Сегменты Интернета вещей: общие принципы

Что такое «сегмент» Интернета вещей и о чем не стоит забывать бизнесу при его изучении и освоении.

Современные технологии позволяют объединять в рамках информационного взаимодействия разнообразные по сущности, смыслу и существованию объекты. В результате такого взаимодействия формируются функционирующие, с определенной степенью эффективности, системы, ориентированные на комплекс стратегических целей и оперативных задач субъектов рынка. Развитие электронных устройств (как активно поставляющих и потребляющих информацию) и Интернета (как инфраструктуры информационного взаимодействия) представляет новые интересные, эффективные и реализуемые перспективы для высоко адаптивных, обучаемых, растущих систем взаимодействия человека с физическими вещами и логическими объектами.

45a31c6ee00744a58285cbe8a5925f47.png

Интернет вещей — это важное информационно-экономическое направление развития технологий целевого сетевого взаимодействия для решения широкого спектра задач в различных отраслях и для различных рынков.

Технологии Интернета вещей позволяют акцентировать внимание бизнеса на очевидной возможности, использую определенные методы и инструменты, на действительно новом информационно-техническом уровне, реализовывать собственные миссии (стратегии), предлагая потребителям (рынку) экономичные, удобные, персонализированные способы удовлетворения их потребностей.

Подробнее об Интернете вещей для бизнеса в предыдущей серии публикаций…
Интернет вещей для бизнес-объектов — все части:

Для Интернета вещей, как для глобального технологического и экономического тренда, характерно трехчастное развитие:
база (платформа) — это общие информационные, технические, экономические, управленческие и иные технологии важные для любой предметной области реализуемой в рамках Интернета вещей;
тематика (сегменты) — это технологии характерные для конкретной, целевым образом определенной, предметной области, реализуемой в рамках Интернета вещей;
окружение (инфраструктура) — это технологии, не относящиеся непосредственно к Интернету вещей, но позволяющие активно использовать его в целом или по сегментам, сопрягая с другими информационными, экономическими, гуманитарными или техническими системами.

d5c8d2019d7e44abba6b0e3a7f281e8e.png


IoT-сегмент — это тематически значимая часть Интернета вещей, которая выделена целевым образом и связана с заданной предметной областью. Для IoT-сегмента важны не только базовые технологии IoT, но и дополнительные технологии (методы и инструменты), которые наилучшим образом реализуют выбранную тематику.
Понятие IoT-сегмента становится важным для конкретного бизнеса, который реализует свою стратегию и ориентирован на конкретный сегмент рынка. Именно адаптация под целевые потребности клиентов и способы удовлетворения таких потребностей формируют особенности, возможности и ограничения для предметной реализации моделей бизнеса в рамках IoT-технологий.

Наряду с достаточно широкими общепринятыми IoT-сегментами, каждый бизнес вправе выделять и обозначать для себя более узкие целевые сегменты. Однако, при этом он должен анализировать тенденции и технологии смежных, связанных или зависимых предметных направлений Интернета вещей, которые поддерживаются и развиваются лидерами рынка, отраслевыми бизнес сообществами, частными и государственными фондами и регуляторам. Развитие базы и спектра сегментов Интернета вещей — это не поле для индивидуальной игры, а информационно-экономическое пространство, в рамках которого каждый из игроков рынка занимает и реализует выгодную позицию на основе активных конкурентных преимуществ, а не с помощью пассивной монополизации данных, технологий, ресурсов и т.п.


Сетевая природа Интернета вещей подразумевает двойственное ориентирование его технологий:
для решения персональных задач, когда реализуемые технологии IoT связывают вещи и объекты ориентируясь на частные потребности физического лица, предлагая качественное решение его личных целей;
для решения групповых задач, когда реализуемые технологии IoT связывают вещи и объекты ориентируясь на деловые или социальные потребности группы лиц, предлагая качественного решение общих и/или совместимых целей.

