Руководство по CMake для разработчиков C++ библиотек
В этой статье я расскажу о том, как правильно писать современные CMakeLists.txt
файлы для C++ библиотек. Идеи, используемые в ней, основаны на докладе Крейга Скотта (разработчик CMake) и докладе Роберта Шумахера (разработчик vcpkg) c CppCon 2019. Поскольку мне достаточно часто приходится разрабатывать С++ библиотеки, я создал для себя небольшой шаблон cpp-lib-template, который будет использоваться в этой статье в качестве примера.
Замечу, что я предполагаю, что читатель этой статьи имеет опыт работы с CMake, однако, как и я, часто задается вопросом, как правильно ему сделать сборку своей библиотеки.
Введение
Разработчик C++ библиотеки, очевидно, должен дать своим пользователям возможность легко ее использовать. И раз уж мы пишем на компилируемом языке, то к этому относится и то, насколько быстро пользователь сможет пройти путь от клонирования ваших исходников до получения бинарного файла библиотеки под свою платформу.
Когда мы говорим о пользователях библиотеки, то в первую очередь думаем о других разработчиках, которые захотят использовать функциональность библиотеки в своих проектах. Существует два способа, которыми библиотека может интегрироваться в проект:
С помощью
find_package
— в этом случае библиотека должна предоставить package configuration file, который импортирует вCMakeLists.txt
приложения таргет библиотеки. Этот файл, вместе с собранной библиотекой, ее публичными заголовочными файлами и некоторой другой информацией устанавливается в директорию, которая потом указывается в переменнойCMAKE_PREFIX_PATH
при сборке проекта.Как подпроект, добавленный в качестве git submodule или с помощью CMake модуля FetchContent — в этом случае приложение использует обычный (не импортированный) таргет библиотеки (
find_package
не вызывается), и сборка библиотеки становится этапом сборки самого проекта.
Еще одна категория пользователей библиотеки — мейнтейнеры различных пакетных менеджеров (например, vcpkg, conan и другие), которым нужно собирать библиотеку под десятки различных платформ и конфигураций. Для них важно, чтобы сборкой библиотеки можно было управлять извне, без необходимости внесения патчей в ее CMakeLists.txt.
Исходя из вышесказанного, хорошо сделанная библиотека должна удовлетворять следующим требованиям:
Единообразно интегрироваться и через
find_package
, и черезadd_subdirectory
/FetchContent
, т.е. импортированный таргет и обычный должны быть эквивалентны. В англоязычных источниках это требование часто формулируют как «build interface should match install interface».В ее
CMakeLists.txt
не должны хардкодиться опции и флаги компиляции/компоновки кроме тех, которые абсолютно необходимы для сборки библиотеки. В противном случае мейнтейнерам менеджеров пакетов будет проблематично упаковывать библиотеку, так как с вероятностью, стремящейся к 1, на какой-то из платформ некоторые захардкоденные значения окажутся невалидны и придется делать патч дляCMakeLists.txt
.
Структура директорий
В своих библиотеках я придерживаюсь структуры директорий, представленной ниже. На мой взгляд, она является наиболее распространенной, кроме того, интуитивно разделяет файлы библиотеки на основные компоненты: публичные заголовки (include/
), исходники (src
), утилиты для сборки (cmake
), примеры (examples
) и тесты (tests
).
repository root:
cmake/
examples/
include//
src/
tests/
CMakeLists.txt
CMakePresets.json
...
Пример библиотеки
В дальнейшем в этой статье мы будем рассматривать простую библиотеку mylib, предоставляющую всего одну функцию add
, которая возвращает результат сложения двух чисел:
#include
namespace mylib {
int add(int a, int b)
{
return a + b;
}
} // namespace mylib
Соответствующий заголовочный файл:
#pragma once
#include
namespace mylib {
MYLIB_EXPORT int add(int a, int b);
}
Наконец, файл mylib/export.h
:
#pragma once
#ifndef MYLIB_STATIC_DEFINE
# include
#else
# include
#endif
Файлы export_shared.h
и export_static.h
генерируются CMake и будут рассмотрены ниже.
