Российские операторы связи хотят положить конец анонимности в Интернете
И параллельно нанести удар по всем мессенджерам и прочим сервисам, предоставляющим возможность ведения переписки
По сообщению ряда российских изданий, Союз операторов сотовой связи готовит законопроект, согласно которому все владельцы мессенджеров и прочих сервисов или ресурсов, предоставляющих возможность ведения переписки, должны будут идентифицировать пользователей и, в случае необходимости, удалять запрещенную информацию.
Этот документ, фактически, является поправками в законодательство о «связи и СМИ» и обяжет идентифицировать всех пользователей на основе баз данных операторов связи, доступ к которым сервисы смогут получить заключив предварительные соглашения с ними.
Это уже не первая попытка операторов, в первую очередь сотовой связи, ограничить распространение месседжеров на территории Российской Федерации. Ранее они уже выступали с инициативой лицензировать деятельность Skype, а «Мегафон» и вовсе ограничил прием звонков из сервиса Microsoft, поступающие из-за рубежа. Тогда законодатели не поддержали операторов и последние остались ни с чем.
Теперь же, на фоне принятого и подписанного президентом антитеррористического законопроекта Яровой-Озерова, требования операторов сотовой связи выглядят избыточными. Плюс ко всему, вся ответственность за исполнение проектируемого закона перекладывается на владельцев сервисов, а за нарушения операторы планируют получить право ограничивать доступ к ним на территории РФ.
По ряду объективных причин значительная часть сервисов, например, Telegram, просто не смогут соблюсти новые требования и будут заблокированы. Также весьма размытая формулировка «организатор распространения информации в сети интернет, предоставляющий возможность обмена электронными сообщениями» позволяет подвести под удар любой интернет-ресурс, оставляющий возможность переписки и\или публикации сообщений.
Так, в этот перечень уже попадают сервисы отечественных интернет-гигантов «Яндекс» и Mail.ru Group (последним принадлежат мессенджеры «mail.ru Агент» и ICQ, социальные сети VK и Одноклассники, которые также уже упомянуты в списке распространителей информации). Представитель Mail.ru уже назвал проектируемые требования на фоне «пакета Яровой» избыточными, в «Яндексе» отметили, что новый закон отменяет анонимность в интернете, прочие компании пока от комментариев воздержались.
Основной мотивацией для очередной попытки навязать регулирование мессенджеров являются финансовые потери операторов сотовой связи. Как минимум 20% абонентов постоянно пользуются услугами мессенджеров, что за последний год привело к снижению выручки операторов на 2%. Выглядит это все так, будто бы людей пытаются заставить вернуться к использованию дорогих SMS/MMS и междугородних/международных звонков вместо бесплатных сообщений в сети Интернет.