Если в первом случае выгоду от IoT получает индивидуальный клиент, то во втором случае — группа клиентов, бизнес, сообщество, отрасль в целом. Частично основываясь на этом, ряд экспертов прямо разделяет Интернет вещей на «потребительский» и «индустриальный», обозначая два независимых направления. Однако, выбор между IoT для персонального потребления и для делового (социального) использования представляется искусственным и незаслуженно ограничивает его целостное понимание и развитие. Такое деление, скорее всего, позволяет устранить некие противоречия конкретных компаний в попытке предложить на развивающийся особенный рынок IoT собственные текущие продукты, которые недостаточно под него адаптированы.

Если подходить по-честному, то полноценное решение (проект) для IoT лежит в потребительском и индустриальном поле одновременно. Более того, ключевой особенностью Интернета вещей является «размытие границ» между персональным и общественным, между потребительским и промышленным. Когда технология IoT обеспечивает персональное решение, то она несомненно с не меньшим успехом может использоваться и для решения деловых, экономических, социальных задач, имеющих важность для группы, так или иначе связанных, лиц. Подтверждение этого тезиса наблюдается при детальном изучении каждого из глобальных или специализированных сегментов IoT.

Поэтому оценивая особенности конкретного сегмента Интернета вещей и позиции бизнеса в отношении него всегда разумно исследовать, разрабатывать и формировать конкурентные преимущества как в части потребительских (клиентских) возможностей, так и в части общественных (индустриальных, отраслевых) решений.


Проблема безопасности Интернета вещей стоит на одном из первых мест и вызывает вполне обоснованные опасения. Влияние сетевых технологий, особенно тех, которые вторгаются в личное и общественное пространство, от которых зависит жизнь и здоровье людей, должно быть не только пассивно безопасным, но и предупредительно защищающим. Невозможно допускать распространение технологий способных вызвать существенное негативное или даже катастрофичное воздействие на потребительские или промышленные системы, если они должным образом не застрахованы от рисков, если не предприняты все меры по мониторингу их безопасной работы и не предусмотрены способы минимизации и устранения последствий неблагоприятных событий.

В технически сложных системах, особенно тех, которые вовлекают множество отдельных устройств, алгоритмов и информации, исключить возникновение рискованных ситуаций не было и не будет возможным. Пресловутый «человеческий фактор» также не исключен и весьма вероятен. Требуется создание системы защиты от широкого спектра рисков: технических, методических, информационных, конъюнктурных, событийных, ресурсных и многих других.

С другой стороны, комплексную качественную защиту от неблагоприятных событий, а также их ликвидацию и компенсацию их последствий сможет обеспечить только специализированный, профессиональный, развивающийся методически и инструментарно, независимый (устойчивый) бизнес. Юридически это может быть независимое лицо или выделенное подразделение (единица) крупного бизнеса. В последнем случае важно обеспечить его стабильность и устойчивость в период действия неблагоприятного события, поскольку не него ложится полный груз ответственности по поддержанию бизнеса в критических ситуациях.
Таким образом, для активного и безопасного развития Интернета вещей потребуется формирование специальных высококвалифицированных центров управления рисками, которые смогут:
— анализировать и прогнозировать риски;
— предупреждать рисковые события;
— управлять течением рисковых событий;
— ликвидировать последствия неблагоприятных событий;
— восстанавливать нормальное состояние после рисковых событий.

В системах реализуемых на основе IoT-технологий недостаточно просто разработать »волшебные» протоколы и алгоритмы соблюдения и контроля безопасности. Необходима полноценная интенсивная работа по мониторингу событий в сегментах Интернета вещей и по управлению рисками как с точки зрения технической их устойчивости, так и с точки зрения информационно-экономической самостоятельности и жизнеспособности.

Интернет вещей вовлекает во взаимодействие не только мобильные и стационарные устройства, не только физические вещи и алгоритмы, но и обычных людей, социальные группы, производства, бизнесы. Сбой в цепи трансакций на любом этапе и на любом субъекте может привести к неожиданным последствиям. Поэтому требуется особого вида и информационного уровня риск-менеджмент.


Совпадение или закономерность, но технологии «больших данных» в своей эволюции сопутствуют технологиям Интернета вещей. Если сегодня взаимосвязь big data и IoT пока только обретает концептуальную форму и технологическое содержание, то через два-три года Интернет вещей просто будет не мыслим без облачных технологий хранения значительных массивов информации, без интенсивного анализа больших данных, без широкого цифрового потока регистрируемых фактов, событий и состояний.

