С оборотом нелегальных товаров в даркнете можно бороться при помощи… отрицательных отзывов

fd8d4e86f69cba4a2f3b8b94142042f5.jpg

Покупать в Интернете всегда интересно. Ассортимент товаров больше, чем в любом из магазинов в оффлайне, плюс при выборе товаров можно читать отзывы о товаре и его продавце. Чем выше рейтинг, как правило, тем больше такому продавцу доверяют покупатели. Чем ниже, соответственно, тем доверия меньше, а следовательно, и меньше заказов. Законы рынка никто не отменял, и они работают в онлайне так же хорошо, как и в оффлайне.

Иногда, правда, бывает и так, что конкуренты начинают «давить» своих соперников не совсем законными методами. Например, при помощи негативных отзывов. Нанимаются либо люди, которые систематически оставляют плохие отзывы о товарах и продавцах, либо к этой работе привлекаются боты. Это грязные методы, которые осуждаются всеми участниками рынка, но работают они неплохо. А что, если применить эти нечестные способы снижения репутации конкурента в отношении продавцов незаконных товаров вроде наркотиков и оружия?
Вполне возможно, что отрицательные отзывы, если их будет много, отпугнут потенциальных покупателей товаров такого рода. Во всяком случае так считает группа ученых из Университета Огайо, США. Конечно, этот метод борьбы с оборотом оружия и наркотиков не должен быть единственным. Но в качестве вспомогательного инструмента он может быть очень эффективным.

Американцы во главе со Скоттом Дюксбури провели исследование, результаты которого опубликованы в авторитетном издании Journal of Quantitative Criminology. Также о результатах ученые доложили на конференции в Монреале в прошлую субботу. В ходе исследования ученые проанализировали связи между 57 продавцами опиоидов и 706 покупателями. Как оказалось, 82% покупателей, которые приобретают что-либо впервые, оставляют отзывы относительно того, стоит доверять продавцу или нет. Также они оставляют отзывы относительно качества товаров и сообщают в отзывах, считают ли цену на товар адекватной.

Лучше всего продажи идут у тех продавцов, чьи рейтинги выше — все так же, как и на eBay, Amazon и других площадках с легальными товарами. По мнению американских ученых, с продавцами наркотиков и оружия в даркнете можно бороться при помощи отзывов. Если начать оставлять массу негативных комментариев, то это вполне может повлиять на оборот товара у определенного продавца. Ему перестанут доверять и уровень продаж снизится. «Наиболее эффективный способ снизить уровень трафика наркотических веществ в Tor — целенаправленно занижать репутацию продавцов. Например, правоохранители, покупая что-либо очень малыми партиями, смогут оставлять негативные отзывы», — говорится в работе ученых. «На это не требуется много денег, но это может остановить рост маркетплейсов».

05d9794a66c04cfb10ad484c39252331.jpg

В исследовании также упоминается о том, что лишь 18% покупателей, которые уже что-либо приобрели на определенной площадке, возвращаются туда за повторной покупкой. И лишь 30% от вернувшихся снова что-то покупают. Таким образом, если покупатель, планируя что-то приобрести в первый или даже второй раз, увидит негативную репутацию у продавца, он вполне вероятно откажется от покупки.

Проблема в таком методе борьбы с незаконным оборотом наркотиков и оружия может быть в том, что маркетплейсы обычно не работают в качестве выделенной единицы. Это чаще всего взаимосвязанная сетка сайтов, система децентрализована. Но многие продавцы здесь могут быть связаны между собой. И если выйдет из игры несколько ключевых «деятелей», то это может повредить всей системе.

«В торговле наркотиками роли обычно распределены между ключевыми игроками, да и ресурсы ограничены. Если вы сможете удалить этих игроков, это может сократить объем рынка», — утверждают ученые.

Вероятно, правоохранители могут воспользоваться предложенным методом. Полицейские различных стран стараются бороться с маркетплейсами вроде AlphaBay или Hansa Market при помощи нестандартных методов. Для этого используются «подсадные сервера», когда полиция перехватывает управление над площадками в даркнете, но не закрывает их сразу для того, чтобы иметь возможность получить больше информации о продавцах и покупателях. В случае с Hansa именно так все и произошло. Ну, а с сервисами и ресурсами, управление которыми пока перехватить нельзя, полиция вполне может бороться при помощи иных методов, включая негативные отзывы.

© Geektimes