Рука Бога. Помощь по талонам

?v=1

Вообще, Рука Бога — это один из самых знаменитых футбольных голов в истории, исполненный аргентинцем Диего Марадоной на 51-й минуте четвертьфинального матча чемпионата мира по футболу 1986 года против сборной Англии. «Рука» — потому что гол был забит рукой.

Мы, в своей команде, называем Рукой Бога помощь опытного сотрудника неопытному в решении задачи. Опытного сотрудника, соответственно, называем Марадоной, или просто М. И это — один из ключевых методов повышения эффективности в условиях недостаточной квалификации сотрудников. Ну, так получилось, что у нас в команде много стажёров. Эксперимент ставлю.

По статистике, помощь требуется не очень большая. «Средний чек» составляет 13 мин — это от момента, когда М оторвал задницу от стула, и до момента, когда он задницу на стул вернул. Сюда включается всё — и вникание в задачу, и обсуждение, и отладка, и проектирование архитектуры, и разговоры за жизнь.

Разброс времени на помощь сначала был большой, вплоть до 1 часа, но постепенно сузился, и теперь редко выходит за пределы получаса. Т.е. надо несколько минут времени М, чтобы задача двинулась дальше, или вообще успешно завершилась. Бывает и такое.

Ключевая фишка: учет и лимитирование времени на «марадонство». Пока не считаешь минуты, кажется, что помощь другим отнимает массу времени. А когда записываешь, оказывается, что всё не так плохо.

Например, я подрабатываю Марадоной в команде. Лимит установил — 3 часа в день на всех сотрудников. Думал, будет мало. Оказалось, что и 3 часа — за глаза, т.к. средний расход — 2 часа в день.

Учет и лимитирование действуют на сотрудников магически. Любой, кто просит помощи, понимает, что надо расходовать время эффективно, потому что лимит — один на всех, и невыгодно тратить время М попусту. Поэтому разговоров за жизнь стало намного меньше, что меня, конечно, удручает.

Вообще, Рука Бога — скользкий прием. Кажется ведь, что сотрудник сам должен во всём разобраться, решить все проблемы, понять весь контекст. Но тут есть одна неприятность — нейронные связи.

Мозг работает как простой автомат — запоминает путь и результат. Если человек прошел каким-то путем, и это привело к положительному результату — формируется нейронная связь типа «так и надо делать». Ну и наоборот.

Так вот, представьте себе стажера или начинающего программиста. Он сидит один и решает задачу, без ТЗ. Клиент ставит некую цель, а способ ее достижения выбирает программист.

Выбирать ему особо не из чего, т.к. он не знает ни одного варианта решения задачи. Опыта-то нет. И он начинает искать решение методом тыка, экспериментов, поиска в интернете и т.д.

В итоге находит какой-то вариант, пробует, и тут — бац! — получилось! Чего сделает сотрудник? В идеале, конечно, посмотрит, какие еще есть варианты решения, оценит свой код, примет решение о правильности архитектуры и обоснованности вмешательства в чужие объекты и модули.

Но, напомню — для нашего человека все эти слова ничего не значат. Он просто не знает, о чем речь. Поэтому он, как, прошу прощения, обезьяна, просто запомнит тот вариант, который привел к успеху. Нейронная связь или сформируется, или укрепится (если уже сформировалась ранее).

Чем дальше, тем хуже. Человек будет вариться в своем соку, потому что будет очень мало поводов из этого сока вылезать. Как мы говорили в разделе про качество кода, никто никогда не скажет программисту, что он пишет говнокод. Заказчики в этом не понимают, а другие программисты в чужой код смотрят редко — повода нет.

Поэтому, возвращаясь к исходному тезису о том, что человек должен сам во всём разобраться — увы, это так себе метод. По крайней мере, в условиях работы со стажёрами.

Тут и приходит на выручку Рука Бога. И направление поиска решения подскажет, и совет по ЯП даст, и вариантов накидает, и погадает на основе опыта, какое решение точно не сработает, и код покритикует, и скажет, где списать уже готовый код.

По сути, от М надо-то совсем немного. Стажёр, как правило, тупит на ровном месте. Просто потому что не знает, например, как перейти к описанию функции, отформатировать код, не подозревает о существовании moment.js или способах отладки сервисов в хроме. Надо лишь тыкнуть пальцем, чтобы он двинулся дальше.

А ценность часов, которые он потратит на самостоятельный поиск этой информации равна нулю. А с точки зрения бизнеса это — вообще воровство. За получение этой компетенции компания уже заплатила Марадоне.

И всё это — в среднем за 13 минут. Или за 2 часа в день.

Да, напомню: Рука Бога нужна своевременно. Забавно бы смотрелся Марадона, придя на футбольное поле после окончания матча и забив гол рукой.

UPD: забыл сказать, что происходит с продуктивностью М.

Как ни странно, с началом этой деятельности продуктивность выросла, в 1.5–2 раза. А продуктивность команды в целом выросла еще больше.

На М я сейчас испытываю технику быстрых переключений. Если не сдохнет, напишу, когда поднакоплю статистику. В том числе про второго М, который сейчас проходит стажировку.

© Habrahabr.ru