Вовлекаемые в IoT вещи и логические объекты, пользователи и системы, технологии и регуляторы неизбежно оставляют за собой яркий след из разнообразных по формату и содержанию структур данных, которые в хронологическом порядке наращивают цифровую динамичную систему описания транзакций IoT. И раз уж без больших данных не обойтись, придется их активно осваивать в рамках базовых технологий.
Анализ больших данных превращается из набора проблемно-ориентированных исследований в неотъемлемый серьезный контрольно-аналитический ключевой функционал любого бизнеса, бизнес-сообщества, или отрасли. В рамках «большой аналитики» требуются анализаторы широкого спектра действий и функций, в связи с разрастающимся количественно и качественно потоком информации. Очевидно, что для особых целей и задач нужны: (а) оперативные анализаторы (обрабатывающие текущие данные в транзакциях), (б) роботы-анализаторы данных в хранилищах, (в) специализированные анализаторы-исследователи, (г) предметно-ориентированные анализаторы и т.п.

Интернет вещей — великий поставщик цифрового контента для систем больших данных, но и большие данные — это важнейшая информационная основа Интернета вещей, которая должна обеспечить высокое качество взаимодействия физических вещей, логических объектов, людей и систем на основе результативных и эффективных решений.


Рост количества и качества мобильных (носимых) устройств значительно повысил интересен к их независимому и контролируемому общению, тем самым удалось сконцентрировать внимание, ресурсы и цели вокруг технологий Интернета вещей. Однако теперь для повышений эффективности IoT необходимо подумать не только о физических вещах, активно подключающихся к сети, но и о специальных «виртуальных» компонентах. Такие компоненты по своей сути являются программами (алгоритмами) и представляют целостную функционально-интерфейсную единицу — это логические объекты Интернета вещей.

Реальные «физические» вычислительные устройства (мобильные и стационарные) очевидным образом обеспечивают связь реального мира с информационной сетью, вовлекая в заданных случаях человека или сообщества. На долю же логических объектов приходится удобное и рациональное представление структуры целей и функций транзакционного взаимодействия.

Исходя из этого, при исследовании конкретных IoT-сегментов, а также при моделировании бизнеса, ориентированного на такие сегменты, не следует увлекаться «мобильными» вещами. Чтобы не потерять эффективность технологий Интернета вещей, стоит уделять внимание логическим объектам сети, которые реализуют сложный комплексный функционал и обеспечивают необходимый уровень структурирования процессов взаимодействия устройств и людей.

ad7cce8ecc534ae6afe6421cc295f24f.png


Разнообразие объектов и информации обуславливает необходимость выработки общих принципов построения глобальной сети взаимодействия в рамках Интернета вещей. При таком разнообразии не обойтись и без определенных регуляторов.
Проблема стандартизации действительно важна для IoT, и не только в части закрепления формата и способа обмена пакетами данных между вещами. Ключевым является регулирование интерфейсного, функционального и целевого общения любых вещей и объектов. Множество условий, обязательств, прав, возможностей, ограничений, которые должны быть реализованы в рамках технологий Интернета вещей, ждут своей очереди, чтобы быть четко формализованными в удобной форме и в разумном содержании. Зачастую, многие из требований, которые предъявляются участникам IoT-общения не совсем технические или информационно обоснованные, но действительно важные для устойчивости системы транзакций, её предсказуемости и целостности. Жесткие регламенты, четкие стандарты, общепризнанные схемы (цепочки), приемлемые политики, безопасные формы составляют систему стандартизации технологий Интернета вещей.

Разработка документов стандартизации — это достаточно ответственный шаг, который обеспечит в той или иной степени успешность IoT в краткосрочном периоде, а возможно позволит избежать ряда непростых ошибок, особенно связанных с взаимным пониманием субъектов IoT-рынка. Следить же за исполнением стандартов должны ответственные и объективные регуляторы. Именно они смогут оказать значительное влияние на снижение вероятности возникновения неблагоприятных событий.

Фиксирование неких условных договоренностей в виде документов стандартизации Интернета вещей — это итеративный процесс формирования базы знаний и стандартов технологий IoT, а значит он также требует особого внимания бизнес-сообщества, которое активно действует или собирается войти в область Интернета вещей.


