Рынок-пасхалка от 1С
Я люблю 1С. Возможно, больше всего за то, что самое лучшее она оставляет партнёрам и пользователям. Без иронии.
Что написано в назначении любой конфигурации? Если кратко, то две вещи: учёт и управление. Учёт в 1С давно и хорошо сделан. Всегда можно сделать лучше, но эту волшебную фразу можно применить к чему угодно, кроме игры «Сапёр». А управление?
Все классики и новаторы говорят, что основа управления — планирование. Неважно, жёсткое и формальное, гибкое и «человеческое», скользящее или железобетонное, но планирование есть всегда. В жизни есть. Даже если план никуда не записан, он всегда есть. Может по-разному называться, но это план.
И все руководители этого мира (кроме тех, кого вот-вот выгонят за профнепригодность) занимаются, в первую очередь, управлением. Которое, если утрированно упростить, заключается в выполнении плана. Ну и любимых всеми «корректирующих действиях», призванных «направить сигнал по цепи обратной связи», чтобы «изменить поведение системы». Для того, чтобы система план выполнила.
Нет плана — нет управления. В жизни и план, и управление — есть. В 1С управления нет. Потому что плана нет. Потому что системы планирования во всех конфигурациях 1С нельзя просто взять и использовать — обязательно нужна кастомизация. Это нормально и понятно — нельзя за разумные деньги изготовить систему планирования, которая устроит всех. А неразумные деньги есть только у Илона Маска.
Вот и оставляет 1С эту тему партнёрам — дорабатывайте на месте, чтобы у клиента появилось планирование и, следовательно, управление. Чтобы было, как в буклете написано: учёт и управление.
А партнёры далеко не всегда могут это сделать. Потому что привыкли больше полагаться на 1С и конфигурацию, чем на собственные знания и навыки. Чтобы посчитать себестоимость, надо сделать вот это, это и вон то. Если что-то не получается — спросить у коллег или разработчиков. Всё, алгоритм простой.
А про планирование спросить не у кого. В 1С не знают — партнёрам же отдали тему. Партнёры не знают, потому что не умеют осваивать незнакомые области знаний за свой счёт. Читать книги партнёрам запрещает религия. Приглашать консультантов со стороны или посещать тематические обучения можно, только стоимость не превысит 1 тысячу рублей — это месячный бюджет франча на развитие. И на эти деньги надо ещё коврик под дверь купить.
Остаётся спрашивать у клиента. Один из сотни может объяснить, что такое планирование в его случае. Не сразу, а лет через 5–10 после эксплуатации системы. Поэтому нормальные, работающие системы планирования, да чтоб на 1С, появляются очень редко. Пусть будет 1%.
Делим пополам — останутся те, кто от планирования сумел к управлению перейти. Ужас, осталось 0.5%.
Теперь переворачиваем стакан и обнаруживаем совершенно противоположную, радостную картину: 99% клиентов сидят и ждут, чтобы кто-то пришёл и сделал им планирование. Просто представьте себе размер рынка, количество предприятий нужного вам сектора, и алчно улыбнитесь: они все ждут решения одной-единственной задачи. Не от 1С, а от вас, партнёры и программисты. Больше некому.
Вся грязная работа там уже сделана. Учёт ведётся, месяц закрывается, зарплата считается, отчётность отправляется, синхронизация выполняется, эмуляторы удалены. Тёплый, сладкий, вкусный клиент с простой задачей, решения которой он ждал изначально.
Ну разве не прелесть? Огромный рынок, созданный 1С. Как её можно после этого не любить?