Секты: кто на них зарабатывает, как вербуют сторонников и как защитить своих близких

52ovtr3nnzbyrluaxxct9qsogrg.png
А теперь Господь хочет, чтобы вы вышли на эту сцену и положили один доллар в этот ящик

Согласно просочившимся налоговым документам, Международная Церковь Саентологии и Церковь Духовной Технологии в США в 2012 году имели совокупные активы в 1.7 миллиарда долларов в дополнение к годовым доходам, оцениваемым в 200 миллионов долларов в год. И это только в США — существует еще Международная ассоциации саентологов.

Процент самоубийств и смертей из-за отказа принимать помощь медиков среди саентологов просто зашкаливает: на сайте посвященном жертвам саентологии сообщается о 165 задокументированных смертях, из которых 90 — это самоубийства, убийства, аварии и другие формы насилильственной смерти (при нормальном показателе случаев насильственной смерти в 6.5% в США, риск умереть от насильственной смерти у саентологов возрастает в 8 раз). 

Почему люди вступают в такие организации и почему несут им деньги?  

В этом лонгриде мы попытались разобраться, как работают секты: чем они отличаются от обычной религии, кто находится в группе риска для вербовки (чаще всего это одинокие люди), как устроен процесс вербовки и что делать, если завербовали вашего близкого. Как бонус поделимся личной историей выхода из секты одного из читателей Хабра. 

Другие громкие случаи, освещенные СМИ: чем опасны секты


В 1978 году в общине секты «Храм народов» под названием Джонстаун 909 человек, среди которых было более 200 детей, совершили массовое религиозное самоубийство. 
В 1995 году члены секты «Аум Синрикё» совершили террористическую атаку в токийском метро с применением отравляющего вещества зарина. По разным данным погибло от 10 до 27 человек, более 5000 человек получили отравления различной степени тяжести. 

«Ветвь Давида», «Небесные врата», «Движение за возрождение десяти заповедей Бога», «Дети Бога» — все эти секты так или иначе связаны с массовыми убийствами, наркоторговлей, сексуальным рабством (с 1974 по 1987 год члены культа «Дети Бога» вступили в сексуальную связь с более 200 000 людьми!) и педофилией. И это только крупные секты, с которыми связаны резонансные инциденты, привлекшие внимание обществе. А ведь еще существуют мелкие группы и секты, промышляющие незаконной деятельностью и скрывающиеся в тени. 

На сегодняшний день какой-либо достоверной статистики по количеству сект, действующих в РФ, не существует. По оценкам некоторых специалистов, в России около 80 крупных межрегиональных сект, 2–3 тысячи более мелких групп, а число адептов варьируется от 600 до 800 тысяч человек (однако в реальности числа могут быть совершенно другими). С одной стороны улицы «патрулируют» вербовщики культов различной степени «отбитости» (от «Свидетелей Иеговы» до «Свидетелей СССР»). С другой стороны в правительстве и СМИ начинают разводить истерию каждый раз, когда в школах появляется кто-то, непохожий на православного священника. Разберем без богословских и эмоциональных коннотаций, что такое секта.

Чем секта отличается от религии


Сейчас в российском законодательстве нет конкретного юридического определения секты. Любая радикальная группа с фанатичной идеологией, а в особенности с религиозной, характеризуется как секта, привлекая всеобщее внимание. Социолог Томас О«Ди в работе «The Sociology of Religion» выводит отличительные признаки церкви и секты по следующим пунктам:
Обычно термин «секта» в массовом сознании ассоциируется с фанатизмом, выкачиванием денег из последователей, психологическим и физическим насилием, оппозиционностью своих идей и отстраненностью от общества, а также лидером, который зачастую именует себя богом. В общем, ничего приятного. Но такой смысл слово «секта» имела не всегда. Сделаем краткий экскурс в историю, чтобы разобраться в этимологии термина.

