Рынок E-Ink ридеров в России: на пути к росту или забвению?
IT-журналисты, на мой взгляд, крайне редко грешат несуразными заголовками. Редко –, но метко, как и в опубликованной вчера на Hi-Tech.Mail.Ru новости «Продажи E-Ink ридеров в России растут». В «подтверждение» первым же абзацем нам рассказывают о том, что в 2013 году эти самые продажи в натуральном выражении упали на 25% — после роста на 54% в 2012 году. Первое полугодие 2014 года также оптимизма не принесло, минус 35%. Эти данные приводятся в исследовании «М.Видео», которое в свободном доступе, увы, отсутствует. А жаль — было бы интересно узнать, чем торговая сеть объясняет все же имеющийся рост продаж ридеров E-Ink, пусть лишь в денежном выражении, на 15%. Проще говоря, сейчас покупатели если уж и готовы делать выбор в пользу E-Ink, то отдают деньги за недешевые модели.
Приводятся данные о том, что за 2013 год TFT-ридеры «вытеснены» планшетами. Учитывая, что доля TFT-книг составила откровенно немаленькие 55%, термин «вытеснены» здесь пока явно неуместен. Да и цифры динамики не приведены. Автор объясняет наблюдаемое снижением средней цены планшетов. Грандиозные цифры? Нет, ценник «таблеток» упал всего на 23% до, на минутку, 9 600 рублей (~$259 долларов). Сомневаюсь, что это могло вызвать небывалый ажиотаж, так как TFT-ридер у того же «М.Видео» можно купить за 695 рублей (~$18 долларов). Если раскошелитесь на гаджет за 1 590 рублей (~$42 доллара) — в подарок получите карту на 500 рублей (~$13 долларов) на покупку книг в фирменном магазине цифрового контента. Самый дорогой TFT-ридер, который заодно получил наилучшие отзывы, «ограбит» на 3 490 рублей (~$94 долларов). И это будет аппарат с 8-дюймовым дисплеем и Android 4.1.
Статистика поисковых запросов Яндекса весьма красноречива, даже с некоторыми колебаниями, интерес к ридерам неуклонно падает. Можно подумать, что в запросе «электронные книги» люди могут искать цифровой контент, а значит и какой-никакой «паразитный» рост обнаружится, но нет — график принципиально не меняется.
Как раз тут статистика несколько диссонирует с фактическими данными. Например, в отчете «Литрес» по России общий проданных цифровых изданий был заявлен на уровне 500 миллионов рублей (~$13,5 млн), рост на 102,7% почти вдвое больше к 2012 году. На 2015–2017 года прогнозируется взятие планки в один миллиард рублей, то есть, двукратный скачок. К сожалению, в исследовании не уточняли, на каких устройствах люди предпочитают читать книги — ридерах E Ink/TFT, планшетах или смартфонах.
Самым популярным брендом по ридерам «в оффлайне» в отчете называется PocketBook, в чем сомневаться не приходится. Может быть, в отрыве от общей тенденции у данного бренда все в порядке с интересом аудитории? Нет, пик декабря 2013 года уже вряд ли когда-нибудь повторится. В онлайн-продажах наибольшей популярностью пользуются модели Onyx.
Глобальное положение дел еще в прошлом году неплохо отразил производитель дисплеев E-Ink Holdings, который в августе сообщал о падении прибыли на 46% до $33,6 миллиона.