Семейный бизнес в сфере IT. Кто такой Энергослон
Если вы не знакомы с предысторией, то обязательно прочтите: ПредисловиеВернемся в прошлое, в сентябрь 2011 года. Тогда мы впервые всерьез задумались о запуске своего проекта. Я говорю «всерьез» потому, что на этот раз мы не ограничились обсуждением идеи и мечтами о будущем. Все просчитали, подготовили бизнес-план и принялись искать инвесторов.Идея заключалась в разработке онлайн-бухгалтерии для индивидуальных предпринимателей и ООО на упрощенке. Наверняка вы знаете сервис Эльба, дочерний проект многомиллионной компании СКБ Контур? Так вот, основатели Эльбы и не догадываются, что в 2011 году их бизнес был под угрозой. Молодые и амбициозные Аня и Саша из Краснодара были решительно настроены составить им конкуренцию.
Сейчас я просто диву даюсь, как мы тогда смогли вовремя остановиться и не ввязаться в эту авантюру. Знаете, самое интересное в этой истории то, что мы нашли инвестора. Но давайте обо всем по порядку.Согласно бизенс-плану нам требовалось 11 млн. рублей, при этом точка самоокупаемости наступала через 32 месяца после начала работ. Расчеты выглядели вполне реальными, мы основательно подготовились и отправились в бой.
Всего было 5 встреч с потенциальными инвесторами. И один из них согласился выделить на проект 10 миллионов. Но под 10% годовых. И изначально 100% компании будет принадлежать ему. После того, как проект выйдет в прибыль, и он вернет себе все вложенные деньги плюс проценты, мы получим свою долю в бизнесе — 30%.
Вряд ли мы могли претендовать на что-то большее, не имея ни копейки. У нас были только идея и огромное желание работать. Мы крепко задумались. Может случиться так, что будем вкалывать 3 года, а в результате останемся ни с чем. Во-первых, кто знает, насколько честным человеком окажется наш инвестор? А во-вторых, мы не были до конца уверены, что справимся с такой сложной задачей.
В общем решили повременить и отложить идею разработки собственного проекта напотом. Так что Эльба может спать спокойно, а мы кстати с тех пор являемся ее постоянным клиентом.
Наши дни Следующие 2 года были посвящены развитию бзнеса веб-студии. Мы все больше и больше интересовались маркетингом, могли часами сидеть с клиентами, обсуждая идеи для развития их бизнеса. А потом получали невероятное удовольствие от того, что эти идеи работали и приносили нашим клиентам прибыль.Вместе с бизнесом клиентов, росла и наша компания. Медленнее, чем нам того бы хотелось, однако мы заработали небольшой капитал. Теперь же предстояло принять очередное очень важное для бизнеса решение: куда вложить деньги.
Мы видели два пути. Первый — продолжать развивать веб-студию: нанять новых сотрудников, брать еще больше клиентов на SEO. Второй — воплотить в жизнь давнюю мечту и запустить свой собственный проект.
Плюсы первого сценария были очевидны:
схема работы студии отлажена, настроен входящий поток клиентов, бизнес приносит стабильную прибыль. В общем веб-студии было куда расти и развиваться. Но с другой стороны, у такого варианта были и свои минусы: бизнес крепко завязан на нас с мужем, и вряд ли удастся когда-нибудь из него выйти, через какое-то время мы упремся в потолок, ведь у такого бизнеса есть свои ограничения по прибыли. Мы поняли, что рано или поздно все равно придем ко второму возможному сценарию развития событий. Скорее всего к тому времени и капитал будет покрупнее, и времени свободного побольше. Но какого черта! Кто не рискует, тот не пьет шампанского! Мы решили, что пришло время разрабатывать свой собственный проект. Тем более, что у нас как раз была идея, которую не терпелось воплотить в жизнь.Работа на два фронта Я уверена, что по крайней мере первый свой проект стоит развивать в той сфере, в которой ты разбираешься. Не нужно разрабатывать соц. сеть для врачей, если ты ничего не соображаешь в медицине. Важно понимать нужды своей целевой аудитории, видеть, чего не хватает рынку.Мы видели и на себе ощущали нехватку инструмента, позволяющего контролировать эффективность SEO. Такой инструмент стал бы для сеошника надежным помощником в обработке и анализе данных.
Мы понимали, каким он должен быть и знали как реализовать свою задумку. Кроме того, были уверены, что справимся с разработкой такого сервиса. Но для начала необходимо было все просчитать и продумать, поэтому мы составили бизнес-план.