История


С латыни слово «secta» можно перевести как школа, учение. В широком смысле «secta»  обозначала образ жизни и мышления человека, а в узком — философскую школу или политическую партию, которой придерживался человек. Также свою лепту внес созвучный глагол secare, который переводится как «отсекать», «разделять». Получается, изначально данный термин имел нейтральный окрас и использовался для описания обособленных идейных течений. Вот пример использования secta в трактате Марка Туллия Цицерона «Брут, или О знаменитых ораторах»:

Quo magis tuum, Brute, iudicium probo, qui eorum [id est ex vetere Academia] philosophorum sectam secutus es, quorum in doctrina atque praeceptis disserendi ratio coniungitur cum suavitate dicendi et copia; quamquam ea ipsa Peripateticorum Academicorumque consuetudo in ratione dicendi talis est, ut nec perficere oratorem possit ipsa per sese nec sine ea orator esse perfectus. nam ut Stoicorum astrictior est oratio aliquantoque contractior quam aures populi requirunt, sic illorum liberior et latior quam patitur consuetudo iudiciorum et fori.

Что можно перевести как:

Пото­му я и одоб­ряю, мой Брут, что ты избрал себе в настав­ни­ки ту шко­лу фило­со­фов, в уче­ни­ях и пред­пи­са­ни­ях кото­рой фило­соф­ское рас­суж­де­ние соеди­ня­ет­ся с при­ят­ным и обиль­ным крас­но­ре­чи­ем. Одна­ко не надо забы­вать, что и у пери­па­те­ти­ков с ака­де­ми­ка­ми обу­че­ние крас­но­ре­чию тако­во, что ни само по себе оно не может создать совер­шен­но­го ора­то­ра, ни без его помо­щи ора­тор не может достиг­нуть совер­шен­ства. Ибо если у сто­и­ков речь слиш­ком суха и сжа­та для народ­но­го слу­ха, то у этих фило­со­фов речь более сво­бод­на и про­стран­на, чем это допу­сти­мо в судах и на фору­ме.

Как понятно из текста, какого-либо негативного контекста слово «secta» изначально не несло. Источники оригинала и перевода.

Новое значение в понятие «секта» внесла христианская церковь. Изначально раннее христианство само попадало под определение секты, так как было обособленным религиозный течением, противопоставленным традиционным религиям того времени. Однако по мере развития христианства внутри него самого возникали обособленные еретические течения, и термин «секта» для христиан стал обозначать ложное учение, отделившееся от основной церкви. До Нового времени термины «секта» и «ересь» были синонимами. Мартин Лютер, в своей лекции по «Посланию к Галатам» обозначил, что церковью является лишь те, кто правильно проповедуют Евангелие и соблюдают все таинства. В его лекции идет уклон на то, что секта — это группа людей, а не само лжеучение. После реформации такое разграничение терминов окончательно закрепилось. 

f174559a21f1578352602750565b4147.png

Мартин Лютер

Как секты вербуют людей?


В группе риска вербовки находятся люди, которые находятся в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Обычно, это люди после крупных перемен в жизни, чаще всего одинокие, которым не хватает поддержки родных. Секта все это дает, закрывая очень важную потребность человека в принятии и семейных отношениях

Также в группу риска попадают люди, находящиеся в активном духовном поиске и стремящиеся к абсолютной «истине», которую вербовщики и обещают. 

Человек — существо социальное, подвержен влиянию группы (особенно эмоционально-заряженной) и деструктивные секты не стесняются это использовать. 

Вербовщики приглашают потенциальных адептов на массовые мероприятия: семинары, лекции, службы и другие собрания. Смысл такого подхода в том, что в группе, тем более незнакомой, человеку проще что-то внушить, в чем-то убедить.

060208e44aaf9e66616a3e88c70d9088.png

Почему люди ведутся и вступают в секты? В целом, успех вербовки складывается из двух вещей: правильная тактика вербовки и личная уязвимость вербуемого, его психологическая нестабильность. 

