Самолет из соломы против водного спорта здорового человека

923ad3b57ae23deddfa2a76a79bde312.jpg

С интересом прочитал статью, которые скорее ожидаешь на одноклассниках, или, в крайнем случае, на Пикабу — как автор в студенческие годы высушил буханку, охапку дров и серф готов. Надо заметить, что вся исходная заметка опирается на книгу 1983 года — С. Ветров Пионерская судоверфь. Книга хорошая, только устарела малость. В момент выхода лет на 10.

Современный водный спорт здорового человека выглядит несколько иначе. Ограничу список — серфинг, виндсерфинг, кайтсерфинг, фойл (включая электро и бензиновые варианты типа efoil и Jet Surf), вингфойл, гидрофойл. Не буду включать sup, вейкборд и дополните список сами.

Для филиала лиги лени: разница между современным оборудованием для отдыха и описанным автором — как между Москвич-401 и любой современной (ВАЗ не в счет) машиной — и по комфорту, и по безопасности.

Серфинг: Согласно справочнику пионера — берем доску от забора (пошире), распиливаем ее на бушприт и бимсы, приколачиваем плавник, едем с волны.Все это хорошо читается в интернете зимой, пока не выясняется, что значение имеют вес и обводы доски. И что доска и любые деревянные и пористые элементы набирают воду, а значит — добавляют вес и теряют плавучесть. Стеклоткань и обычный пенопласт медленно набирают воду, доску нужно периодически сушить, и весь комплект выходит очень тяжелый.

Виндсерфинг. Согласно статье выше, берем рейки от забора, обтягиваем стеклотканью с смолой, ставим парус в клеточку, сделанный из дедовских штанов помоднее (чтобы клетки были повиднее), внутрь кладем как-то добытый (неси с завода каждый гвоздь) пенопласт, ставим — какие получатся — плавники и едем. Это действительно советская технология из 1983 года (и раньше) — когда из материалов есть только доска, вместо шарнира — сварка карданного крепления, и вместо паруса — тяжелый (особенно мокрый) парус из чего получится, метров так на 6, треугольником и без возможности сброса ветра. И доска обязательно швертовая.
Сейчас (и уже лет 20) так не делаются даже дешевые учебные швертовые доски. И даже они по скорости, управляемости и удобству не сравнимы с обработанной рашпилем после сборки доской от забора, описанной автором. При достаточно большом парусе — тогда нормальным считался единый парус в 6 м (2), сейчас это уже много — доска автора, возможно, могла даже выйти на глиссирование -, но это вряд ли. И вы говорите©. Современные учебные швертовые доски на 180 литров уже могут выйти на глиссирование.

Описанная автором конструкция имеет исходно следующие проблемы:
Долговечность. Несущая конструкция из не подготовленной древесины наберет влагу даже через стеклоткань и через как-бы пропитку за считанные недели, и станет весить не 10 килограмм, а 15–20. С соответствующим влиянием на скоростные характеристики и управляемость.
Масса и прочность конструкции. Тут сравнения просто неуместны — учебная (дешевая) доска весит в 1.5 раза больше обычной, тех же JP, Taboo, F2 Windsurf, а сколько весит авторская — страшно думать.

Современные доски делаются иначе — внутри конструкции стоит специальный ПВХ пенопласт — Airex, Divinycell. Сама несущая конструкция иногда отсутствует, иногда стоят стрингера. Подробнее можно прочитать в статье Технологии применяемые в производстве досок. В пенопластовую основу установлены закладные под плавники, мачту, крепления петель. Мачта и гик выполняются или из алюминия, или из карбона, это радикально снижает вес. Один из ключевых элементов — шарнирное крепление мачты или просто шарнир — пластиковый с защитой от ударов по ногам. Парус — полиэфиры (капрон, лавсан, дакрон) с усилением и без. Потому что тушка время от времени прилетает именно в парус, а это 50–120 кг массы на скорости в 5–15 м\с. Впрочем, современные паруса, даже с покрытиями, все равно живут 2–3 года эксплуатации, постепенно теряя эластичность под действием солнца, соли и нагрузок.
Нельзя забывать и про латы (sail batten) — то, что у автора исходной стати названо «деревянные рейки». Можно, конечно, сделать их и деревянными рейками, но их задача — равномерно изгибать парус для получения аэродинамического обвода и получения тяги в парусе, и деревянными их не делают лет 30–40. Можно ли взять плащевку на материал паруса, если нет чего-то еще? Можно, но проживет такой парус неделю, поскольку нагрузки на парус достигают 100–200 килограмм (масса тушки, подвешенная в трапеции и утягиваемая вверх парусом), и ткань будет вытягиваться, после чего полученный мешок будет тянуть только вниз по ветру. Для заплывов у бабки Ср в деревне на озере пойдет, уже на затоне в Строгино это закончится прогулками вдоль берега по всем ивовым кустам, на море и даже на водохранилищах — выход на таком при прижимном ветре (от моря к берегу) будет невозможен, при отжимном (в море) — опасен, при продольном на любой волне — крайне опасен.