Определение проекта
Первое, что нужно сделать в CMakeLists.txt
— это создать проект для библиотеки:
cmake_minimum_required(VERSION 3.14)
project(mylib
VERSION 1.0.0
DESCRIPTION "Template for C++ library built with CMake"
LANGUAGES CXX)
add_library(mylib) # initialized below
add_library(mylib::mylib ALIAS mylib)
string(COMPARE EQUAL "${CMAKE_SOURCE_DIR}" "${CMAKE_CURRENT_SOURCE_DIR}"
is_top_level)
Я предпочитаю заранее определить таргет для библиотеки, а инициализировать его ниже в коде, когда определены все необходимые параметры. Здесь же мы определим алиас для библиотеки, который должен иметь то же имя, что и импортируемый таргет. Это позволит пользователям библиотеки легко переключаться между ее подключением через find_package
, в результате которого создается импортированный таргет с именем mylib::mylib
, и подключением через add_subdirectory
/FetchContent
, который делает доступным алиас mylib::mylib
в их проекте. Таким образом, приложение, использующее нашу библиотеку, в обоих случаях может линковаться к библиотеке с помощью команды:
target_link_libraries(app PRIVATE mylib::mylib)
Переменная is_top_level
используется в дальнейшем в нескольких местах для определения, собирается ли библиотека как stand-alone проект или как подпроект. Версии CMake, начиная с 3.21, предоставляют переменную PROJECT_IS_TOP_LEVEL
для этой же цели. Можно использовать и ее, но тогда в cmake_minimum_required
придется указать версию не ниже 3.21.
Опции сборки
Сразу после определения проекта для библиотеки я рекомендую указать все опции, которые вы предоставляете для управления ее сборкой. Эта информация важна для пользователей библиотеки и поэтому лучше размещать ее в самом начале в одном месте. Типичными опциями являются:
include(cmake/utils.cmake)
include(GNUInstallDirs)
# MYLIB_SHARED_LIBS determines static/shared build when defined
option(MYLIB_BUILD_TESTS "Build mylib tests" OFF)
option(MYLIB_BUILD_EXAMPLES "Build mylib examples" OFF)
option(MYLIB_INSTALL "Generate target for installing mylib" ${is_top_level})
set_if_undefined(MYLIB_INSTALL_CMAKEDIR
"${CMAKE_INSTALL_LIBDIR}/cmake/mylib-${PROJECT_VERSION}" CACHE STRING
"Install path for mylib package-related CMake files")
if(DEFINED MYLIB_SHARED_LIBS)
set(BUILD_SHARED_LIBS ${MYLIB_SHARED_LIBS})
endif()
Опции MYLIB_BUILD_*
определяют, собирать или нет соответствующий компонент библиотеки. По умолчанию они выключены, потому что пользователи библиотеки, как правило, заинтересованы только в сборке самой библиотеки.
Если библиотека может быть собрана как статически, так и динамически, крайне не рекомендуется использовать кастомную переменную для определения типа сборки, потому что общепринятым стандартом является использование переменной BUILD_SHARED_LIBS
, которая обрабатывается самим CMake. Следующий код является примером того, как делать не стоит:
if(SOMELIB_BUILD_AS_STATIC)
add_library(somelib STATIC)
else()
add_library(somelib SHARED)
endif()
BUILD_SHARED_LIBS
, однако, влияет на все библиотеки, попадающие в сборку, а пользователям в редких случаях может понадобиться собрать несколько библиотек иначе, чем указано в BUILD_SHARED_LIBS
. Поэтому среди опций библиотеки mylib есть MYLIB_SHARED_LIBS
, которая может использоваться для переопределения значения BUILD_SHARED_LIBS
.
Переменная MYLIB_INSTALL
определяет, нужно ли генерировать таргет для установки mylib. Ее значение по умолчанию определяется тем, собирается ли mylib как отдельный проект, или как подпроект другого проекта.