У каждой секты тактика вербовки варьируется. Американский семейный фонд приводит следующие черты среднего вербовщика:

  • человек невероятно дружелюбен;
  • человек имеет практически идентичные интересы, что и вы, причем этот интерес проявляется после того, как вы сообщите о нем;
  • человек будет осыпать вас комплиментами и льстить вам;
  • человек заявляет, что у него есть ответы на все вопросы;

Опираясь на уязвимость человека (чаще всего, одиночество), вербовщик пытается вовлечь его в беседу, в которой будет проявлять всяческую заботу, понимание, тесную физическую близость. Цели такого диалога — ощущение эмоциональной связи между ним и вербовщиком, а также желание и готовность поддерживать связь. Когда потенциальный адепт, по мнению вербовщика, будет готов к обращению, его могут пригласить посетить группу или же сразу предложить присоединиться к ней. При этом описание группы часто подгоняется под интересы и взгляды вербуемого.

Как вы могли догадаться, в группе риска находятся одинокие пожилые люди, но иногда вербуют и детей — пока я собирал материал для этой статью, историей своего пребывания в секте подростком поделилась моя подруга и читательница Хабра. Привожу ее историю анонимно, с комментариями о самой организации.

История Хабровчанки: Нурджулар — секта, которая концентрируется на детях и подростках


В 11 лет я поехала учиться в школу с пансионатом для талантливых детей, которая спонсировалась организацией Нурджулар. Я жила в интернате при школе, потому что была из деревни, а школа находилась в городе.
Что такое Нурджулар
Нурджулар — это турецкое религиозное сообщество, продвигающее суннитский ислам. Появилось после окончания Первой мировой войны и основывается на толковании Корана теологом шейхом Бадиуззамана Саида Нурси. В основном базируется на территории Турции, но также широко распространено и в других странах.

Нурджулар берут под своё крыло талантливых детей из деревень. В лицеях, спонсируемых организацией, дают очень хорошее образование, поэтому конкурс туда огромный — поступают как местные, городские, так и дети со всего региона. Ощущается это просто как билет в новую жизнь — интересное обучение, крутые учителя, поступление в хорошие ВУЗы и достойная карьера в будущем.

Но при этом в школе проводят религиозную обработку. И это прекрасно работает —  каждому ребенку нужен значимый взрослый рядом: тот, кто его опекает, защищает, воспитывает, банально кормит и целует на ночь перед сном. Когда ты оказывается рано оторван от родителей, видишь их всего полтора дня в неделю и круглосуточно живешь в школе, твоими значимыми взрослыми становятся воспитатели и учителя. Убедить ребенка, который тебе полностью доверяет, несложно, особенно если давать ему тепло, заботу и немного еды, если в столовой кормят очень мало.

Нурджулар отличается от классического Ислама возведенным в культ предписанием «слушаться старших». Послушание — главная религиозная догма, если ты хочешь, чтобы Аллах был тобой доволен — слушайся воспитателя, а он будет слушаться своего главного, а тот своего и так до самой верхушки организации.

После окончания школы, адептов женят только друг на друге (обычно устраивают знакомства с разными ребятами, пока они друг другу не приглянутся). Мальчиков, в зависимости от талантов, продвигают либо в политику, либо в бизнес, либо в преподавание. Работая по выбранной профессии, они продвигают протурецкое лобби, либо спонсируют организацию.

Если выпускник едет учиться в крупные города, его селят в «аркадашские» квартиры, которые наполовину оплачиваются из кармана организации (arkadas — друг по турецки). Там обработка продолжается — старшие по квартире следят, чтобы ты читал намаз, держал пост, читал определенное количество религиозной литературы в месяц и не пытался слиться куда-нибудь еще (например, завести девушку не из организации и с ее поддержкой выйти в открытый мир). У меня есть друзья, которые жили в таких квартирах, давление там колоссальное, некоторые сбежали, некоторые — нет.