То есть, с современной качественной экипировкой для виндсерфинга справляется ребенок (любого пола) от 30 килограмм веса и от 12–14 лет, и, главное — справляется безопасно (например, но 90 taboo и gaastra 3.5). При, разумеется, обязательном наличии спасжилета (противоударного), каски, рации Bb Talkin и лайкры по всему телу для защиты от медуз и мелких травм, при этом катаясь (без трапеции) при ветре до 5 метров в секунду и волне до метра в зоне до 200–300 метров от берега (больше эти рации не берут, Milo Action Communicator еще хуже по тестам на воде). На описанном автором (исходной статьи) оборудовании ходить не безопасно даже взрослому и тренированному человеку в любую погоду. И не только не безопасно — это просто некомфортно, хотя, если слаще репы не ел, то и так сойдет. Да, доска может иногда прилететь в голову -, но доска jp-australia LXT весит 5 (пять) килограмм и это гораздо безопаснее (при наличии каски), чем описанная автором конструкция.
Если кто-то живет совсем в деревне, то сделайте пенопластовую болванку и закажите китайского препрега (pre-impregnated), конструкция будет легче и надежнее.

НО. Немного про развитие и преспективы.
У виндсерфинга и серфинга есть большая сложность — логистика. Доска большая, мачта (она разборная, но все равно) большая, шик, парус — все вместе это габариты + вес. У серфинга есть ограничение по минимальной волне, у виндсерфинга — ограничение по нижнему (минимальному) порогу ветра, не едет «обычная» доска в слабый ветер, в те же 3 м\с. У кайтсерфинга есть другие ограничения, про них автор писать не стал — во первых это материалы строп и схема управления стропами, плюс система безопасности — Quick release (отстрел кайта) — или автор собирался кататься с армейским стропорезом ?, во вторых минимальный ветер для всех типов кайтов.
Для решения проблем скорости, точнее сопротивления движению, серф, виндсерф и кайт снабдили подводным крылом. Решение интересное, сразу позволило снизить нижний порог для ветра, но оказалось что …
Оказалось, что при наличии подводного крыла возможно заменить систему парус + трапеция на виндсерфинге на надувное крыло (винг). При его площадях от 3 (может даже от 2.5 квадратных метров) и на скоростях ветра до 7…10 м\с он гораздо компактнее кайта (скорее, комплекта кайтов под разный ветер), но при этом позволяет безопасно кататься на волне до 3–4 метров и широком диапазоне ветра, особенно «снизу» (слабом ветре).

В летний-осенний (и сейчас тоже) коллеги проводили закрытое сравнение (результаты не публиковались) между «дорогими» комплектами — Duotone, North, Naish, Eleveight — и дешевыми китайскими Noname. Результаты достаточно предсказуемы — китайские дешевые винги не летят (аэродинамика не та, профиль не тот), не тянут (при одинаковом ветре за счет кроя и формы передней кромки — брендовые винги обеспечивают бОльшую, более ровную и более комфортную тягу), ткань вытягивается. Ручки тоже никода не годятся (хотя и у брендовых есть разные варианты ручек — от жесткой единой ручки, почти гика, до мягких петель). Китайские же дешевые комплекты из мачты, переднего и заднего крыла (fuselage, tail, etc) — сделаны из более мягкого сорта алюминия (у дорогих комплектов — мачта или алюминий, или карбон \ углепластик, армированный стекловолокном), — и просто кривые по размещению крепежей к закладным. Некорректно и не ровно по крепежам (зато дешево) сделанный профиль переднего крыла хоть и позволяет (иногда) выйти на крыло, но нехватка жесткости в конструкции в целом добавляет вибрации мачте от обтекания водой, и снижает устойчивость всей конструкции по всех плоскостях при катании. «Мягкость» Noname сплава добавляет проблемы со срывом резьбы в закладных болтах.
Следствие — если на «дорогом брендовом» комплекте оборудования новичек без опыта будет кататься и по ветру, и против ветра на втором занятии, будет выходить на крыло на третьем занятии, а устойчиво (без поворотов) стоять на вингфойле занятии на пятом, то при текущем уровне качества дешевых китайских комплектов я не уверен, что у новичка получится хотя бы идти против ветра, без выхода на крыло, к десятому занятию.