Расчеты показали, что денег нам не хватит… Если мы сейчас остановим работу веб-студии, то где-то через полгода придется брать кредит или искать инвестора. Нам абсолютно не хотелось от кого-то зависеть, поэтому было принято решение работать на два фронта. На долю мужа выпало курировать разработку нашего проекта. От меня же требовалось сохранить доход от веб-студии, чтобы максимально сократить предстоящие убытки.
Таким образом, мы продолжали продвигать сайты текущих клиентов, иногда брали заказы на создание логотипов, фирменного стиля и дизайна. Однако, пришлось полностью отказаться от новых клиентов на разработку сайтов.
И вы себе представить не можете, как же это сложно: не брать новых клиентов! Особенно, когда терпишь пусть и плановые, но убытки. Кривая прибыли неукоснительно шла вниз, и так хотелось хотя бы ненадолго задержать ее падение. Признаюсь, мы несколько раз срывались и брали очередного «самого последнего» клиента.
А потом поняли, что топчемся на месте, и новые заказы работают скорее во вред, чем на пользу. Тратя время на разработку сайтов, мы и веб-студию толком не развиваем, и срок запуска своего проекта оттягиваем. Пришлось сжать зубы, терпеть убытки, но решительно отказывать всем потенциальным клиентам.
От изначально запланированного графика мы отстали на полгода: вместо 5 месяцев на разработку ушло 11. И виной всему не только неумение отказываться от новых клиентов, но и чертов перфекционизм. Все должно было быть идеально. Мы просто не могли себе позволить выпустить на рынок сырой продукт.
Долой интригу! Пришло время пиариться Итак, я еще в предыдущей статье обещала, что буду пиариться. Поэтому с удовольствием представляю вам нашего Энергослона![embedded content]
Сервис получился именно таким, как мы планировали. Простой и современный интерфейс будет понятен не только сеошникам, но и руководителям студий и владельцам сайтов.
Для сеошника это мощный инструмент аналитики. Он позволяет следить за изменениями позиций каждой фразы, сравнивать на графиках свои данные с данными конкурентов. Анализировать, делать выводы и принимать соответствующие меры.
Руководителям SEO-отдела Энергослон помогает всегда быть в курсе общей динамики продвижения сайта, не вникая при этом в детали самого процесса продвижения.
При этом аналитика остается простой и наглядной даже для крупных сайтов, продвигаемых по нескольким тысячам ключевых фраз и в нескольких регионах.
Могу просто бесконечно рассказывать вам об Энергослоне, и тех фишках, которые мы реализовали. Но давайте вы лучше сами все увидите? Регистрируйтесь и получайте первые 200 проверок бесплатно.
На какой стадии проект сейчас Три месяца проект находился в стадии закрытого тестирования. Сегодня Энергослон работает в полноценном режиме и будет рад новым пользователям.В тестировании принимали участие 20 пользователей, которым был абсолютно бесплатно предоставлен неограниченный доступ к сервису.
Насколько бы тщательно мы не подходили к своей работе, все равно в ходе тестирования всплывали баги. И большое спасибо нашим тестерам, не только помогавшим эти баги выявить, но предлагавшим реализовать интересные фишки, благодаря которым сервис стал еще лучше.
В благодарность за проделанную работу следующие полгода тестеры ежемесячно будут получать от 200 до 4 000 бесплатных проверок в Слоне. Точное количество мы определили для каждого тестера индивидуально, в зависимости от внесенного им вклада в развитие сервиса.
А еще у нас появилась традиция раз в месяц дарить своим пользователям позитив ввиде яркой заставки на рабочий стол.
В июле Энергослон только-только набирал обороты:
В августе мы решились пригласить первых платных пользователей: Слоновья морда на 100% передает мои тогдашние чувства.
А в сентябре Слон стремительно мчится вперед, ведь мы пропиарили его на Хабре.
Если вам как и мне безумно нравятся эти иллюстрации, скачивайте любую в нужном разрешении и устанавливайте на рабочий стол своего компьютера.
Что дальше? Уверена, что нашу команду ждет еще масса испытаний. А мы как и прежде настроены оптимистически и готовы справляться с любыми трудностями.Давайте договоримся так: через год я напишу продолжение цикла статей про семейный бизнес в IT. Расскажу о том, как мы развивали Энергослона и чего смогли добиться. Мне самой жутко интересно, что из этого получится.Однако, это вовсе не означает, что я целый год ничего не буду для вас писать. У меня в запасе еще масса всяких интересностей. Да и разработчики во время работы над Слоном открыли для себя много нового, и я обязательно заставлю их поделиться с хабровчанами своим опытом.P.S. Кстати, если не хотите ждать целый год, у вас есть уникальная возможность стать очевидцем событий. В ближайшее время мы планируем искать в команду front-end разработчика. Интересуют подробности? Пишите мне в личку!