Съемка при помощи специального приложения позволит штрафовать нарушителей ПДД

a9e3eb1f4e114226911f59c57214b4dd.jpg

С каждым годом автомобилей на улицах городов становится все больше. Тут играют роль как и появление новых водителей, так и накопление общего автопарка. К сожалению, архитекторам и градостроителям советской эпохи даже в голову прийти не могло, что трехполосная дорога в центре города уже через пятьдесят лет может превратится в «игольное ушко», по которому транспортный поток будет тащиться со средней скоростью 5–15 км/ч, а не пролетать, обдавая воздушной волной мимо проходящих людей. Ситуация во дворах еще печальнее: большинство жилых домов на территории стран СНГ проектировалось еще по советским нормам машиномест, то есть, в среднем, это одно машиноместо на несколько квартир.

Проблема парковки, нарушения ПДД и езды по тротуарам стоит для крупных городов России особо остро. Многие водители ведут себя настолько агрессивно, что не только создают проблемы пешеходам, паркуясь на тротуарах или уничтожая зеленую зону во дворах домов, но и просто представляют опасность для жителей города.

Ранее видео- или фотофиксация нарушения не могла быть однозначным доказательством вины водителя, а бюрократические процедуры по разбирательству по факту получения материалов и заявления от гражданина, могла затянуться на намного больший, чем на два месяца предусмотренных законом на разбирательство, срок. Теперь же ГИБДД предлагает выпустить специальное приложение для популярных мобильных платформ, фото и видео с которого могло бы быть достаточным основание для выписки штрафа нарушителю.
Некоторые издания, которые уже писали об этой инициативе, приводят не совсем корректное сравнение с нашумевшим Pokemon GO, другие проводят аналогии со стукачеством и доносами советской эпохи.

Появление приложения, способного корректно фиксировать место нарушения — это, в первую очередь, упрощение бюрократической процедуры и новый инструмент повышения гражданской ответственности. То есть, пресловутое «приходите, когда убивать будут», хотя бы в случае езды по, например, тратуарам, постепенно канет в лету: сам факт того, что тебе может прийти «письмо счастья» для многих нарушителей станет серьезным сдерживающим фактором. До этого момента ГИБДД и схожие службы в СНГ реагировали на подобные события только в ходе рейдов или после наездов с летальным исходом.

Разработкой приложения уже занимается Минкомсвязь, а МВД РФ предложило поправки в КоАП для того, чтобы легализовать использование полученных видео- и фотоматериалов через ПО без письменного заявления гражданина.

Старая процедура обращения выглядела следующим образом:

  • фото- и видеоматериалы отправлялись в ГИБДД;
  • приславшему материалы человеку необходимо было заполнить заявление;
  • явиться в инспекцию;
  • сотрудники МВД собирали информацию, опрашивали свидетелей и проводили расследование;
  • только после этого к нарушителю применялись меры.


На все про все законом давалось два месяца с момента нарушения, поэтому правоохранители часто физически не успевали уложиться в отведенные сроки.

Теперь же, как надеются в МВД, при помощи нового приложения, бдительности граждан и внесения изменений в КоАП все это дело заметно ускорится.

Программное обеспечение будет доступно на портале гос. услуг и, по всей видимости, будет использовать реальные паспортные данные гражданина, скачавшего его. По задумке МВД, рядовой пользователь не сможет как-то отредактировать полученное при помощи софта фото или видео, а геолокация поможет определить точное место правонарушения.

Идея создать приложение, которое поможет контроллировать общественный порядок и соблюдение ПДД возникла не просто так. В Москве уже успешно функционирует проект «помощник Москвы», а в Татарстане — «Народный инспектор». Плюс к этому, существует и успешный опыт у МВД Республики Беларусь. Уже как несколько лет в твиттере при содействии и за авторством нынешнего пресс-секратаря ГУВД г. Минска Александра Ластовского активно используется хэштег #перехват и создан одноименный веб-сайт, при помощи которых гражданин может сообщить о правонарушении. После обращения информация уже официально передается в диспетчерскую и, исходя из практики, на него следует реакция милиции. Один из минусов системы — она является гражданской инициативой и напрямую с МВД не связана. Проект же российских коллег выходит на уровень создания соответствующей законодательной базы и централизованного, официального использования.

К сожалению, за бортом пока остаются материалы с видеорегистраторов, которые чаще всего фиксируют самые серьезные нарушения ПДД.

Казалось бы, похвальная инициатива, которая поможет повысить общий уровень гражданской ответственности и эффективнее бороться с неадекватными водителями, однако, у всей этой ситуации есть и обратная сторона. Нарушитель, согласно закону, все так же сможет затребовать данные обвиняющей стороны, то есть оператора, что может привести к витку насилия и расправ над «излишне бдительными» гражданами.

Можно ли назвать инициативу МВД системой доносов? Скорее нет, чем да. В странах ЕС обращение в полицию с сообщением о нарушении правил дорожного движения или правопорядка ведет к быстрой и жесткой реакции органов, а главным мотиватором не нарушать закон и порядок является сохранность собственных средств, так как даже за курение за рулем можно получить немалый штраф. Россия же до сих пор находится в каком-то пубертатном периоде общественного самосознания, где самосуд, а, как следствие, нарушение закона, считается большинством общества более приемлемым развитием событий, чем обращение во внутренние органы. Вполне возможно, что инициатива МВД «тронет лед», а упрощение процедуры продемонстрирует, что в первую очередь заинтересованная сторона — общество, способно эффективно помогать поддерживать порядок на улицах и без порчи имущества в стиле «Стопхам» или рукоприкладства.

© Geektimes