Наконец, переменная MYLIB_INSTALL_CMAKEDIR
позволяет указать, куда устанавливать файл конфигурации пакета (package configuration file), и предназначена в основном для мейнтейнеров менеджеров пакетов. Функция set_if_undefined
определена в файлеcmake/utils.cmake
и аналогична set
, но устанавливает значение только если переменная еще не определена (напомню, что мы не хотим переопределять любые переменные, которые установлены через командную строку CMake или в проектах верхнего уровня).
Экспорт символов
В бинарном файле любой динамической библиотеки есть раздел, в котором хранится информация о том, какие функции экспортируются данной библиотекой. Эта информация используется динамическим загрузчиком — компонентом ОС, который занимается тем, что загружает в память динамические библиотеки, нужные приложению. Помимо этого, задача динамического загрузчика заключается в том, чтобы выполнить релокации — заменить заглушки в исполняемом файле приложения на реальные адреса в памяти, куда была загружена динамическая библиотека.
В деталях описание этого процесса можно найти в статьях, ссылки на которые даны в конце поста. Сейчас же для нас важно знать, что от количества экспортируемых функций напрямую зависит, как быстро будут стартовать приложения, использующие вашу библиотеку (чем меньше экспортируемых функций, тем быстрее).
GCC и Clang по умолчанию экспортируют все символы, которые есть в библиотеке (в том числе те, что не являются частью API), что, как мы только что выяснили, негативно сказывается на скорости загрузки. CMake позволяет легко отключить это поведение, установив следующие переменные (замечу, что здесь я тоже использую функцию set_if_undefined
, чтобы дать возможность пользователю при необходимости переопределить эти значения):
set_if_undefined(CMAKE_CXX_VISIBILITY_PRESET hidden)
set_if_undefined(CMAKE_VISIBILITY_INLINES_HIDDEN ON)
MSVC по умолчанию ничего не экспортирует, однако CMake предоставляет переменную
CMAKE_WINDOWS_EXPORT_ALL_SYMBOLS
, которая позволяет получить поведение, аналогичное GCC и Clang. Очевидно, что использовать ее не стоит.
Для экспорта конкретного символа из библиотеки разные компиляторы предоставляют разные директивы. Чтобы не углубляться в особенности компиляторов, можно воспользоваться функцией CMake generate_export_header
. Эта функция создает файл, содержащий определение макроса MYLIB_EXPORT
, который нужно указывать для экспортируемых символов. Процесс генерации файла элементарен:
include(GenerateExportHeader)
set(export_file_name "export_shared.h")
if(NOT BUILD_SHARED_LIBS)
set(export_file_name "export_static.h")
endif()
generate_export_header(mylib EXPORT_FILE_NAME include/mylib/${export_file_name})
В результате в зависимости от типа сборки библиотеки CMake создаст в билд-директории один из двух файлов: export_shared.h
или export_static.h
.
Объясню, почему используются разные имена в зависимости от типа сборки. Это нужно, чтобы статическую и динамическую версию библиотеки при желании можно было установить в одну директорию. Для этого файлы должны иметь разные имена, чтобы не быть перезаписанными файлом для другого типа сборки. При этом выбор нужного можно сделать в отдельном файле (mylib/export.h
, см. выше) с помощью идентификатора MYLIB_STATIC_DEFINE
, который будет определяться только для статического таргета mylib.
Исходники библиотеки
Исходники библиотеки инициализируются с помощью следующих команд:
set(public_headers
include/mylib/export.h
include/mylib/mylib.h)
set(sources
${public_headers}
src/mylib.cpp)
source_group(TREE "${CMAKE_CURRENT_SOURCE_DIR}" FILES ${sources})
list(APPEND public_headers
"${CMAKE_CURRENT_BINARY_DIR}/include/mylib/${export_file_name}")
list(APPEND sources
"${CMAKE_CURRENT_BINARY_DIR}/include/mylib/${export_file_name}")
Я предпочитаю использовать отдельную переменную для хранения публичных заголовков, потому что это лучше отражает разницу между этими файлами и может использоваться потом при создании install-таргета (см. ниже). Функция source_group
заставляет CMake сгенерировать такую же структуру директорий в IDE, как и в самом репозитории библиотеки.