Когда я думаю о самой схеме вербовки, то понимаю, что она идеально построена — 11-летке даже в голову не придет, что его значимый взрослый хочет им манипулировать, ведь это тот человек, который в тебя всю душу вложил, одеяло подтыкал, покупал тебе печенье, утешал. Очень трудно это осознавать — мозг просто блокирует такие мысли как предательство, я смогла сесть и загуглить что думает про организацию внешний мир только через 5 лет после выпуска. И там, конечно, ожидаемые теги — спонсирование боевиков в Чечне, экстремистская литература.

Выходила я оттуда сложно: осознала, что нахожусь в секте еще в школе, когда прочитала про секты в учебнике обществознания и сложила 2 + 2. На тот момент мне было 16. Я говорила другими ребятами, уже обращенным, что это секта и нужно валить из неё. После таких разговоров, меня вызвала учительница и сказала, что если я не перестану болтать, то мне устроят ад. Я сказала «ок» и он начался. 

Когда ты живешь в школе, одноклассники и учителя становятся единственным сообществом, где ты существуешь. Меня пытались изолировать, учителя отвернулись.

Мне повезло, что у меня уже было другое значимое сообщество, которое меня приняло как свою и поддерживало — ребята, с которыми мы занимались олимпиадным программированием и математикой. Сборы, олимпиады, летние лагеря — все это стало моим новым местом обитания. Школа пыталась меня оттуда вышибить, делая звонки моей маме и промывая ей голову, что мне нельзя туда ходить, пытались на нее давить при остальных родителях, чтобы она запретила мне ходить на занятия. Мама несколько раз плакала дома на выходных, но я смогла ее убедить, что правда на моей стороне и мне надо продолжать заниматься программированием. 

Когда я сдала последние экзамены, то просто уехала из этого города даже не дождавшись аттестата — мне его прислали по почте. В ВУЗе меня уже ждали друзья, выпустившиеся на несколько лет раньше. Примерно так программирование спасло меня в 16:).

Обращение в полного члена секты — когда выбраться уже очень сложно


Цель обращения — полное принятие вербуемым идеологии секты. Процесс может длиться как несколько месяцев, так и пару дней. Некоторые люди до конца не обращаются — оставляют контакты с другими людьми или семьей. 

После успешного обращения, новообращенные принимают на себя идеальную, по убеждениям секты, личность. Такой радикальный разрыв с привычным образом жизни может вызвать мощный стресс. Обычно непрерывное подчинение идеологии секты ослабляет его, и в конце концов прежнее мировоззрение выглядит отдаленным и забывается. Можно выделить несколько средств, используемых для полного обращения и ликвидации сомнений:

  • контроль времени и деятельности адепта:

Человек подчиняется строгому расписанию и у него практически не остается времени на уединение и размышления. Подобный график выматывает, снижает его способность к критической оценке сложившейся ситуации и делает его более внушаемым.
  • информационный контроль:

Адепт не получает информацию извне секты, ему промывают мозги, вследствие чего адепт не может составить критическую картину происходящего.
  • внедрение новых языковых норм:

Человек погружается в новую систему с новым диалектом. При этом он чувствует себя посвященным в приватную языковую систему. После привыкания к новому диалекту, адепту сложнее общаться с людьми вне секты. Также такая языковая система вносит поляризацию менталитета, т.е. есть мы, а есть они, отделяя индивида от окружающего мира.
  • групповое давление;
  • санкции за уход;
  • исповедь и чувство стыда:

У членов секты вызывают чувство стыда за проступки (с точки зрения идеологии секты), с которыми можно бороться с помощью исповеди. Такая исповедь вызывает у адепта чувство облегчение и долга за него перед сектой.
  • финансовый контроль:

Адептов заставляют передавать и переписывать свои активы в пользу секты, из-за чего у него не остается денег и в финансовом плане он становится зависимым от секты.

