Scratch Junior для детей – все о старте программирования для дошкольников
Ребенок часами сидит за компьютером и не выпускает смартфон из рук? Не стоит переживать: его увлечение можно направить в перспективное русло. В этом поможет бесплатная программа «Скретч Джуниор». Она научит ребенка понимать принципы программирования, считать и писать простые команды с помощью ярких визуальных блоков.
Scratch Jr — виртуальная среда, созданная специально для обучения дошкольников основам программирования. Работа с визуальными инструментами интересна даже непоседливым ребятам: предстоит управлять ярким персонажем Tic (Тик) с помощью блоков, подобных командам в текстовых языках. Можно написать простую программу и сразу же увидеть результат. Плюс — реализация по принципам, напоминающим конструктор Lego: блоки потребуется прикреплять друг к другу, соединять. Благодаря этому можно заставить виртуального персонажа Тика:
Двигаться в разные стороны и проходить определенное количество клеток;
Увеличиваться или уменьшаться;
Повторять требуемые действия;
Здороваться и не только.
Мы в школе Pixel используем «Скретч Джуниор» на курсах программирования для дошкольников и младших школьников по причине простоты этого визуально языка и одноименной среды. Детям нравится направление: их увлекает возможность создания мультфильмов и анимации, выполнения других проектов с нуля. Справиться с освоением направления способен даже дошкольник, который не знаком с кодом.
Считать Scratch Jr развлечением не стоит. Это среда, которая приведет ребенка к пониманию принципов программирования, улучшит мышление, сделает его более рациональным. Есть и другие преимущества: о них, потенциале среды «Скретч Джуниор» и ее возможностях мы и хотим рассказать.
Что такое «Скретч Джуниор»: подробности
Ребенок изучает Scratch JR
Об основах «Скретча Jr» мы уже рассказали. Теперь хотим отметить, что это отличный инструмент для погружения в программирование детей от 5 до 9 лет. Одноименный визуальный язык основан на применении блочных команд: ярких и красочных конструкций, которые нравятся детям, увлекают их и вовлекают в процесс.
Во время работы с внутренними инструментами среды дошкольники и младшие школьники:
Знакомятся с основополагающими принципами программирования: логикой, последовательностью, четкостью и точностью представления и сочетания конструкций;
Учатся выполнять первые простые проекты на примере анимации, красочных мультфильмов, простых игр;
Обретают навыки, которые пригодятся в будущем, если тема написания кода увлечет. В результате знакомства со «Скретчем Jr» будут заложены основы освоения сложных текстовых языков.
Как устроена детская среда для обучения основам кодинга
Устройство среды зависит от выбранной версии, но в целом все однотипно. Можно использовать «Скретч Джуниор» на компьютере онлайн или в виде десктопного приложения для Windows и Mac. Устанавливать программу или использовать веб-версию — решать пользователю. Функции не отличаются.
Еще отметим, что разработчик — команда медиалаборатории Массачусетского технологического института — предусмотрел мобильные версии обучающей среды для устройств с операционными системами iOS и Android. Они подойдут даже для планшетов, скажем, iPad.
Рассмотрим онлайн-версию, чтобы показать, как все устроено. Вот главный экран по умолчанию:
Интерфейс программы
Теперь о возможностях. Посмотрите на скриншот и запомните цифры: ниже с их учетом описаны основные разделы (первый — 1, второй — 2 и т. д.).
Добавление персонажа Тика
К сути:
Первый раздел предназначен для сохранения проектов и их загрузки в обучающую среду визуального программирования. Если планируется сделать что-то масштабное, нужно регулярно сохраняться.
Второй раздел содержит две иконки с прямоугольниками. Клик на левом приведет к активации полноэкранного режима, на правом — к включению клеток, или координат.
Третий раздел поможет, если хочется сменить фон (клик на иконке с изображением леса и облаков) или написать текст и разместить его на рабочем поле (буквы ABC).
В четвертом разделе, как и ранее, есть два изображения. Клик на левом со стрелочкой поможет отменить действие Тика, а на правом с флажком — запустить программу. Простой пример последней мы покажем далее.
Пятый раздел поможет, если хочется поместить в один проект несколько условных сцен. Если нажать на плюс, добавится новая рабочая область.
Шестой раздел — непосредственное поле, где Тик или другой персонаж будет совершать действия после написания визуальной программы.
В седьмом разделе пользователь может писать код с помощью блочных конструкций. Доступные визуальные команды находятся в меню, вложенные в квадратики желтого, синего, фиолетового и других цветов. Их можно увидеть над черно-белым изображением Тика слева снизу.
Восьмерка на нашем скриншоте обозначает функцию, предназначенную для добавления новых персонажей.
Девятый раздел поможет разукрасить рабочую область, добавить на нее геометрические фигуры и другие объекты. Также в нем есть дополнительные инструменты для рисования: с их помощью ребенок сможет раскрасить Тика и его друзей.