Таргет библиотеки
Теперь все готово для того, чтобы проинициализировать таргет библиотеки, который мы создали в самом начале. Делается это с помощью следующих команд:
include(CMakePackageConfigHelpers)
target_sources(mylib PRIVATE ${sources})
target_compile_definitions(mylib
PUBLIC
"$<$>:MYLIB_STATIC_DEFINE")
target_include_directories(mylib
PUBLIC
"$"
"$"
"$"
PRIVATE
"${CMAKE_CURRENT_SOURCE_DIR}/src")
set_target_properties(mylib PROPERTIES
PUBLIC_HEADER "${public_headers}"
SOVERSION ${PROJECT_VERSION_MAJOR}
VERSION ${PROJECT_VERSION})
Пояснения здесь требует, пожалуй, только момент связанный определением MYLIB_STATIC_DEFINE
для статического таргета. Это нужно, чтобы файл mylib/export.h
включал файл mylib/export_static.h
, если используется статическая версия библиотеки, и файл mylib/export_shared.h
в противном случае.
Обратите также внимание, что мы не пытаемся установить какие-то флаги компиляции или свойства таргета здесь. Как уже говорилось, это в дальнейшем создаст проблемы сторонним разработчикам, которые будут упаковывать вашу библиотеку под свою платформу. Например, во многих библиотеках, которые могут собираться под Windows, в свойствах таргета библиотеки часто указываются
, чтобы бинарные файлы библиотеки, собранные под разные конфигурации (static/shared, debug/release), получали разные имена и могли устанавливаться в одну директорию. Если это сделать в CMakeLists.txt
библиотеки, отказаться от выбранной разработчиком схемы будет проблематично. Вместо этого, постфиксы можно задать на этапе конфигурирования проекта с помощью переменных CMAKE_
, указанных явно в командной строке или в пресете (preset), о которых мы поговорим позже.
Install-таргет библиотеки
Поскольку мы держим в уме тот факт, что библиотека может собираться как подпроект, мы предоставляем специальную переменную MYLIB_INSTALL
, с помощью которой можно отключить генерацию install-таргета. Кроме того, самому CMake также можно указать, чтобы он не генерировал таргет для install
команд с помощью переменной CMAKE_SKIP_INSTALL_RULES
. По этой причине, код для создания install-таргета помещен внутрь условия:
if(MYLIB_INSTALL AND NOT CMAKE_SKIP_INSTALL_RULES)
...
endif()
Сам код для создания install-таргета имеет такой вид:
configure_package_config_file(cmake/mylib-config.cmake.in mylib-config.cmake
INSTALL_DESTINATION "${MYLIB_INSTALL_CMAKEDIR}")
write_basic_package_version_file(mylib-config-version.cmake
COMPATIBILITY SameMajorVersion)
install(TARGETS mylib EXPORT mylib_export
RUNTIME COMPONENT mylib
LIBRARY COMPONENT mylib NAMELINK_COMPONENT mylib-dev
ARCHIVE COMPONENT mylib-dev
PUBLIC_HEADER COMPONENT mylib-dev
DESTINATION "${CMAKE_INSTALL_INCLUDEDIR}/mylib")
set(targets_file "mylib-shared-targets.cmake")
if(NOT BUILD_SHARED_LIBS)
set(targets_file "mylib-static-targets.cmake")
endif()
install(EXPORT mylib_export
COMPONENT mylib-dev
FILE "${targets_file}"
DESTINATION "${MYLIB_INSTALL_CMAKEDIR}"
NAMESPACE mylib::)
install(FILES
"${CMAKE_CURRENT_BINARY_DIR}/mylib-config.cmake"
"${CMAKE_CURRENT_BINARY_DIR}/mylib-config-version.cmake"
COMPONENT mylib-dev
DESTINATION "${MYLIB_INSTALL_CMAKEDIR}")
В этом коде все достаточно традиционно, отмечу лишь, что в команде install(TARGETS)
пути, куда нужно устанавливать основные файлы, можно опустить. В этом случае CMake по умолчанию использует те, которые предоставляются модулем GnuInstallDirs (что правильно, так как их легко переопределить на этапе конфигурации при необходимости).
