее место проживания в раннем детстве (в случае Плиния Старшего это должны быть Кумы в южной Италии), а так же провести ДНК экспертизу. Если ДНК указало бы происхождение человека вне Италии (ближний Восток, Греция, северная Африка, Испания или Франция) вполне очевидно тогда, что останки не принадлежат нашему герою. Деньги были собраны и исследования были проведены, и вот в начале февраля 2020 года результаты экспертизы были наконец опубликованы.
Исследование микрочастиц почвы в нескольких местах черепа и нижней челюсти подтвердило — это однородный вулканический пепел Везувия, полностью идентичный месту находки. То есть, история находки скелета в пепле — правда.
Анализ изотопов эмали зубов нижней челюсти показал, что человек действительно вырос в южной Италии и вполне может быть уроженцем города Кумы.
Однако, ровно так же стало очевидным, что обладатель этих зубов умер в возрасте 30, максимум, 40 лет. Кроме того, анализ ДНК, извлеченного из зуба, явным образом указал на происхождение индивида из северной Африки.
Так что же — интрига 120 летней давности полностью разрушена?
Не торопитесь. Следующим открытием антропологов было то, что нижняя челюсть с зубами вообще не принадлежит найденному черепу.
«Осмотр височно-нижнечелюстного сустава (сочленения между нижней челюстью и черепом) показал, что череп и нижняя челюсть относятся к двум отдельным людям».
Таким образом Матроне составил череп из двух частей, вместо разрушенной нижней челюсти скелета, он просто взял найденную поблизости другую челюсть!
Так что же с черепом?
Антропологи, изучив состояние двух частей черепа пришли к выводу, что его обладатель был в возрасте 48–65 лет или 33–58. Оба этих диапазона подходят к возрасту Плиния Старшего. Так же удалось извлечь митохондриальное ДНК уже из самого черепа! Оно указало на италийское и даже, вполне возможно, римское происхождение.
Что же мы с вами имеем в итоге?
Череп принадлежит человеку в возрасте от 48 до 65 лет, согласно ДНК-анализу, возможно, он римлянин. Его оружие и золотые украшения говорят о его высокой должности и богатстве.
Так все-таки — это Плиний Старший или нет?
Вполне возможно, череп может принадлежать Плинию Старшему, но вот 100% уверенности в этом нет, и, добавлю от себя, увы, никогда не будет.
К сожалению, очень часто археологи не могут дать однозначных ответов на наши вопросы, но может быть и к лучшему? Ведь мир прекрасен и таинственен именно тогда, когда мы пытаемся ответить на волнующие нас вопросы, даже не зная, есть ли них на самом деле ответы…
С вами был сегодня ваш старый знакомый Лысый Камрад (@LKamrad).
* * *
Неожиданное послесловие: «Как слово наше отзовется…»
Эту статью я опубликовал в марте 2020 года, а в конце мая этого года натыкаюсь на статью с интервью итальянского исследователя Франческо Сирано (от 9 мая 2021 года), где прямо говорится, что наш легионер, никто иной как посланник Плиния Старшего. Набор инструментов, богато украшенный меч, исследования костей по его мнению прямо указывают, что он был моряком. К тому же у него на поясе найдены монеты: 12 серебряных динариев и два золотых ауреса, сумма, которая в то время соответствовала ежемесячной плате в преторианской гвардии. Причем Сирано ровно так же ссылается на другой скелет найденный в Оплонтисе (тот самый, о котором мы писали выше), как, возможно, принадлежащий Плинию Старшему.
Как же среагировали историки, археологи на столь интересное, но при этом довольно спорное утверждение?
В целом реакция довольно предсказуема: одни поддержали эту идею, а вот другие, как и следовало ожидать, отнеслись весьма и весьма скептически.
Эндрю Уоллес-Хэдрилл, профессор Кембриджского университета, в свое время долго работавший на раскопках Геркулануме, пишет, что есть «очень большая» вероятность того, что этот солдат именно из спасательной экспедиции Плиния Старшего. Причем не обычной рядовой, а действительно преторианец, который мог сопровождать адмирала Плиния Старшего, ведь такая охрана положена ему по статусу.
«Чисто теоретически возможно, что кому-то из людей экспедиции Плиния удалось достичь Геркуланума, несмотря на непрерывно подающую с неба пемзу», — в свою очередь считает Дейзи Данн, автор многих публикаций об извержении Везувия в 79 г. до н.э., доктор наук из Университетском колледжа Лондона, — «но какой бы захватывающей ни была сама идея идентификации, очень сложно, если не сказать прямо, невозможно сколько-нибудь точно утверждать, что данный конкретный скелет принадлежит одному из людей Плиния, даже если бы на самом деле это действительно так».
В целом мне ближе вторая позиция — как более взвешенная и разумная, но это действительно не исключает, что высказанное мной год назад предположение (как и мнение Франческо Сирано) может оказаться правдой, вот только, повторюсь, доказать его (как, впрочем, и опровергнуть) практически нереально.
Ну, а автор обещает продолжить в скором времени знакомить вас с другими, уж точно не менее интересными загадками истории и археологии. В том числе и о новой находке в Геркулануме (о ней объявлено в начале этого месяца), которая может иметь прямое отношение к нашему легионеру, но об этом уже в следующей публикации.