В некоторых сектах практикуется использование психотропных веществ. Их прием может быть обозначен в виде центральной доктрины секты, а может быть и тайным. Иногда, создание зависимости является способом удержания адептов в членстве секты. Обычно, эффект от употребления наркотика преподносится как доказательство «истинности» секты или способности проповедника к колдовству.

Почему так трудно выйти из секты?


Любой человек, который борется с вредной привычкой, будь то курение или алкоголизм, знает, что первым шагом является осознание имеющейся проблемы. Тоже самое и с сектами — если ты понимаешь, что находишься в секте, значит ты уже на пути к выходу из нее. 

Основной сложностью выхода из секты является то, что зачастую адепт категорически не согласен с тем, что его организация — секта. У вербовщиков есть такая техника, согласно которой новички не должны общаться друг с другом. Вновь пришедшим занимаются как минимум два опытных сектанта, создавая у того иллюзию «нормальности» и «приличности» организации. Постепенно новоиспеченный адепт посредством манипулятивных техник разрывает прежние социальные связи, создавая новые уже внутри группы. 

Отсюда вытекает вторая сложность с выходом из сект. Адепт оказывается изолированным от внешнего мира, все его социальные контакты замкнуты на одной конкретной группе. Причем отношения между человеком и сектой являются отношениями зависимости. Лидеры секты прикладывают большие усилия, чтобы адепт не мыслил своей жизни вне секты. Для усиления контроля над «паствой» секта может накладывать на своих членов финансовые обязательства, присваивая себе их имущество и деньги. Таким образом, секта не только обогащается, но и лишает человека опоры, для выхода из секты.

Часто секта может подсаживать адептов на разные наркотические вещества, потому что манипулировать измененным и ослабевшим сознанием значительно легче. 

Вдобавок секта получает еще один «крючок» для удержания человека, делая его зависимым от предоставляемых ему веществ. Если пострадавший все таки осознал факт своего пребывания в секте, он столкнется с определенными сложностями. 

Понимание того, сколько денег, времени и сил он вложил в секту, нанесенный ущерб, необходимость разрыва связей и следующая изоляция грозит большими психологическими проблемами. Поэтому первый шаг к выходу из секты — это помочь человеку найти опору в каком-то другом сообществе и психологическая поддержка.

Наука о сектах


Изучением сект и связанных с ними явлений занимается трансдисциплинарная отрасль знаний под названием сектология (или сектоведение). В отличие от междисциплинарности, которая подразумевает заимствование методов и техник из других областей науки, трансдисциплинарность предполагает синтез методологий для создания новых исследовательских концепций. 

Изучение религиозных движений и культов не умещается в рамки какой-либо одной дисциплины или теории — так известный социолог религии Брайн Уилисон в работе »The Social Dimensions of Sectarianism: Sects and New Religious Movements in Contemporary Society» отмечает «невозможность… любой единой теории новых религиозных движений». Поэтому сектология включает в себя подходы из различных наук: психологии, социологии и даже биологии. Расскажу о них подробнее.

Психологический подход


История изучения тоталитаризма и психологического насилия в сектах и других социальных группах началась с наблюдений западных психологов за некоторыми коммунистическими режимами в послевоенные годы. В 1950-е годы возник термин «промывание мозгов». 

Американский журналист Эдвард Хантер перевел китайское выражение си нао (дословный перевод — промыть мозги), применяемое Коммунистической Партией Китая для описания принудительного искоренения из китайских граждан «старой идеологии и неправильных убеждений». В книге 1956 года »Brainwashing; the story of men who defied it» Хантер описывает методы, при помощи которых китайские коммунисты «перевоспитывали» граждан, выросших в дореволюционную эпоху, и добивались подчинения у иностранных заключенных в период Корейской войны для подавления воли пленников к сопротивлению. 