В отношении развития проектов Интернета вещей компания должна выбрать одну из преимущественных стратегий. IoT — это мощнейшие технологии формирующие не только саму сеть взаимодействия вещей, но и активную информационную и экономическую инфраструктуру. В рамках распределенной модели пользователей, физических вещей и логических объектов, объединяемых сетевыми транзакциями, возможны как «внутренняя сконцентрированная», так и «внешняя инновационная» проектные стратегии.

Бизнес в сегменте IoT — это стратегия формирования и развития портфеля проектов компании, которые направлены в своей основе на реализацию целей (задач, работ) с использованием технических, технологических и управленческих возможностей выбранного (таргетированного) сегмента Интернета вещей. Для данной стратегии характерно концентрирование внимание бизнеса на существующих сложившихся в целевом IoT-сегменте технических решениях, технологических и управленческих методах и инструментах. Фактически это означает следование за лидерами, связанное с меньшим количеством и качеством рисков. Выстроенный и функционирующий сегмент Интернета вещей позволяет достаточно уверенно планировать и реализовывать проекты, в том числе предлагая некоторые новинки (в основном, эволюционного характера).

Бизнес для сегмента IoT — это стратегия формирования и развития портфеля проектов компании, которые направлены в своей основе на реализацию целей (задач, работ) по созданию и расширению технических, технологических и управленческих возможностей выбранного (таргетированного) сегмента Интернета вещей. Для данной стратегии характерны высокая инновационность (а иногда и революционность) проектов и достаточно серьезные риски. Основательно развивать целые сегменты IoT или отдельные их составляющие может позволить себе только устойчивый бизнес с убедительной общей стратегией и весомыми проектами. Причем, учитывая специфику рынка IoT, компания, заявляющая о своем лидерстве, должна быть поддержана некоторым профессиональным или потребительским сообщество.

Вообще, если разобраться в самой сути бизнес-проектов Интернета вещей, то сложно говорить о некоторой исключительной роли одного-двух лидеров, пусть даже в крупном IoT-сегменте. Глобальная информационная сеть практически не терпит яркого и долгого упорного проявления монополизма. Если вокруг растущего IoT-сегмента, его лидерам не удастся сформировать некую инициативную бизнес-среду расширяющую свое маркетинговое и техническое присутствие, вовлекающую новых потребителей, то результативность будет низкой. Для компаний реализующей стратегию «бизнес для IoT-сегмента» важно, чтобы в том же целевом сегменте появлялись сопутствующие и связанные проекты стратегии типа «бизнес в IoT-сегменте». Из-за этого всё большее значение начинают приобретать особые условия управляемого свободного распространения интеллектуальной собственности. Ведь на самом деле, существенное закрытие крупным бизнесом таргетированного IoT-сегмента с помощью патентных (идентичных) ограничений, с помощью введения запретительных экономических барьеров (за счет сокращения притока новых профессионалов и потребителей в такой сегмент) может не только затормозить, но и дискредитировать сам сегмент и такого лидера. Хотя стоит отметить, что для широких глобальных сегментов Интернета вещей попытки как-то взять под «персональный» контроль технические, технологические или менеджерские его составляющие не даст ощутимого эффекта, но потребует значительных ресурсов. Возможности для инноваций и информационного обмена настолько широки, что монополизация на уровне конкурентной деловой и сетевой среды в среднесрочном и долгосрочном периоде невозможна.


Достаточно условно можно определить два типа IoT-сегментов, причем в краткосрочном периоде.

Глобальный сегмент Интернета вещей — это активно развивающийся в текущем краткосрочном периоде IoT-сегмент с широкими целями (задачами) с использованием богатого функционала и спектра вещей, вовлекающий массового потребителя, формируемый несколькими крупными игроками, рядом средних и малых бизнес-проектов, предлагающий пользователям разнообразные инновации и технологии.

Специализированный сегмент Интернета вещей — это умеренно развивающийся в текущем краткосрочном периоде IoT-сегмент с четко очерченными тематическими целями (задачами) с использованием специального функционала и специализированными вещами, вовлекающий определенные группы потребителей, формируемый ограниченным кругом крупных или средних и малых игроков, предлагающий пользователям решение определенных задач за счет известного набора технологий.

