Сергей Фаге, CEO Ostrovok.ru, о хаосе, утренних марафонах и корпоративной культуре

Сегодня мы предлагаем вам прочитать интервью с CEO одного из ведущих российских стартапов. Сергей Фаге, сооснователь Ostrovok.ru, рассказал нам свою историю, дал советы начинающим предпринимателям и объяснил, почему он не такой, как все.

f1e21e5b0c2542cfaeab89797811b06e.jpg

// Об образовании и первом опыте

Я учился в Англии и в Америке. В Англии — в Школе, в Америке — в университете: в Корнелле (прим. ред. Cornell University), а потом в бизнес-школе в Стэнфорде. Очень рано и довольно случайно заинтересовался интернет-бизнесом. Ещё когда мне было 14 лет, кажется. С тех пор в этом долго-долго варился. Когда учился в бизнес-школе, основал компанию TokBox, которую в итоге купил большой сотовый оператор Telefonica. Это был мой первый большой опыт. История почему-то умалчивает о том, что до этого было очень много попыток что-то начать, которые фейлились на том этапе, который даже нельзя назвать позорным, потому что вообще ничего сделано не было.

Мне тогда было 20 лет и это был мой первый management experience. В нём было много ошибок, включая базовые: мой со-основатель и я постоянно спорили и однажды даже подрались перед всеми сотрудниками.

// О том, «почему Россия»

После того, как я закончил со своей предыдущей компанией в США, было интересно либо оставаться и что-то делать там, либо ехать в Россию. Меня привлекла Россия: открытый развивающийся рынок, где мало конкуренции, много талантливых разработчиков, ну и, конечно, приключения — мне было интересно.
К тому моменту, как я приехал сюда, у меня уже был какой-то опыт, на самом деле он был не такой большой: в моей предыдущей компании было максимум 10–15 человек. Сейчас в Островке работают 100–150 человек, я даже иногда забываю, сколько именно.

// О чём умалчивает история

Ошибок было много. Можно сказать про мою предыдущую компанию: когда мы её начинали, у нас были амбиции построить что-то глобальное. В тот момент стал довольно успешным Skype — компания, создавшая телекоммуникационная продукт, который стоит десятки миллиардов долларов. Когда мы делали TokBox, мы пытались построить масштабный продукт, но на деле у нас этого не получилось.

Я не такой как все, потому что я верю, что в жизни можно делать только одну вещь хорошо. Одну.


Мне тогда было 20 лет и это был мой первый management experience. В нём было много ошибок, включая базовые: мой со-основатель и я постоянно спорили и однажды даже подрались перед всеми сотрудниками. Когда ты сотрудник компании, и у тебя на глазах дерутся её основатели, это, мягко говоря, не внушает позитива и доверия.
История всегда умалчивает о том, что у людей не получалось. В большинстве случаев люди много чего пробовали до того, как у них что-то получилось. И вот одна из вещей, которые я не люблю в нашем открытом мире социальных сетей, — это то, что все представляют исключительно позитивную сторону собственной истории, личности. И часто это провоцирует у других людей мысли из разряда «Блин какой же я неудачник! А вот тут у человека на всех фоточках всё классно!». Это ощущение есть у всех. Я иногда открываю какой-нибудь Instagram и думаю, почему все всё время веселятся, а я давно уже ничего такого не делал. Нужно понимать, что люди всегда пытаются преподнести себя с позитивной стороны, а на самом деле всё сложнее, чем кажется.

// О моём рабочем дне

Я просыпаюсь где-то в 5.30 утра, еду в одно из пяти любимых кафе в Москве. Работаю там с шести до одиннадцати утра. Потом у меня заканчивается работа, которую я себе запланировал, плюс мне надоедает сидеть одному, и я еду в офис.

Мы не терпим отношения: «не работает, ну я пошёл». Мы просто не хотим работать с такими людьми. Мы хотим, чтобы у человека болела душа за то, что он делает.


В офисе провожу несколько встреч. Раз в неделю, например, встречаюсь со старшим руководителем проекта, чтобы обсудить, какие у него сейчас приоритеты, с какими сложностями он сталкивается и как я могу ему помочь.
Потом я обедаю, потом сплю полчаса или медитирую, потому что иначе я перестаю нормально функционировать. Потом продолжаю еще пару часов работать, после занимаюсь спортом. У нас в офисе есть спортзал. Я бегаю или занимаюсь с тренером. И к 10 стараюсь уже ложиться спать.
Кстати, вот вы спросили меня про рабочий день, а я вам рассказываю в том числе про такие вещи как спорт/покушать/поспать и так далее. Для меня нет рабочего или нерабочего дня. Я считаю, что делить жизнь на рабочую/нерабочую — это неправильно. Потому что нерабочая жизнь, то есть как вы едите или спите, очевидно повышает или понижает вашу работоспособность. В современном мире нет такого разделения, особенно, если вам нравится то, что вы делаете. А мне нравится то, что я делаю.

