Самые популярные игры своего времени, часть 3: 1990-е годы
В первой части цикла о самых популярных играх своего времени мы поговорили о Pong, дедушке «танчиков» и Space Invaders, во второй — обсудили Prince of Persia, Metal Gear и Mario. В этот раз мы поговорим о Street Fighter II, Doom II, Half-Life, Counter-Strike и других выдающихся играх 1990-х годов, а в конце — вместе решим, чему посвятить четвёртую часть цикла Самых популярных игр своего времени.
→ Самые популярные игры своего времени, часть 1: 1970-е годы
→ Самые популярные игры своего времени, часть 2: 1980-е годы
Street Fighter II: The World Warrior
В 1990 году компания Capcom выпускает продолжение игры Street Fighter, первая часть которой появилась в 1987 году. Сначала компания продала 60 тысяч игровых автоматов Street Fighter II, а в 1991 году закрепила успех с помощью ещё более популярной Street Fighter II: Champion Edition. Только в Японии игровые автоматы с этой версией игры разошлись в количестве 140 тысяч штук. К 1992 году 60% всех монет в игровых автоматах Великобритании обеспечила игра Street Fighter II — это около 260 миллионов фунтов за год.
На 1995 год в США игры The World Warrior и Champion Edition заработали вместе 2,3 миллиарда долларов. С учётом инфляции на 2017 год это около $3,7 миллиардов.
С игрой Street Fighter II связано появление понятия «комбо». Игроки случайно обнаружили возможность комбинировать несколько атак, которые оппонент не мог заблокировать при нужной последовательности выполнения. Разработчики не предусматривали такой возможности (вероятно), но впоследствии для файтингов комбо стало обычным делом. И не только для файтингов.
По мотивам игры в 1994 году сняли фильм «Уличный боец», в котором главную роль исполнил Жан-Клод Ван Дамм, а роль Cammy досталась Кайли Миноуг.
Mortal Kombat
Успех Street Fighter привёл к появлению новых игр. В Killer Instinct, например, впервые на игровом уровне внедрили комбо. Но синоним файтинга до сих пор — это Mortal Kombat, впервые выпущенный в 1992 году
В игре персонажи уже не были рисованными. В Mortal Kombat показаны оцифрованные действия актёров. Мастер боевых искусств и на тот момент сотрудник Midway Дэниел Песина сыграл Джонни Кейджа, Скорпиона, Саб-Зиро и Рептилию. Киноактёр и опять же мастер боевых искусств Пак Хо Сун стал прототипом Лю Канга и Шан Цунга.
В Mortal Kombat появится «джагглинг». Вы подбрасываете противника в воздух ударом и продолжаете его бить, пока он не упадёт. В переводе это «жонглирование».
Франшиза Mortal Kombat стала одной из самых успешных и влиятельных в жанре файтинга за всю историю видеоигр. Она отличается высоким уровнем насилия, который отлично видно по количеству вариантов Fatality — добиваний соперника десятками разных способов, один изощрённее другого.
Myst
В 1993 году Чехословакия распалась на Чехию и Словакию, танки штурмовали Белый Дом в Москве, и вещание начал канал ТВ-6. Тем временем в мире компьютерных игр появился графический квест Myst.
Myst стала самой продаваемой игрой для персональных компьютеров, пока её рекорды не побил Sims и ещё несколько игр, вышедших на пять и более лет позже. К 2003 году Myst была продана в количестве 6 млн копий, а уровень продаж всех игр франшизы достиг 12 миллионов копий, из которых 8,03 миллиона приходится на самую первую игру 1993 года. Myst получила четыре сиквела, три римейка и ряд ответвлений, включая MMORPG Uru Live.
В Myst игрок перемещался по интерактивному миру с видом от первого лица, взаимодействуя с объектами и переходя между экранами с помощью мыши. Чтобы пройти игру, нужно решить головоломки и посетить все миры, собрав страницы для двух книг — красной и синей, которые стали тюрьмами для двух персонажей, способных создавать книги-миры. Раработчики игры вдохновлялись романом «Таинственный остров» Жюля Верна.
Doom II: Hell on Earth
В 1994 году государства Евросоюза открыли друг для друга границы, первый российский космонавт Сергей Крикалёв совершил полёт на американском шаттле по программе Спейс Шаттл, а в России зарегистрирован национальный домен верхнего уровня .ru.
Компания id Software в этом году выпустила продолжение успешного шутера — игру Doom II: Hell on Earth. На продаже двух миллионов копий игры id Software заработала $100 миллионов. Для компании это был наивысший коммерческий успех на тот момент, а популярность игр была такой, что другие шутеры в течение нескольких лет называли «клонами Doom». И у многих до сих пор бессмертие ассоциируется с IDDQD.
Игра сохранила прежний геймплей, из нововведений здесь появилось только одно новое оружие — двустволка, которая наносит урон немногим меньше, чем ракетница. Основным отличием стал ряд новых монстров.
Держите спидран Doom 2. Заберёт всего полчаса вашего времени.
Warcraft II: Tides of Darkness
С 1995 года ведёт историю «Выставка электронных развлечений» E3, в августе того года была выпущена Windows 95, а в ноябре Nintendo представила работающий прототип Nintendo Ultra 64 с парой игр — Kirby Ball 64 и Super Mario 64.
Blizzard Entertainment в декабре 1995 года выпустила вторую в серии стратегию Warcraft II: Tides of Darkness. Игра изначально работала под DOS и Windows 95, была версия под Mac OS. В 1997 году Warcraft II портировали на Sega Saturn и Sony PlayStation.