Рассказывать обо всем и заваливать статью скриншотами не будем: если ребенку понравится, он сможет разобраться с тем же рисованием в два счета. Просто предложите ему поработать самостоятельно или найдите уроки «Скретч Джуниор» в формате видео или текста.
Бонус: вводный урок для дошкольников
Если вы наш маленький читатель или родитель ребенка, заинтересовавшегося средой, предлагаем вводный урок. Его мы подготовили, чтобы больше рассказать о программе.
Перейдем в Скретч Джуниор онлайн, то есть обратимся к веб-версии.
Кликнем на прямоугольник с клеточками и переместим Тика в координаты 1;1 с помощью мыши (нужно зажать левую кнопку и перетащить персонажа в нужное место). Вот что должно получиться:
Координаты в Scratch Junior
Напишем код. Сначала выберем желтый кубик и перетащим вниз зеленый флажок. Это начало нашей визуальной программы. Далее нажмем на синий кубик и выберем части «конструктора» со стрелками вперед и вверх. Перетащим их вниз. Кликнем на фиолетовом кубике, выберем дополнительную команду — первую из предложенных. Присоединим ее к общей программе. Вот что должно получиться:
Составление кода в Scratch Junior
Установим собственные значения. Под стрелочками по умолчанию написаны единицы. В блоке диалога прописана переменная Hi. Давайте по порядку впишем: 5, 5 и слово «Привет!». Вот что должно получиться:
Добавление сообщения
Кликнем на флажок, чтобы запустить программу. Тик переместится в координаты 5 и 5 и скажет: «Привет!». Вот что выйдет:
Перемещение персонажа
Если программа показалась незавершенной, кликните на красный кубик и замкните последовательность первой предложенной командой. Это блок такого же цвета без стрелочек.
Что можно создавать с помощью Scratch Jr
Уже косвенно отмечено, что проекты в Scratch Junior представлены преимущественно анимацией и импровизированными мультфильмами. Но на платформе предусмотрены инструменты, с помощью которых дошкольник сможет научиться делать:
Мы считаем, что важнее другое — польза занятий в «Скретче Jr», ведь дошкольник, освоивший данный визуальный язык, точно сразу не станет программистом. Строить иллюзии и питать их не рекомендуем: освоить код поможет только полноценное и долгое обучение. Но стоит учитывать, что каждый новый выполненный проект станет средством развития ребенка. В каких направлениях — сейчас расскажем.
Чем полезен визуальный язык программирования Scratch Junior
Если скачать «Скретч Джуниор» на ПК либо мобильное устройство и дать работать с ним ребенку на регулярной основе, то можно получить ряд преимуществ в плане развития дошкольника. Это:
Старт в написании кода. Программирование в Scratch Jr пусть и осуществляется на максимально простом уровне, но дает свои плоды: ребенок начинает понимать принципы «взрослого» кодинга. Это логика, четкость последовательностей и не только. Вместе с тем постепенно формируется понимание того, какие конструкции и за что отвечают. В будущем, если ребенок заинтересуется полноценным написанием кода, это точно пригодится: понимание азов станет хорошей основой обучения;
Развитие логического мышления. Уроки программирования Scratch Junior для детей или самостоятельные занятия делают мыслительный процесс более активным. Оформление его логических компонентов и их развитие — прямое следствие, вытекающее из знакомства с азами программирования на примере использования ярких блоков;
Повышение интереса к ряду школьных предметов. В показанном нами примере были координаты и команды для перемещения Тика в новое положение. Он сделал 5 шагов в сторону и столько же — вверх. Пример банален и прост, но он идеален для дошкольников и положителен в плане первого знакомства со сложной математикой. Возможно, что это несколько упростит ее изучение в первые школьные годы;
Воспитание внимательности. Работа с кодом, пусть и блочным, требует внимания. Дело в том, что даже несущественные ошибки часто становятся причиной того, что программа начинает работать не так, как хотелось бы. Может показаться, что язык, похожий на конструктор, где сложные команды собираются из блоков, сам по себе исключает вероятность ошибок. Это не так: вспомните Lego, чтобы понять, что неправильное соединение деталей портит окончательный вид того, что хотелось собрать.
Итак, Scratch Jr помогает дошкольникам и младшим школьникам развиваться. Как в узком направлении — программировании, так и в целом. Речь о развитии логического мышления, воспитании внимательности, а также о пробуждении интереса к ряду школьных предметов.
А мы хотим подвести итог и завершить материал. Напоследок зададим провокационный вопрос: как считаете, стоит ли вообще учить дошкольников писать код? Если да, то подойдет ли, по вашему мнению, «Скретч Джуниор»?
Материал подготовлен школой программирования для детей Pixel. Мы обучаем ребят 5–9 блочному программированию в Scratch Junior и Kodu Game Lab. Вы можете ознакомиться с нашим курсом и посмотреть бесплатные уроки по ScratchJR.