// О не таких, как все

Я не такой как все, потому что я верю, что в жизни можно делать только одну вещь хорошо. Одну. И даже если вы делаете всего две, то одну из них вы будете делать посредственно относительно того человека, который занимается только одной. В своей жизни я выбираю заниматься практически только Островком, думаю, что это понятно из моего рабочего дня. Кстати, это расписание применимо и к выходным дням. Мне это нравится, и я не хочу ничем другим особо заниматься.

Но я постоянно сталкиваюсь с тем, что я пытаюсь применить этот же стандарт к другим людям и злюсь, когда кто-то не готов на это идти. И вот в такие моменты я понимаю, что в каком-то плане я нерационален — нельзя требовать такого от других людей. Но с другой стороны, у нас в компании много людей, которые готовы выкладываться на полную.

Люди больше не мотивируются деньгами. Людей мотивирует возможность заниматься чем-то значимым, развиваться внутри этого.


И тут мы уже переходим к вопросу о культуре компании, которая, как мне кажется, во многом выстраивается её руководителями и тем, как они себя ведут. Не тем, что они говорят, а тем, как они реально себя ведут. В Островок приходят и становятся успешными те люди, которые исключительно привержены своей работе. Если у человека проявляется какая-то мысль о том, что он не хочет чем-то заниматься, потому что выходные, то он здесь не приживается. Если ты любишь свою работу и тебе интересно, для тебя нет деления. Выходные — это просто тот день, когда ты не приходишь в офис, но всё равно думаешь о том, что тебе интересно.
Это невозможно симулировать. Все время прикидываться, что тебе что-то нравится, когда тебе на самом деле скучно — это неправильно. Мы любим и привлекаем тех людей, которые привержены своей работе на грани ненормальности. Это один из ключевых моментов.

// О корпоративной культуре

«Про результат» — мы вообще не тратим время на бумажки, на заполнение служебных записок и другие глупости. Спасибо большое команде бухгалтерии и юристам, которые стараются всех остальных ограждать от суровых реалий российской действительности.
«Про результат» — мне без разницы, когда человек работает, мне важно, чтобы у него получалось, а если не получалось, то чтобы у него за это болела душа. И он шёл и активно старался сделать лучше. Мы не терпим отношения: «не работает, ну я пошёл». Мы просто не хотим работать с такими людьми. Мы хотим, чтобы у человека болела душа за то, что он делает.
«Про данные» — у нас сильный фокус на информацию внутри компании, практически везде. У нас огромное число мониторов по офису, на них обычно статистические и аналитические данные. Про продажи, про расходы, про клиентов, про жалобы. На кухне висит монитор, из которого большой кусок выделен под жалобы клиентов. Мы хотим, чтобы все видели, что из-за того, что мы что-то не доделали, у клиента был плохой опыт с нами. Мы хотим, чтобы все видели, чтобы жгло глаз, потому что тогда люди захотят всё исправить.

// О мотивации

Люди больше не мотивируются деньгами. Людей мотивирует возможность заниматься чем-то значимым, развиваться внутри этого. Есть видео Autonomy, Mastery and Purpose (TED) — людям нужна автономия, им надо развиваться, им нужна цель. Мы пытаемся дать людям возможность совершенствовать продукт: если что-то работает не так, то люди приносят информацию, и мы пытаемся быстро всё починить. Это не всегда получается: часто есть другие приоритеты, а иногда проблема сложная. Но мы это всячески среди сотрудников поощряем.

Один из советов для начала карьеры: не концентрируйтесь на том, сколько денег вы заработаете кэшем завтра. Важно, что будет через 10–15 лет.