Глобальный IoT-сегмент отличается интенсивной конкуренцией и большими экономическими возможностями для бизнеса. В отличии от него, специализированный IoT-сегмент позволяет сконцентрироваться на конкретных потребительских предпочтениях. Не исключено, что глобальный сегмент в развитии может породить несколько специализированных, за счет сосредоточения усилий отдельных игроков рынка и более четкого маркетингового позиционирования.

Примерами глобальных сегментов Интернета вещей являются: «умный дом», «забота о здоровье», «индустриальный Интернет вещей». К числу же специализированных IoT-сегментов можно отнести: «управление частной коллекцией», «домашний шеф-повар», «персональный спортивный тренер», «умная система качества», «персонифицированный шоппинг».


Каждый сегменты Интернета вещей, независимо от того, является ли он глобальным или специализированным, требует структурированного изучения для полноценной эффективной работы. Любой бизнес-проект, разворачиваемый и реализуемый в целевом IoT-сегменте, требует понимания сути последнего, его ключевых параметров, особенностей, преимущественных экономических моделей, предпочтений пользователей, технологической карты, инновационных процессов и т.п. Очевидна необходимость постоянных и объективных исследований со стороны отдельных компаний или профессиональных сообществ в этой части.

Для начала можно предложить некую универсальную принципиальную схему, которая в первом приближении характеризуют тематику (предметную область) сегмента Интернета вещей, выделяя его среди других. При этом необходимо понимать, что для конкретного проекта будет крайне полезно детализированное представление о целевом IoT-сегменте в рамках расширенной характеризующей структуры. В какой-то степени именно формирование расширенного принципиального понимания сути и модели таргетированного IoT-сегмента, выработанного неким инициативным сообщества, позволяет наращивать заданные перспективные технологические направление развития IoT.

Принципиальная схема описания сегмента Интернета вещей


  1. Тематика сегмента и его миссия (главная цель) — определяет предметную область (сферу применения, зону ответственности) и базовую задачу IoT-сегмента, которые непосредственно связаны с соответствующими потребительскими ожиданиями, техническими и технологическими возможностями, информационным и экономическим потенциалом.
  2. Стратегические цели (задачи) сегмента — детализируют тематику и главную цель (миссию) IoT-сегмента формируя перспективные, актуальные и практически значимые бизнес-направления для ближайшего его развития.
  3. Профиль пользователя — характеризует потенциального одиночного или группового потребителя результатов функционирования конкретного IoT-сегмента.
  4. Функциональная модель — формирует понимание базовых и специальных процессов (транзакций), которые реализуются в рамках IoT-сегмента.
  5. Концепция физических вещей — описание основных функций и элементов интерфейса, которые характерны для вещей (устройств), вовлекаемых в работу IoT-сегмента. Описание может сопровождаться примерами проектируемых или созданных физических устройств, подключаемых к глобальной сети.
  6. Концепция логических объектов — описание основных функций, алгоритмов работы и элементов интерфейсов, которые характерны для программных объектов, участвующих в работе IoT-сегмента. Описание может иллюстрироваться примерами проектируемых или созданных программных компонент, встроенных в глобальную сеть.
  7. Деловой (экономический) потенциал — прогноз по развитию маркетинговой, экономической и управленческой составляющих IoT-сегмента. Для любого сегмента важно понимать откуда и какие он будет использовать ресурсы, как будет управляться, какие финансовые потоки сформируются, насколько и в какие моменты целесообразны инвестиции и какова будет результативность в краткосрочно и долгосрочном периоде. Детализация в части описания делового потенциала IoT-сегмента важна для конкретного проекта, но и рынок проектов Интернета вещей в целом должен понимать особенности каждого из сегментов, особенно глобальных.
  8. Дополнительные характеристики — позволяют оценить IoT-сегмент с различных точек зрения и перспектив роста, не упустив ключевые моменты. Например, для отдельных IoT-сегментов полезным является предварительный прогноз по технологическому и информационному их расширению, для других же важным оказываются особенности монетизации продуктов (услуг) сегмента.


По приведенной принципиальной схеме описания сегментов Интернета вещей можно охарактеризовать наиболее перспективные и привлекательные из них.

© Habrahabr.ru