Роскосмос опубликовал бортовой журнал Леонова о первом выходе в открытый космос и полетные документы корабля «Восход-2»

htenybc6gzf1fsrvyqplsxlshms.jpeg
Экипаж КК «Восход-2» — космонавты Леонов А.А. и Беляев П.И. в скафандрах на стартовой площадке космодрома Байконур. Байконур, д.с. 18 марта 1965 г., д.в. 1965 г., фото н (ч/б), репродукция из книги, номер АПН. Р65–176.

18 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» вышел на орбиту. В 11 часов 34 минуты 51 секунду по московскому времени Алексей Леонов вышел в безвоздушное пространство. С кораблем его связывал фал длиной 5,35 метра. Павел Беляев, наблюдая из корабля «Восход-2» за действиями первого космонавта в космосе, передал в центр управления полетом: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!». В это время они пролетали над Черным морем. Первый в мире выход в космос занял 23 минуты 41 секунду, из них 12 минут 9 секунд Леонов находился вне корабля и шлюза.

Пятьдесят пять лет спустя, 18 марта 2020 года, госкорпорация «Роскосмос» выложила в открытый доступ сканы и фотографии многих документов, связанных с полетом корабля «Восход-2», включая бортовой журнал, который от руки вели Алексей Леонов и Павел Беляев в полете, проект самого корабля, техническое задание на люк-лаз и механизм его закрытия и открытия, технический отчет по итогам полета «Восход-2».
Вдобавок Роскосмос опубликовал множество фотографий, снятых во время подготовки космонавтов, а также сделал доступными аудиофрагменты заседания госкомиссии, интервью Сергея Королева и запись торжественного митинга на Байконуре после успешного полета.

Выложенные в открытый доступ материалы предоставлены Российским государственным архивом научно-технической документации (РГАНТД), архивами ПАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева» и Центрального научно-исследовательского института машиностроения (АО «ЦНИИмаш»).

Выход в открытый космос и возвращение корабля «Восход-2» сопровождали нештатные ситуации, с которыми Алексей Леонов и Павел Беляев успешно справились. Посадка прошла не там, где их ждали — не в казахской степи, а в Пермской области, в глухом заснеженном лесу, где они провели еще более суток.

«Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск», — рассказывал о своем первом выходе в открытый космос Алексей Леонов.

l3ccr_s5tuqi3fu3goafvdjyewc.jpeg
В свободном плавании (холст, масло 1965 год). Автор: Алексей Леонов.