Описанные методы включали в себя доведения человека до животного состояния путем содержания в грязи, лишения сна, психологического преследования, внушения вины, группового социального давления и т.п.»Человек утрачивает связь с реальностью. Факты и вымысел переплетаются и меняются местами…» — пишет Хантер. Изыскания американского журналиста продолжили профессиональный  психиатр профессор Роберт Лифтон и психолог Эдгар Шейн. Исследуя истории корейских военных предательств, они определили принудительное убеждение как синтез социального, психологического и физического подавления для изменения мировоззрения и поведения человека. Впоследствии в работе »Thought Reform and the Psychology of Totalism» Лифтон сформулировал восемь приемов тотального контроля, применяемых в сектах и государствах по типу нацистской Германии:

  • Контроль жизненной среды и общения в этой среде. Включает не только общение людей в пределах какой-либо социальной группы, но и проникновение в сознание групповых представлений, управляющих внутренним диалогом. 
  • Мистическое манипулирование — планирование случаев, выглядящих спонтанно и «сверхъестественно» для манипуляций ради «высшей цели».
  • Требования «чистоты». В группе устанавливаются заведомо невыполнимые стандарты поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от прикладываемых усилий человек терпит неудачу, из-за чего чувствует себя скверно и работает еще усерднее.
  • Культ исповеди. Предписывается признаваться в любом действии, чувстве или мысли, которые не соответствуют групповым правилам. Полученная информация используется в целях контроля и разрушения личностных границ. 
  • Священная наука. Вера в абсолютную научность и истинность групповых догм, отвечающих на все вопросы и не оставляющих места для сомнений.
  • Доктрины превыше личности. Навязывание верований группы в противовес знаниями и опыту личности.
  • Разделение на своих и чужих. Убежденность в том, что члены группы имеют право на существование, а критики и диссиденты — нет.

Впоследствии этот список неоднократно изменялся новыми исследователями, но суть остается неизменной. Идею насильственного мышления можно свести к трем обязательным шагам: лишение человека душевного равновесия и уверенности в своих убеждениях; побуждение радикально переосмыслить накопленный опыт и принять новые доктрины; развитие в человеке зависимости от организации. Фундаментальные исследования Лифтона стали основой для последующего изучения культов. Основной предпосылкой исследований является то, что любой человек, независимо от образования, интеллекта и жизненного опыта при определенных условиях может стать жертвой принудительного убеждения. 
767e882f637bb3bd18c8cb7013045949.png

Массовое самоубийство члено секты Храм народов в поселение Джонстаун

В центре внимания современной психологии находится психологическое влияние, оказываемое культами на человека. Сама система верований игнорируется, исследуются только методы убеждения. Стоит отметить, что в западной литературе по большей части используется термин «культ», хотя некоторые и используют слово «секта». Также применяется термин «Новое религиозное движение», так как некоторые считают слова «секта» и «культ» перегруженными эмоциональными и богословскими коннотациями, особенно после событий, связанных с сектой Храм народов (массовое убийство в поселении Джонстаун). Согласно конференции »Cultism: A Conference for Scholars and Policy Makers» культ — это группа или движение с чрезмерно высокой преданностью лидеру, идее или вещи и использующее манипулятивные способы убеждения и контроля с целью достижения целей лидеров группы, невзирая на негативные последствия для группы и общества в целом. Манипулятивные методы могут быть следующими:

  • изоляция от прежних друзей и семьи;
  • физическое истощение;
  • усиление внушаемости и контроля с помощью средств принудительного убеждения;
  • контроль за притоком информации;
  • подавление индивидуальности;
  • навязывание полной зависимости от группы;
  • порождение страха ухода из группы.

Стоит отметить, что психологический подход не ограничивается сектами, культами и новыми религиозными движениями, потому что тоталитарный контроль и манипуляции сознанием могут присутствовать в любой группе, например общественной и политической. Так Майкл Лангоун, американский психолог и эксперт в области деструктивных культов, в книге »Cults: What Parents Should Know: A Practical Guide to Help Parents With Children in Destructive Groups» приводит довольно широкую классификацию, относя к новым религиозным движениям следующие группы и движения: группы, посвященные восточной медитации; движения, основанные на Библии и христианстве; движения, посвященные оккультизму, сатанизму и черной магии; политические террористические группы; группы, посвященные психотерапии и самореализации; группы по избавлению от каких-либо зависимостей (например наркотической); коучинговые и коммерческие группы (привет Бизнес Молодости и инфоцыганам).

