«Сбер»: 70% мошеннических звонков поступают из-за границы

Зампред правления «Сбера» Станислав Кузнецов дал интервью изданию «Известия», в котором рассказал, что доля мошеннических звонков из-за рубежа достигла 70%. При этом большинство подпольных колл-центров находятся в украинском городе Днепр. Кузнецов также раскрыл информацию о паре новых методах телефонного мошенничества и рассказал о мерах, способных сократить число звонков от злоумышленников.

e2c10ead2cbcffdee79a567c74c7599c.jpeg

Как указал Кузнецов, на фоне пандемии коронавируса резко активизировались телефонные мошенники. Самая популярная схема развода — звонок якобы от «службы безопасности банка». При этом на вопрос о том, почему они звонят не с номера 900, мошенники отвечают, что звонок идёт по защищённой линии связи. В этом году число звонков от злоумышленников выросло в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. В то же время как количество жалоб на мошенников от клиентов банка сейчас на 30% меньше, чем в начале года.

Кузнецов предположил, что злоумышленники просто переключились на клиентов других банков. По его словам, «Сбер» использует автоматизированную систему контроля, отслеживающую мошеннический звонок и принимающую меры для защиты клиента ещё до того, как он переводит деньги мошенникам. Кузнецов заверил, что это единственная в России подобная система, интегрированная с отечественными операторами связи.

По оценкам «Сбера», два года назад 40% звонков от злоумышленников поступали из российских тюрем, 40% — из-за границы и ещё 20% из разных российских городов. Сейчас доля звонков из-за рубежа выросла до 70%, причём главный источник звонков — города на территории Украины. По словам Кузнецова, ещё недавно в украинском городе Днепр могло действовать до тысячи мошеннических колл-центров. На текущий момент их число сократилось до 150.

Чаще всего, как указал Кузнецов, мошенники представляются сотрудниками силовых структур (МВД, Генеральная прокуратура и т.д.). Они звонят потенциальной жертве, говорят, что сотрудник банка пытается украсть их деньги и просят помочь поймать преступника. Для этого нужно прямо сейчас перекинуть деньги на более безопасный счёт. Кроме того, сотрудники могут получать деньги или имущество под видом проведения спецоперации по ловле преступников.

Также во второй половине этого года появились схемы мошенничества с «Госуслугами». В частности, злоумышленники рассылают фейковые уведомления об откреплении от поликлиники из-за системного сбоя, предлагают заново зарегистрироваться и уплатить пошлину. Кроме того, увеличилось число сайтов, копирующих «Госуслуги». К новым вариантам мошенничества Кузнецов также отнёс инвестиционные онлайн-игры, махинации с фейковыми криптовалютами, якобы на развитие которых собирают инвестиции, и распространение вредоносных приложений и программ по популярным сериалам и фильмам.

Кузнецов рассказал, что для защиты своих средств клиент банка может заблокировать в приложении «СберБанк Онлайн» любые переводы, снятие наличных и онлайн-оплату покупок. В таком случае возможность оплаты картой останется только непосредственно в торгово-сервисной сети. При малейшем подозрении на мошенническую активность клиент может самостоятельно заблокировать доступ к картам и вкладам. Также в приложении есть функция проверки входящих звонков и раздел «Не дайте себя обмануть» с информацией о способах защиты от мошенничества.

Первого декабря этого года вступит в силу закон о блокировке звонков с подменных номеров, поступающих из-за рубежа. По словам Кузнецова, законопроект по меньшей мере на 60% сократит число мошеннических звонков. Кроме того, он уверен, что операторы связи должны нести ответственность за мошенническую подмену номера. «Сбер» уже продвигает соответствующие законодательные инициативы и в целом собирается активно вкладываться в решение проблемы кибермошенничества.

© Habrahabr.ru