Роскомнадзор опубликовал перечень иностранных интернет-компаний, которые должны открыть представительства в России

5037bb58cda0ad7b8f461ad9b2cbe9c0
22 ноября 2021 года Роскомнадзор опубликовал перечень зарубежных интернет-компаний, которые должны в ближайшее время (с 01.01.22) открыть представительства в России.
В список РКН вошли 13 иностранных лиц, владеющие и управляющие 22 популярными информационными ресурсами в сети:
  • Google, включая YouTube и YouTube Music, а также сервисы Google Play, Google Chat, Gmail;
  • Apple, включая сервисы iCloud, App Store, Apple Musiс;
  • Meta, включая Facebook, Instagram, Whatsapp;
  • Twitter;
  • TikTok;
  • Telegram;
  • Zoom;
  • Likeme;
  • Viber — компания сегодня заявила, что согласилась открыть офис в РФ;
  • Discord;
  • Pinterest;
  • Spotify;
  • Twitch.

Для каждой компании на сайте РКН отражен статус исполнения требований законодательства РФ:

  • разместить на информационном (ых) ресурсе (ах) электронную форму: не исполнено;
  • создать филиал, или открыть представительство, или учредить российское юридическое лицо: не исполнено;
  • зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора: не исполнено.

Текущие меры принуждения от РКН к 13 компаниям: меры понуждения не применяются.

Возможные меры понуждения к зарубежным компаниям от РКН:

  • запрет на распространение рекламы иностранного лица и (или) его информационного ресурса в качестве объекта рекламирования;
  • запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица;
  • запрет на поисковую выдачу.

1 июля президент России подписал закон, который обязывает зарубежные IT-компании открывать в стране филиалы. Под действие закона попадут, в том числе, Facebook, Instagram, Twitter и Telegram.

Согласно тексту нового закона, зарубежные ресурсы сети Интернет с ежедневной аудиторией от 500 тыс. российских пользователей будут обязаны открыть полноценные представительства в РФ. Это будут филиалы с сотрудниками, которые будут взаимодействовать с российскими регуляторами и нести ответственность за деятельность ресурса на территории РФ.

Неисполнение этого основного условия грозит зарубежным компаниям, включая соцсети, мессенжеры, игровые сервисы и видеохостинги, запретом на попадание в российскую поисковую выдачу, ограничением приема платежей от пользователей из России. Им также запретят показывать российскую рекламу и будет ограничена реклама самого ресурса в стране. В худшем случае зарубежному ресурсу будет грозить замедление или блокировка на территории РФ средствами Роскомнадзора.

Кроме требования об учреждении с 1 января 2022 года филиала/представительства/российского юридического лица на иностранных лиц российским законом возлагается целый ряд обязанностей. Так, они должны разместить на своем сайте электронную форму обратной связи с российскими пользователями, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора для взаимодействия с органами власти, установить на информационном ресурсе рекомендованный счетчик посещаемости (перечень рекомендованных счетчиков посещаемости определен Роскомнадзором и размещен на главной странице сайта 236-fz.rkn.gov.ru), также иностранные лица обязаны ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство и исполнять указания РКН по удалению запрещенного контента в течение 24 часов.

В октябре ФАС предложила в ускоренном порядке, а не как сейас в течение месяца, рассматривать заявления РКН о запрете на размещение рекламы иностранных IT-компаний.

© Habrahabr.ru