Социологический подход


В отличие от психологов, социологов интересует не взаимодействие групп с людьми, а участие религиозных общин, сект, культов и деноминаций в динамике общественного развития. Окончательной социологической теории сект и новых религиозных движений на данный момент не существует, однако в англоязычном мире сформировалось несколько классификаций религиозных движений, которые используются в современных социологических исследованиях. 

Самая распространенная классификация берет начало в работах социолога Макса Вебера и развивается богословом Эрнстом Трёльчем. В работе »The Social Teaching of the Christian Churches» Трёльч приводит типологию религиозных движений, состоящую из трех элементов: церковная религия, сектантская религия и мистицизм. Первые два типа соотносятся с двумя формами церковной организации: церковью и сектой. Третий тип является проявлением антиобщественного индивидуализма. Этот тип не приводит к появлению новых религиозных организаций, однако может стать причиной возникновения мелких неформальных групп, которые существуют непродолжительное время.

Социолог Бентон Джонсон свел множество переменных в определении церкви и секты к одному единственному признаку: принятию и отрицанию окружающего общества. Соответственно церковь принимает социальное окружение, в котором существует, а секта отвергает. Социологи Родни Старк и Уильям Симс Бейнбридж использовали этот признак для создания модели динамики религиозных групп, Модель состоит из оси, отражающей степень противоречий с окружающем обществом. На одном конце находятся стабильные религиозные институты (церковь), для которых характерно наличие устоявшихся ролей, норм, ценностей и социальных функций. На другом конце — нестабильные структуры, такие как секты и культы. Существует тенденция, по которой некоторые религиозные движения постепенно переходят в стабильную область, находя компромиссы с окружающим обществом, однако постоянно появляются новые движения. Термины «культ» и «секта» Старк и Бейнбридж используют для описания происхождения религиозных движений. Так секта определяется как девиантное религиозное движение, остающееся в рамках недевиантной религиозной традиции. Культы же образуются в результате «мутаций» и являются девиантными религиозными движениями, формирующими девиантные религиозные традиции. 

8e2fd8247b4420750c768965c21e46fc.png

Модель динамики религиозных движений

Нейротеология


Как известно, одним из способов контроля и убеждений в сектах и культах является манипуляция мистическим опытом. Исследованиями религиозного опыта занимается нейротеология, одна из дисциплин в нейробиологии на стыке нейрофизиологии и нейропсихологии. Нейротеология изучает нейрологические корреляты мистических переживаний, рассматривая их как одну из основ религии, следуя традиции, заложенной психологом Уильямом Джеймсом. Используя обширный материал исторических свидетельств, личных писем и дневников, Джеймс установил четыре критерия мистических переживаний:
  • Неизреченность — невозможность в полной мере выразить словами сущность своего переживания.
  • Интуитивность — недоступность для трезвого рассудка проникновения в глубины «истины», выражающегося откровениями, моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для тех, кто его пережил.
  • Кратковременность — временное ограничение на мистическое переживание — от получаса до двух часов.
  • Бездеятельность воли — произвольность погружения в мистическое состояние с помощью сосредоточения внимания, ритмических телодвижений и т.д. Постепенно произвольность волевых актов утрачивается, воля ощущается парализованной.

Джеймс отмечает сходство мистических состояний с состояниями измененного сознания вследствие наркотического опьянения эфиром или окисью азота, что к слову может быть использовано лидерами сект для подчинения адептов. Однако в отличие от опьянения, мистический опыт всегда оставляет воспоминания об их сущности и глубокое ощущение их важности.

