Роботакси Waymo не совсем готовы к выходу на дороги общего пользования
Робомобили производства холдинга Alphabet, а точнее одного из его подразделений, Waymo, могут быть не готовы к выходу на дороги общего пользования. И это при том, что разработчики заявили о том, что коммерческий запуск сервиса роботакси состоится уже в этом году.
Обкатка робомобилей в тестовом режиме ведется в городе Феникс, Аризона, США. Жители Феникса не слишком довольны робомобилями, утверждая, что у них еще слишком много недоработок для того, чтобы сервис можно было назвать полноценным. Среди прочих проблем — сложности с вливанием в общий поток трафика на дороге, поворотом налево, огибанием групп людей.
В этом городе Waymo использует минивэны Chrysler Pacifica в качестве основного транспорта своего робосервиса такси. Автоматическая система управления машиной действует, как «идеальный водитель», соблюдая все правила ПДД, включая те, что водители-люди не всегда считают нужным исполнять. Например, робомобили достаточно часто на трассе останавливаются на три полных секунды перед знаком «Стоп». Собственно, в этом нет ничего криминального, но местным жителям страшно не по душе такое поведение роботизированных машин. Среди резидентов был проведен опрос об отношении резидентов к робомобилям. Многие из них ответили, что просто «ненавидят их».
Представители Waymo говорят, что компания была основана с целью сделать дороги более безопасными. Именно поэтому робомобили соблюдают все правила ПДД, даже те, что можно считать излишними в некоторых случаях. Да и сейчас ведется тестирование машин с автоматической системой управления, возможно, с течением времени некоторые «линии поведения» будут изменены на более гибкие.
Что касается тестов, то Waymo — лидер среди всех компаний, которые занимаются робомобилями. Ее роботакси откатали уже свыше 10 млн км по дорогам общего пользования, а с течением времени это расстояние будет только увеличиваться. Но до сих пор робомобили в самых сложных случаях действуют по инструкциям удаленных операторов. Специалисты помогают машинам с автоматической системой управления действовать в случаях, когда компьютер не может найти выход из сложной ситуации самостоятельно.
И здесь складывается достаточно странная ситуация. С одной стороны, Waymo заявляет о том, что ее транспортные средства в состоянии кататься по дорогам сами, вообще без какого-либо участия водителя. С другой стороны, представители компании признают, что до сих пор используют помощь операторов. Более того, на первых порах даже во время платных поездок в салоне будет присутствовать оператор робомобиля, который будет оперативно решать сложные проблемы на дороге, если они возникнут.
И кстати, не только Waymo планирует скорый запуск сервиса роботакси. Это же обещают сделать GM и Ford, в 2019 и 2021 годах соответственно.
По словам представителя Waymo Ронни Коэна, странности робомобиля — это ничто иное, как следствие более «внимательного» отношения транспортного средства к дороге. Другими словами компьютер роботакси замечает многое из того, чего не видит водитель-человек. Анализируя эту информацию, машина действует, исходя из текущей ситуации. Оно может вычислить скорость проезжающей машины, определить количество находящихся рядом транспортных средств, определить «окно», которое позволяет слиться с транспортным потоком. Но все это занимает время, так что со стороны роботакси может казаться ну очень медлительным.
Для того, чтобы сделать транспортное средство полностью автономным, то есть повысить его «роботизированность» до пятого уровня, практически всем компаниям, которые занимаются разработкой роботакси, придется еще поработать, и немало. Возможно, именно поэтому компания Tesla Inc пока не слишком стремится сделать свои автомобили полностью роботизированными, с уровнем автономности 4–5. Электромобили достигли второго уровня автономности и компании, да и владельцам машин Tesla этого пока полностью хватает.
Waymo же активно работают над совершенствованием своего четвертого уровня, когда машина катается по дорогам самостоятельно, но все же под присмотром оператора. С другой стороны, если компьютер до сих пор не научился оперативно принимать решения при слиянии с основным транспортным потоком или, то говорить о роботизации сервиса такси пока, наверное, рано.