За три месяца с запуска Warcraft II компания Blizzard продала полмиллиона копий, а в 2016 году игра попала в соответствующее издание Книги рекордов Гиннесса с 4,21-миллионными продажами игры для персональных компьютеров.
Super Mario 64
В течение года после показа работающей Nintendo 64 компания выпустила её в продажу, и одной из первых игр стала Super Mario 64. Впервые в игре этой франшизы появилась истинная трёхмерность и возможность двигаться в произвольном направлении, а вместо спрайтов использованы полигональные модели.
Nintendo продала более 11 миллионов копий игры, это одна из самых продаваемых игр в истории. Что уж говорить о всей франшизе с её полумиллиардными продажами.
Вспоминаем геймплей.
Gran Turismo
В 1997 году в России начал действовать уголовный кодекс со статьёй «за нарушение авторского права и смежных прав», на второй срок в должность президента США вступил Билл Клинтон, а Intel официально представила микропроцессор Pentium 2.
В этом году, через несколько лет после выхода первой игры Need For Speed, на сцене появилась новая гоночная франшиза. Над Gran Turismo для Sony PlayStation в компании Polyphony Digital работали целых пять лет, хотя и команда была очень мала — до 15 человек в лучшие времена. Игра 1997 года далеко продвинулась от конкурентов в плане реалистичности и сложности, имела интересный карьерный режим и возможность тюнинга автомобилей.
Всего было продано 76,8 миллиона копий всех игр серии Gran Turismo, из которых 10,85 миллиона приходится на первую часть игры для PlayStation. Рейтинг первой игры на Metacritic составляет 96 баллов из 100 возможных. Это тот случай, когда и критики высоко оценили игру, и игроки проголосовали за неё своими деньгами.
Half-Life
Выпущенный в 1998 году шутер от первого лица с немногословным главным героем, красной монтировкой и отсутствием видеозаставок стал важной вехой в истории жанра. Гордон Фримен настолько полюбился игрокам, что они купили 9,3 миллиона копий Half-Life. Вторая часть также была успешной — продажи продолжения 2004 года составили 9,4 миллиона штук. А вот третью часть мы, видимо, никогда не дождёмся, потому что Valve неплохой доход приносят Dota, Counter Strike и сервис распространения игр Steam.
Half-Life был, можно сказать, фанатской разработкой. Гейб Ньюэлл и его партнёр Майк Харрингтон перед созданием игры заглянули в id Software — одну из самых крутых на тот момент компаний, выпустившую несколько игр серий Doom и Quake. В этой компании они получили исходный код движка Quake, для работы с которым наняли разработчиков модов и фанатов игры. Кроме них Ньюэлл и Харрингтон взяли несколько ветеранов индустрии из компаний 3D Realms, Shiny Entertainment и Microsoft, откуда пришли сами основатели неизвестной никому на тот момент студии Valve.
Игра значительно повлияла на управление в шутерах. На момент выхода Half-Life была масса самых разных раскладок клавиатуры: AShiftZ, WADX, ESDF, ASDX. Один из создателей Quake Джон Кармак во вторую часть игры добавил конфигурацию WASD, но впервые по умолчанию её использовали в Half-Life 1998 года.
Counter-Strike
В 1999 году любители выпускают модификацию для Half-Life под названием Counter-Strike. Модификация, замеченная Valve, затем превратилась в самостоятельную игру и получила продолжения Condition Zero, Source и Global Offensive. В последние лет десять CS остаётся одной из самых популярных сетевых игр, Global Offensive — на первых местах в Steam.
Counter-Strike — командный шутер о противостоянии террористов и спецназа. Цель игры — выполнить задание или уничтожить всех противников. Одно время Counter-Strike 1.6 начал идти на спад из-за появления мощных персональных компьютеров и гораздо более проработанных с точки зрения графики игр, но к 2008 году наметился обратный процесс — CS стала турнирной дисциплиной.
Сегодня киберспорт — это зрелищные мероприятия самого разного уровня с самым разным призовым фондом. В эту отрасль с удовольствием инвестируют. Например, Алишер Усманов в 2016 году объявил о том, что намерен вложить в киберспорт более 100 миллионов американских долларов, а именно — его USM Holdings инвестирует в проект Virtus.pro. В состав проекта входят команды по ключевым дисциплинам, включая StarCraft 2, FIFA, League of Legends и, конечно, Counter-Strike.
В 1990-е годы сменилось три поколения игровых систем — следом за 16-битными Sega Mega Drive и Super Nintendo пришли Nintendo 64, Sega Saturn и Sony PlayStation, а в конце десятилетия началась эпоха шестого поколения с DreamCast, XboX и PlayStation 2. Игровые приставки с картриджей стали переходить на диски. Процессоры для обработки графики стали мощнее, а в качестве стандарта при создании видеоигр широкое распространение получила истинная трёхмерная графика.
Важной вехой для игровой индустрии стало появление интернета, так что во второй половине 1990-х появились онлайн-игры. Киберспорт вышел на новый уровень.
В США продажи игр обогнали продажи другой развлекательной отрасли в стране — кинематографа.
В 1970-е, 1980-е и 1990-е годы мы можем выделить игры, которые не только хорошо продавались, но и значительно повлияли на индустрию в целом или её конкретные жанры. В 2000-е это становится сложнее, поэтому я предлагаю с помощью коллективного разума решить, о чём мы будем говорить в следующей статье: пишите в комментариях название игры, год её выпуска и причину, почему она должна быть включена в список Самых популярных игр своего времени на 2000-е годы.