Современные методы исследования включают в себя изучение активностей различных частей головного мозга в процессе мистического переживания с помощью различных форм функционального нейрокартирования. Исследования, проводимые в момент медитации, выявили на ЭЭГ у испытуемых гиперсинхронизацию в результате избыточной синаптической бомбардировки серотонином и глютаминовой кислотой (Meditation may predispose to epilepsy), блокировку ɑ-ритма вследствие повышения функциональной активности мозга (напряженное внимание, интенсивная психическая работа) (EEG Alpha Blocking Correlated with Perception of Inner Light During Zen Meditation), изменение метаболизма дофамина (Increased dopamine tone during meditation-induced change of consciousness). На основании проведенных нейрофизиологических исследований Майкл Персингер выдвинул гипотезу о сходстве изменений в височной доле при эпилепсии и при мистическом погружении.

По мнению основоположников нейротеологии, Эндрю Ньюберга и Юджина д«Акили, изменения электрической активности, происходящие в лимбической системе, не говорит о том. что мозг «создает бога», однако он естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт. В книге »Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief» они утверждают. что групповые ритуалы и индивидуальная религиозность способствуют вовлечению одних и тех же эмоциональных разрядов, имеющих отношение к таким эмоциям, как страх, умиротворение или экстаз, независимо от культурного бэкграунда. Эти эмоции и опыт могут быть вызваны ограничением доступа информации к мозговым структурам (деафферентация). 

Как помочь человеку, попавшему в секту


Что делать, если близкий человек попал в секту? Прежде всего, как и в любой экстренной ситуации, сохраняйте спокойствие: большинство людей рано или поздно выходят из сект (срок может варьироваться от пары недель до нескольких лет). Также будет полезно следовать следующим рекомендациям:
  • Не портите отношения с новоиспеченным адептом агрессивным переубеждением. Многие тоталитарные и деструктивные культы направлены на отрыв человека от его бывшего окружения, поэтому не упрощайте работу секте. Лучше в ненавязчивой форме обращать внимание на абсурдность учения, несуразность финансовых затрат и т.п.
  • Относитесь к пострадавшему с сочувствием, теплотой и терпением. Возможно в секте человек ищет ту душевную теплоту, которой ему не доставало в прошлом. Однако не давайте адепту денег.
  • Обратитесь к профессиональному психологу, который разбирается в сектоведении.
  • Изучите вокабуляр секты и учения, чтобы понимать то, о чем говорит ваш близкий, и вести с ним осмысленный разговор. 
  • Наладьте контакты с людьми, которые столкнулись с такой же проблемой. Также будет полезно наладить контакты с местными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами.
  • Собирайте информацию о секте, но втайне, чтобы не раздражать вашего близкого. Предупрежден — значит вооружен.
  • Учтите, что после выхода из секты, человек может столкнутся с некоторыми проблемами: сильное нарушение идентичности, депрессия, зависимость в принятии решений, потеря свободной воли и контроля за жизнью, посттравматический стресс, проблемы с социализацией. В таком уязвимом состоянии пострадавший может повторно стать жертвой вербовщиков. Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности «Аум Синрике», возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались.
  • Не забывайте о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и работы, с утраченными навыками самостоятельной жизни. Будет полезна помощь юриста и социального работника, иногда жертвам помогает работа со священником.
  • В случае угрозы потери материальных ценностей и имущества имеет смысл обратиться в полицию и прокуратуру, подобная деятельность будет рассматриваться по статье «мошенничество».

Секты в РФ — кого конкретно опасаться


Саентология


Саентология была основана в начале 50-х годов прошлого века на писателем-фантастом Л. Роном Хаббардом. На сегодняшний день саентология распространена во многих странах мира (более 150) и не имеет конкретного правового статуса. Так, например, в США церковь освобождена от налогов, в Великобритании саентология признана религией, а в России ее статус до конца не ясен и судебные разбирательства по его определению периодически проходят как в российских судах, так и в Европейском суде по правам человека. Число последователей по раз

© Habrahabr.ru