Российские микробиологи разрабатывают чип для выявления коронавируса

Нижегородский институт эпидемиологии и микробиологии им. Академика И.Н. Блохиной работает над прототипом биочипа для выявления коронавируса. Об этом сообщил Роспотребнадзор.

БиочипБиочип

«Планируется охарактеризовать региональные особенности этиологической структуры внебольничных пневмоний, с учетом которой будет разработан прототип ДНК-биочипа», — заявило ведомство.

Как пояснили разработчики, биочип не понадобится вживлять в организм. По их словам, это «диагностический инструмент, основанный на определении набора наиболее дивергентных участков геномов актуальных бактериальных и вирусных возбудителей внебольничных пневмоний». Такой чип позволит обнаруживать в различных биологических субстратах (мокрота, кровь, бронхоальвеолярный лаваж, слюна) одновременно до 12–14 инфекционных агентов. Он будет работать как экспресс-тест. У пациента будут забирать образцы биоматериала, которые будут отправлять в лабораторию.

Ученые рассказали, что их разработка выглядит как небольшая пластина размером 25×75 мм, на которой искусственно синтезированы короткие олигонуклеотидные зонды. Они позволяют определять «генетический портрет» возбудителей внебольничных пневмоний.

По мнению исследователей, чип позволит осуществлять дифференциальную диагностику внебольничных пневмоний, проводить расследование заболеваемости и своевременно реализовывать противоэпидемические мероприятия.

Биочип опробуют на модельных и клинических образцах пациентов в 2023–2024 годах.

Также в институте разрабатывается прототип вакцины от коронавируса на базе авторской молекулярной платформы. Она представляет собой вирусоподобные частицы на основе белков норовируса человека. Такую вакцину можно будет использовать интраназально для детей и пожилых людей.

В декабре 2020 года московские власти открыли доступ врачам по всей стране к системе «КТ-калькулятор». Эта нейросеть позволяет оценивать степень поражения легких при коронавирусе и поясняет, в каких случаях возможно отказаться от компьютерной томографии, а в каких необходима госпитализация, КТ-диагностика или рентген.