Кроме того, я рекомендую явно указывать компоненты библиотеки с помощью параметра COMPONENT
. В любой библиотеке можно выделить как минимум два компонента:
runtime — то, что нужно, чтобы приложение, использующее библиотеку, в принципе могло запуститься (
so
илиdll
файл); в своих библиотеках я как правило называю этот компонент также, как и саму библиотеку, т.е.development — то, что нужно пользователю библиотеки (заголовочные файлы, библиотека импорта, файл конфигурации пакета и т.д.); для этого компонента я использую имя
-dev
Разделение на компоненты позволяет в дальнейшем выполнять установку только необходимых файлов. Например, следующая инструкция установит только runtime-компонент библиотеки mylib:
cmake --install . --component mylib
Замечу, что файлы с определением импортируемых таргетов имеют разные имена в зависимости от типа сборки библиотеки. Это нужно для того, чтобы иметь возможность устанавливать статическую и динамическую версию библиотеки в одну директорию.
При создании install-таргета под Windows дополнительно указывается, как будут устанавливаться pdb-файлы, нужные для отладки библиотеки:
if(MSVC)
set(pdb_file "")
set(pdb_file_destination "")
if(BUILD_SHARED_LIBS)
set(pdb_file "$")
set(pdb_file_destination "${CMAKE_INSTALL_BINDIR}")
else()
# TARGET_PDB_FILE does not work for pdb file generated by compiler
# during static library build, need to determine it another way
set(pdb_file "$/$$.pdb")
set(pdb_file_destination "${CMAKE_INSTALL_LIBDIR}")
endif()
install(FILES "${pdb_file}"
COMPONENT mylib-dev
CONFIGURATIONS Debug RelWithDebInfo
DESTINATION "${pdb_file_destination}"
OPTIONAL)
endif()
Здесь нужно учесть один момент. Дело в том, что msvc при компиляции генерирует pdb-файл для каждого объектного файла .obj
(compiler pdb-файл), а потом компоновщик объединяет их в один pdb-файл (linker pdb-файл) для итогового исполняемого файла (например, .dll
). Когда вы собираете статическую библиотеку (которая по сути своей является таким же объектным файлом), компоновщик не вызывается вообще, только компилятор, который создает compiler pdb-файл.
CMake предоставляет простой способ получить linker pdb-файл: выражение-генератор TARGET_PDB_FILE
. К сожалению, с помощью него вы не сможете получить compiler pdb-файл, когда собираете статическую версию библиотеки. В качестве хоть какого-то варианта решения этой проблемы, я предполагаю, что compiler pdb-файл лежит по тому же пути, что и статическая библиотека и имеет то же имя. Тем не менее, это не обязательно должно быть так, поэтому команда для установки pdb-файлов отмечена как OPTIONAL
. Если вы можете предложить лучший вариант для обработки compiler pdb-файлов, поделитесь им в комментариях.