// О масштабном

Я верю, что почти в любом бизнесе, если долго и сильно стараться, можно победить лидеров индустрии. И время от времени люди это доказывают. Одна из моих любимых компаний Xiaomi за несколько лет победила Apple в Китае. Они производят смартфоны, и сейчас Xiaomi — третий крупнейший производитель смартфонов в мире, при том, что они начали с нуля 4–5 лет назад. Я искренне верю в то, что, надолго сконцентрировавшись на одной индустрии с правильными людьми, можно сделать лучше, чем делает кто-либо. Примеров полно: Tesla, Google, Xiaomi.
Выбирая, чем заниматься, выбирайте что-то масштабное. Например, отельная индустрия: люди тратят на отели 500 миллиардов долларов в год. Это очень большая сумма, 5–10% мировой экономики приходится на сферу туризма. В развитой индустрии легче построить что-то большое. Лучше путешествовать, когда ветер дует вам в паруса, на большой волне.

// О советах

Один из советов для начала карьеры: не концентрируйтесь на том, сколько денег вы заработаете кэшем завтра. Важно, что будет через 10–15 лет.
Я бы сказал, что лучше стать профессионалом в том, что вы любите. Надо пробовать разное. Большинство компаний сейчас становятся более и более сложными. Что я имею в виду? Вся глобальная экономика построена на том, что компании выполняют довольно специализированные функции в структуре партнерских отношений. Для кого-то будет сюрпризом, но компания Apple не производит iPhone, она их даже не собирает. Она их дизайнер, производит спецификации. Есть компания в Китае, вот она их собирает. У них есть тысячи подрядчиков, которые собирают отдельные компоненты, есть те, кто проводит только стекло для iPhone .

В университете типа Стэнфорда — там вокруг тебя вертятся миллиардеры, Цукерберги, Гейтсы. Тебе очевидно: я тоже могу. Они-то здесь. Они не с обложек журналов. Они обычные люди.


Глобальная экономика сверхспециализирована, и в результате специалисты очень ценны. Мне кажется, всем нужно стараться быть специалистом. При этом так же важно иметь некий кругозор. Если вы супер-специалист, но при этом не знаете совсем ничего вне вашей сферы, то это сделает работу в вашей сфере менее качественной. Потому что, допустим, если вы отлично знаете статистику, но ничего не знаете про психологию, возможно, вы не сможете интерпретировать результаты вашего анализа. Проанализировали поведение людей и пытаетесь понять, почему это так. Но не можете.

// О том, как найти себя

Большинство моих друзей даже в 30 лет не обязательно знают, что конкретно они хотят делать в жизни. Мне повезло, я понял это в раннем возрасте и не ошибся. Мне кажется, что это сложный вопрос. Рекомендовал бы выделять время на регулярную ретроспективу. Допустим, вы можете записывать для себя на бумаге, в какие моменты вам было хорошо, а в какие плохо и пытаться выделить то, что привело к этому. Общались ли вы с людьми в этот момент? Если вы общались и вам это понравилось — это подсказка. Если вы в это время вы думали — тоже. Я счастливее, когда я думаю, чем когда я общаюсь с людьми. Я интроверт.

Я бы не сказал, что успех — это что-то материальное. Успех — это когда вы самый крутой человек в чём-то. А в чём — это уже ваш выбор.


Нужно понять, что может быть вам интересно. А затем общаться с людьми в той сфере, которая становится потенциально вам интересна. Если вы окружаете себя специалистами в определенной сфере, то они тянут вас вверх. Если вы окружаете себя людьми вашего уровня, то вам это, конечно, приятно, но это тянет вас вниз.
В университете типа Стэнфорда — там вокруг тебя вертятся миллиардеры, Цукерберги, Гейтсы. Тебе очевидно: я тоже могу. Они-то здесь. Они не с обложек журналов. Они обычные люди. Не обычные на самом деле, но они понятные. Это увеличивает ваши амбиции и уверенность в себе. Ключ к этому — общаться с талантливыми людьми в сфере, которая для вас интересна. Интернет позволяет это делать легко.

// Об успехе

Я бы не сказал, что успех — это что-то материальное. Успех — это когда вы самый крутой человек в чём-то. А в чём — это уже ваш выбор. Это та цель, которую вы поставили. Успех — это когда у вас есть реализованный талант к чему-то. Это может быть что угодно. Определённый тип дизайна, направление политики, организационное управление — всё, что угодно. Это даже может быть что-то плохое. Успех — это когда что-то получается на уровне, на котором это не получается почти ни у кого. Это моё личное понимание успеха.
Ура всем, кто дочитал до конца! Мы надеемся, что вам было интересно. А теперь можете почитать историю из жизни CEO Boomstarter, Руслана Тугушева.

© Megamozg