Рисовать — это 10% работы UX-дизайнера

Привет, Хабр! Меня зовут Никита. Год назад я пришёл работать в Промсвязьбанк UX-дизайнером в команду по разработке интерфейсов ДБО для малого и среднего бизнеса. В то время нашей команде прилетали совершенно разные задачи, с разных продуктов. Зачастую уже в виде четко описанных ТЗ с подробной механикой. Сравнить это можно было только с классическим водопадом, когда задачи решаются по мере их поступления и выделения на них времени. В таком потоке не было возможности взглянуть на картину целиком, придерживаться какой-то стратегии, полноценно прорабатывать клиентский путь. Все понимали, что так дальше продолжаться не может.

bbbab199eaa41f5e385134be9532d8b2.png

О том, что мы с этим сделали и как работаем сейчас, я расскажу в этом посте.
Итак, мы были полностью обособленной группой, в отрыве от разработчиков, владельцев продуктов, бизнес-заказчиков. У нас редко получалось как-то влиять на «подкапотные» процессы, проектировать клиентские сценарии, функциональность продуктов. Также при такой организации было практически невозможно организовать правильный процесс разработки, от клиента, проводить какие-нибудь UX-исследования, отвечать на главный продуктовый вопрос «Нужно ли это пользователям и нужно ли именно в таком виде?». Частенько к нам приходило полностью проработанное ТЗ, где оставалось только нарисовать красивую картинку.

В то же время разработчики, владельцы продуктов, бизнес-заказчики были единой группой состоящей из продуктовых команд. Каждая продуктовая команда включала всех необходимых специалистов для развития продукта: фронт-энд разработчиков, бэк-энд разработчиков, аналитиков, тестировщиков и т.д. Не было там только дизайнеров.

Решение всех проблем было на поверхности. В силу бюрократических нюансов реализация оказалась непростой, но мы объединили нашу дизайн-команду с командами разработчиков. Мы называем это UX-лабораторией, хотя правильнее было бы назвать ее продуктовой. UX-дизайнер (или даже дизайнеры), интегрированные в каждую команду, начинают работу уже на самых ранних этапах, участвуют в формировании видения продукта, в поиске ответов на вопросы: нужен ли продукт вообще, как он решает проблемы пользователей. Сейчас UX-дизайнер в нашей «лаборатории» из рисовальщика интерфейсов превращается в полноценного продуктового дизайнера.

Без UX-дизайнера не должна обходиться ни одна продуктовая команда. Минимальный состав — это два человека, продакт-оунер и UX-дизайнер. Первый представляет, скорее, интересы бизнеса, второй — интересы пользователей, но оба умеют оценить ситуацию в общем и имеют почти равные права. В таком взаимодействии может получиться действительно классный продукт.

Теперь дизайнеры участвуют практически во всех процессах проектирования, разработки и внедрения продукта. В продуктовых командах требования к дизайнерам возросли раз в десять — они проводят глубинные исследования, сегментируют и опрашивают пользователей, следят за конкурентами. На основе исследований выдвигают гипотезы, проверяют и валидируют их, чтобы понять, какая выстрелит. Внедряют, тестируют, итеративно улучшают продукт на основе его KPI. Потом возвращаются к началу цикла и воплощают новые фишки.

Рисование интерфейсов занимает всего 1/10 времени дизайнера. Соответственно, требования к инструментам отходит на второй план. Но кнопочки рисовать все равно приходится. В будущем, когда наша структура уже полноценно оформится, мы создадим собственную дизайн-систему. Тогда объем задач по рисованию с 10% уменьшится до 1%. Но они все равно останутся.

Разобрав дизайнеров по продуктовым командам, мы не забываем о сохранении единого дизайн-подхода. За это несет ответственность дизайн-директор. Возможно, у нас появится дополнительная микроструктура, которая будет заниматься развитием визуальной культуры, айдентикой продуктов, стилем интерфейсов. Пока что у нас есть работающие гайдлайны — они более-менее отвечают нашим потребностям, улучшать и развивать продукты и пользовательский опыт. Поэтому создание дизайн-системы не приоритетно.

Планируется, что отдельно от продуктовых команд у нас будут работать UX-исследователи. В отличие от дизайнеров, они могут вообще не уметь рисовать, но должны знать методологии исследований и уметь их применять. Их задачу мы видим не в проведении исследований за команды, а проведение их вместе с командами, помогая им в методологии и направляя их.


На Моем Круге можно почитать о наших вакансиях UX/продакт-дизайнера и UX-исследователя подробней. Будем рады вашим откликам!

© Habrahabr.ru