Файл конфигурации пакета
Файл конфигурации пакета предоставляется разработчиком библиотеки (я обычно помещаю его в директорию cmake
) и устанавливается в одну директорию с файлами, сгенерированными командой install(EXPORT)
и содержащими определения импортированных таргетов библиотеки (mylib-shared-targets.cmake
и mylib-static-targets.cmake
). В этом файле как правило делаются две вещи:
включается
mylib-shared-targets.cmake
илиmylib-static-targets.cmake
с помощью
find_dependency
находятся все зависимости импортированного таргета
Наша тривиальная библиотека ни от чего не зависит, поэтому ее файл конфигурации имеет такой вид:
macro(import_targets type)
if(NOT EXISTS "${CMAKE_CURRENT_LIST_DIR}/mylib-${type}-targets.cmake")
set(${CMAKE_FIND_PACKAGE_NAME}_NOT_FOUND_MESSAGE
"mylib ${type} libraries were requested but not found")
set(${CMAKE_FIND_PACKAGE_NAME}_FOUND OFF)
return()
endif()
include("${CMAKE_CURRENT_LIST_DIR}/mylib-${type}-targets.cmake")
endmacro()
if(NOT TARGET mylib::mylib)
set(type "")
if(DEFINED MYLIB_SHARED_LIBS)
if(MYLIB_SHARED_LIBS)
set(type "shared")
else()
set(type "static")
endif()
elseif(BUILD_SHARED_LIBS AND
EXISTS "${CMAKE_CURRENT_LIST_DIR}/mylib-shared-targets.cmake")
set(type "shared")
elseif(EXISTS "${CMAKE_CURRENT_LIST_DIR}/mylib-static-targets.cmake")
set(type "static")
else()
set(type "shared")
endif()
import_targets(${type})
check_required_components(mylib)
message("-- Found ${type} mylib (version ${${CMAKE_FIND_PACKAGE_NAME}_VERSION})")
endif()
Единственное, что заслуживает в нем внимания, это простой алгоритм, по которому определяется, какой таргет (для статической или динамической версии библиотеки) импортировать. Вкратце алгоритм можно описать так: MYLIB_SHARED_LIBS
> BUILD_SHARED_LIBS
> static > shared.
Другие таргеты
Большинство проектов C++ библиотек содержат примеры использования и тесты. Как правило эти компоненты размещаются в отдельных директориях (обычно /examples
и /tests
), в которые я рекомендую поместить CMakeLists.txt
для их сборки, чтобы не засорять основной CMakeLists.txt
в корне библиотеки. В основной CMakeLists.txt
остается добавить лишь вызов add_subdirectory для нужных директорий:
if(MYLIB_BUILD_TESTS)
enable_testing()
add_subdirectory(tests)
endif()
if(MYLIB_BUILD_EXAMPLES)
add_subdirectory(examples)
endif()
Таргет для тестов
Я считаю полезным, когда с тестами библиотеки можно работать не только как с частью библиотеки, но и как с самостоятельным проектом. Например, это позволяет легко собрать тесты для экземпляра библиотеки, установленного где-то в системе. Поэтому файл tests/CMakeLists.txt
начинается с определения проекта для тестов, а также содержит опциональный вызов enable_testing
и find_package(mylib)
, если тесты собираются как stand-alone проект:
cmake_minimum_required(VERSION 3.14)
project(mylib-tests)
include("../cmake/utils.cmake")
string(COMPARE EQUAL "${CMAKE_SOURCE_DIR}" "${CMAKE_CURRENT_SOURCE_DIR}"
is_top_level)
if(is_top_level)
enable_testing()
find_package(mylib REQUIRED)
endif()
Я использую googletest, который предпочитаю подключать с помощью CMake модуля FetchContent. Документация googletest содержит подробные инструкции как это сделать, поэтому я не буду останавливаться на этом в своем руководстве (тем более, что вы возможно используете другой фреймворк).
Само определение таргета для тестов тривиально и следует тем же принципам, что и определение таргета библиотеки (замечу, что gtest_main
это библиотека фреймворка googletest):
set(sources
add_test.cpp)
source_group(TREE "${CMAKE_CURRENT_SOURCE_DIR}" FILES ${sources})
add_executable(mylib-tests)
target_sources(mylib-tests PRIVATE ${sources})
target_link_libraries(mylib-tests
PRIVATE
mylib::mylib
gtest_main)
В Unix-подобных ОС в бинарном файле есть специальная запись rpath, в которой можно прописать путь к используемым динамическим библиотекам. Когда вы собираете библиотеку и тесты где-то в своей билд-директории, CMake в исполняемый файл mylib-tests
добавляет rpath, указывающий на файл библиотеки. Таким образом при запуске mylib-tests
динамический компоновщик сумеет найти библиотеку mylib
, несмотря на то, что она не установлена по системному пути и не прописана в переменной среды PATH
.