Сама доска. Сами доски, действительно, уже давно делают малыми сериями в гаражах. Нужны хороший шаблон \ профиль, нужные сорта пенопласта, вакуумник и печка под препрег. Печка с ступенчатым регулированием температуры — стоит сравнительно недорого.

Разумеется, можно и дальше вспоминать, как делать троллейбус из буханки, под популярным лозунгом «сперва добейся». Только — зачем? Или это такая подготовка к импортозамещению? Или просто план по написанию статей, рак, убивающий ?

И, краткое пособие для тех, кто дочитал.
Требования безопасности едины для всех водных видов спорта — каска, спасательный-антиударный жилет, тщательное соблюдение безопасной дистанции катания, защищающая от медуз одежда (лайкра, тапки), береговой контроль. В Португалии — желательно иметь оплаченную страховку на эвакуацию оборудования «из моря».
Серфинг: интересный рекреационно-пляжный как-бы спорт. Плюсы: есть почти в любой точке юго-восточной Азии — Шри Ланка, Бали, Вьетнам, Тайланд, везде где есть волна (зимой) и по всему миру летом. Поехать (после инструктажа) можно минут через 20. Минусы: 2 минуты едешь, 10 минут ждешь следующей волны, иногда в воде просто каша из людей. Доступность в РФ: Калининград, Владивосток. Не уверен насчет Черного и Каспийского морей.
Виндсерфинг: требуется 4–5 занятий с инструктором (по часу), чтобы ехать не куда ветром несет, а куда нужно. Громоздкое оборудование, в основном доска. Дорогое оборудование. Зато доступно (в рекреационном варианте) в Египте (Дахаб), и везде вдоль моря в РФ. Даже на Пироговском водохранилище есть, как и на прочих озерах и водохранилищах.
Кайтсерфинг: физически более сложный, чем виндсерфинг. Требуется устойчивый ветер. Требуется часов 15–20 первичного обучения — в основном безопасности, работе со стропами и своевременному отстрелу кайта.
Фойл: Все варианты, включая гидро и электро — физически достаточно тяжелые (без подготовки), электро и бензо варианты — дорогие (5–10 к$) и в покупке, и в эксплуатации — двигатели маленькие, ресурс низкий.
Вингфойл. Незначительно тяжелее виндсерфинга на начальном этапе, в основном по причине слабого вестибулярного аппарата у среднего современного человека. Решается (бесплатными) тренировками на баланс-борде за 10 занятий по 10–20 минут. Требует 4–6 занятий с инструктором (против 3–5 у виндсерфинга). Значительно легче кайтсерфинга, физически. Требует гораздо меньше ветра, чем кайтсерфинг (кроме, может, варианта кайта с подводным крылом). Гораздо безопаснее (в рекреационном варианте) и виндсерфинга, и кайтсерфинга — нет жесткой мачты, гика и шарнира, как в виндсерфинге, нет катапультирования в трапеции. Нет риска падения с высоты и неудачных приземлений, как в кайтсерфинге. (Пока трюки \ прыжки не начнете делать). Риск получить доской по голове гораздо ниже (но каску носить надо, к тому же на каску ставится рация). Есть в варианта сап-фойл, то есть надувной доски с крепежом крыла. Большая часть оборудования совместима между собой по крепежам, то есть можно подобрать комплект с нужной высотой мачты, нужной жесткости, и выбрать какие-то свои варианты длины \ ширины \ профиля \ наклона переднего и заднего крыла.
Минусы: дешевые китайские комплекты оборудования совершенно не радуют, сделать самому из смолы и палок не получится.

© Habrahabr.ru