К сожалению, в Windows нет аналогичного rpath механизма. Поэтому при сборке тестов для динамической библиотеки возникает проблема с тем, что тесты не запускаются из IDE или с помощью CTest, поскольку DLL-файл библиотеки находится в билд-директории, о которой динамический загрузчик как правило ничего не знает. Чтобы обойти это ограничение, в файле cmake/utils.cmake
определена функция win_copy_deps_to_target_dir
, которая копирует dll-файл (а также pdb, если мы собираем дебаг-версию) в директорию с исполняемым файлом mylib-tests
. В tests/CMakeLists.txt
эта функция вызывается после определения таргета следующим образом:
if(NOT is_top_level)
win_copy_deps_to_target_dir(mylib-tests mylib::mylib)
endif()
Замечу, что когда mylib-tests
собирается как stand-alone проект, я предпочитаю не копировать зависимости в его билд-директорию, поскольку dll-файл может находится в директории, куда не будет доступа на копирование.
Рассмотрим функцию win_copy_deps_to_target_dir
поподробнее:
function(win_copy_deps_to_target_dir target)
if(NOT WIN32)
return()
endif()
set(has_runtime_dll_genex NO)
if(CMAKE_MAJOR_VERSION GREATER 3 OR CMAKE_MINOR_VERSION GREATER_EQUAL 21)
set(has_runtime_dll_genex YES)
add_custom_command(TARGET ${target} POST_BUILD
COMMAND ${CMAKE_COMMAND}
-P "${mylib_SOURCE_DIR}/cmake/silent_copy.cmake"
"$" "$"
COMMAND_EXPAND_LISTS)
endif()
foreach(dep ${ARGN})
get_target_property(dep_type ${dep} TYPE)
if(dep_type STREQUAL "SHARED_LIBRARY")
if(NOT has_runtime_dll_genex)
add_custom_command(TARGET ${target} POST_BUILD
COMMAND ${CMAKE_COMMAND}
-P "${mylib_SOURCE_DIR}/cmake/silent_copy.cmake"
"$"
"$"
"$"
COMMAND_EXPAND_LISTS)
else()
add_custom_command(TARGET ${target} POST_BUILD
COMMAND ${CMAKE_COMMAND}
-P "${mylib_SOURCE_DIR}/cmake/silent_copy.cmake"
"$" "$"
COMMAND_EXPAND_LISTS)
endif()
endif()
endforeach()
endfunction()
Эта функция создает кастомную команду для указанного таргета, которая будет запускаться после его сборки. Собственно копирование выполняется CMake скриптом cmake/silent_copy.cmake
, который после парсинга своих аргументов вызывает:
# парсинг аргументов в переменные 'files' и 'dest'...
execute_process(COMMAND ${CMAKE_COMMAND} -E copy_if_different
${files} "${dest}" ERROR_QUIET)
Возможно у вас возникнет вопрос, почему потребовалось вынести конструкцию ${CMAKE_COMMAND} -E copy_if_different
в отдельный скрипт вместо того, чтобы просто указать ее при определении кастомной команды. Дело в том, что в режиме -E
CMake выдаст ошибку, если список содержит несуществующие файлы. А это может произойти если, например, библиотека собиралась без отладочной информации (т.е. pdb-файл не был сгенерирован). Можно правильно обработать такие ситуации, но мне показалось проще написать скрипт, который просто игнорирует ошибки, связанные с отсутствующими файлами.
Также обратите внимание, что начиная с версии 3.21 CMake предоставляет выражение генератора TARGET_RUNTIME_DLLS
, которое возвращает абсолютные пути ко всем динамическим библиотекам, от которых зависит таргет (напрямую или транзитивно). Это выражение позволяет значительно упростить использование функции win_copy_deps_to_target_dir
, поскольку можно не передавать в нее явным образом зависимости таргета — функция сумеет определить их самостоятельно.
В заключение нам остается только сообщить CTest, какие тесты есть в нашем проекте. Для фреймворка googletest это можно выполнить следующим образом:
include(GoogleTest)
gtest_discover_tests(mylib-tests)
Функция gtest_discover_tests
определенным образом запускает исполняемый файл mylib-tests
, чтобы узнать имена всех тестов, которые в нем содержатся (при этом сами тесты на этом этапе не выполняются), а затем интегрировать их в CTest.
Таргеты для примеров
Таргеты для примеров библиотеки (в директории /examples
) как правило отличаются только именами, поэтому достаточно рассмотреть один:
cmake_minimum_required(VERSION 3.14)
project(mylib-add LANGUAGES CXX)
include("../../cmake/utils.cmake")
string(COMPARE EQUAL "${CMAKE_SOURCE_DIR}" "${CMAKE_CURRENT_SOURCE_DIR}"
is_top_level)
if(is_top_level)
find_package(mylib REQUIRED)
endif()
set(sources main.cpp)
source_group(TREE "${CMAKE_CURRENT_SOURCE_DIR}" FILES ${sources})
add_executable(mylib-add)
target_sources(mylib-add PRIVATE ${sources})
target_link_libraries(mylib-add PRIVATE mylib::mylib)
if(NOT is_top_level)
win_copy_deps_to_target_dir(mylib-add mylib::mylib)
endif()
Как и в случае с тестами, я предпочитаю дать пользователям возможность собирать примеры как отдельные проекты. Кроме того, для удобной отладки примеров под Windows используется знакомая нам по предыдущему разделу функция win_copy_deps_to_target_dir
.
Пресеты (presets)
Пресеты (извините, не подобрал хорошего перевода) являются относительно новой возможностью CMake (появились в CMake 3.19), позволяющей вынести параметры сборки из CMakeLists.txt
. Как уже говорилось в начале статьи, делать это нужно для того, чтобы ваши проекты без проблем собирались под разные платформы и тулчейны.
Пресет представляет из себя простой json-файл, в котором задаются различные параметры, влияющие на сборку проекта (опции конфигурации, флаги компилятора и т.д.). Существует два типа пресетов:
CMakePresets.json
для хранения глобальных настроек — этот файл обычно хранится в репозитории проектаCMakeUserPresets.json
для локальных настроек разработчика — этот файл не нужно хранить в репозитории (у каждого разработчика он как правило свой), и поэтому он указывается в.gitignore
Многие IDE (например, CLion) поддерживают пресеты, позволяя выбирать нужный в своем GUI. Подробнее о пресетах можно почитать в официальной документации, здесь я лишь приведу простой пример для библиотеки mylib:
{
"version": 3,
"cmakeMinimumRequired": {
"major": 3,
"minor": 14,
"patch": 0
},
"configurePresets": [
{
"name": "dev",
"description": "Base preset for library developers",
"binaryDir": "${sourceDir}/build",
"hidden": true,
"cacheVariables": {
"MYLIB_BUILD_TESTS": "ON",
"MYLIB_BUILD_EXAMPLES": "ON"
}
},
{
"name": "dev-win",
"description": "Windows preset for library developers",
"hidden": false,
"inherits": ["dev"],
"cacheVariables": {
"CMAKE_CXX_FLAGS": "/W4 /EHsc /w14242 /w14254 /w14263 /w14265 /w14287 /w14289 /w14296 /w14311 /w14545 /w14546 /w14547 /w14549 /w14555 /w14640 /w14826 /w14928 /WX"
}
},
{
"name": "dev-linux",
"description": "Linux preset for library developers",
"hidden": false,
"inherits": ["dev"],
"cacheVariables": {
"CMAKE_CXX_FLAGS": "-Wall -Wextra -Wpedantic -Wshadow -Wconversion -Wsign-conversion -Wcast-align -Wcast-qual -Wnull-dereference -Woverloaded-virtual -Wformat=2 -Werror"
}
}
]
}
Ссылки
В заключение приведу некоторые полезные ссылки: