RGlobal — система автоматизации сети ресторанов «Рецептор»
Привет, мы Александр Брайловский, владелец сети кафе «Рецептор» и Павел Смирнов, наш IT Директор. Сейчас у нас 4 заведения в Москве, последние два открывались уже в самое пекло кризиса. Мы стартовали и развиваемся на свои деньги. Поскольку получается расти по всем финансовым и операционным параметрам даже в вышеупомянутом пекле кризиса, мы смотрим в будущее с оптимизмом. Наша цель — 100 ресторанов через 5 лет (и собственных, и открытых по нашей франшизе).
Нашему скромному, но с какой-то стороны и весьма впечатляющему успеху мы во многом обязаны ERP-системе собственной разработки.
О ней сегодня мы хотим немного рассказать.
Решаем реальные проблемы рестораторов
Хоть глядя снаружи на тёплую и ламповую атмосферу «Рецепторов» этого и не скажешь, но мы максимально опираемся на IT и автоматизацию. Сделали ставку на это с самого начала, поэтому сейчас у нас 6 программистов работают над RGlobal — SaaS-системой для управления ресторанами. В отличие от многих подобных решений, наше зародилось и выросло не в воспаленном стартаперском сознании, а в реальном ресторане. Поэтому оно решает настоящие повседневные проблемы, а не выдуманные. И делает это так, как удобно ресторатору, а не программисту, стартаперу, дизайнеру интерфейсов или кому-либо еще. RGlobal находится в стадии разработки, но уже внедрена во всех ресторанах сети «Рецептор».
Мы сделаем эту платформу частью франшизы «Рецептора», так что покупатели будут получать очень серьёзное конкурентное преимущество. Это не нечто гениальное и переворачивающее отрасль, а просто продукт, который работает, обкатывается и действительно помогает нам управлять четырьмя ресторанами.
Так как ресторанные системы автоматизации выполняют практически одну и туже роль и имеют довольно-таки устоявшийся набор фич, то не буду повторяться и просто опишу отличия системы RGlobal от всех остальных.
Мультенантность на уровне базы данных
Бэкенд построен на Ruby on Rails, основная особенность — поддержка мультитенантности на уровне базы данных. Тенант в нашем случае — это не изолированный ресторан, а предприятие, имеющее сеть ресторанов. Пользователи на одной странице могут увидеть и сравнить различные показатели заведений в реальном времени. Также существует возможность привязать пользователя к разным тенантам, переключение между ними происходит в два клика мышкой.
Управление персоналом
Помимо банальных функций для хранения информации о персонале, приёме на работу, перемещений, изменений ставок и штатных расписаний, в разделе управления персоналом есть два очень интересных модуля.
— Тестирование персонала
Кадровики на сайте забивают различные виды вопросов для тестов по разным тематикам: корпоративная культура, мнемотехника, идеальный сервис, знание меню, стандарты кухни и др. Тестируемые могут не только проходить элективные тесты с выбором вариантов, но и писать свои ответы. Во втором случае используется распознавание рукописных символов, поскольку не все сотрудники могут владеть печатью на клавиатуре. Система дает уверенность в том, что все сотрудники владеют всей нужной информацией для работы в единой команде «Рецептора».
— Система чекинов
Полезная штука, которая избавляет менеджмент от подсчета отработанных смен сотрудников и зарплат. Для разработки этого модуля понадобилось получение аккаунта Apple Developer Enterprise, с помощью которого мы смогли опубликовать приложение для iPad«ов, находящихся в каждом ресторане. По приходу или уходу каждый сотрудник вводит свой персональный код, после которого происходит фотографирование лица фронтальной камерой и фиксирование времени. Это всё отправляется на сервер через API, сравнивается со штатным расписанием данного сотрудника, высчитываются опоздания, переработки, происходят соответствующие начисления или списания. При возникновении вопросов о неучтенных сменах достаточно показать сотруднику штатное расписание, в котором будут отображены все его чекины. Такой учёт намного более устойчив против особо хитрых сотрудников, нежели стандартная система учета времени по пропускной системе.
Номенклатура
Основа основ в автоматизации ресторанного бизнеса — это номенклатура, и над ней мы поработали очень хорошо. Как «Рецептор» гордится технологическим процессом приготовления блюд, так и IT-отдел гордится системой технологических карт. Для наглядного отображения полуфабрикатов и ингредиентов мы разработали свою многоуровневую древовидную подсистему. Там же отображаются ингредиенты, из которых состоят полуфабрикаты, которые также могут состоять из ингредиентов и полуфабрикатов. Есть также видеотехнологические карты, по которым сотрудники кухни обучаются процессу готовки блюд.
Складские операции
При разработке облачной системы складирования нам удалось преодолеть необходимость хранить и обрабатывать огромные объёмы информации. Вот пример: имеется порядка 1000 заказываемых товаров для приготовления блюд, у которых есть своя стоимость для каждой партии и срок годности. Если хранить информацию на каждый день по каждому складу ресторана для каждого тенанта, то из расчёта 100 тенантов * 10 ресторанов * 1000 номенклатур * 365 дней * 5 лет = 1 825 000 000 записей. Данную проблему решили упаковкой всей информации в одну JSON-запись в день для каждого склада, что уменьшает количество записей в 1 000 000 раз.
В системе есть элементы real-time: например, при продаже блюд через POS-терминал идет обращение к API RGlobal, через который списываются нужные продукты, что дает реальную картину склада в любой момент времени.
Звонки (интеграция с «Аллокой»)
RGlobal интегрирован с сервисом колл-трекинга «Аллока». В рестораны очень часто звонят, так что собственник может как проверить быстроту ответов (и то, что трубку вообще берут), так и послушать записи разговоров.
Учет финансов
Удобный финансовый учет. Удобно, что все видно в одном интерфейсе, можно легко сравнивать показатели разных ресторанов — и даже сотрудников. Можно смотреть конкретные чеки, средние чеки официантов… В общем, мы очень сильно заморочены на аналитике, так что в RGlobal куча всяких отчетов, раскрывающих показатели бизнеса очень подробно.
Микроучет всех транзакций
Информация по продажам — виден каждый официант, каждый столик, каждый чек
Любимый график:-)
Real-time статистика по работе официантов
Можно даже посмотреть на пайчарте, какие блюда наиболее успешно продает официант
Вывод
Если бы вы видели с чего мы начинали (таблички в Excel и адский Filemaker), то оценили бы наш прогресс. Нам самим RGlobal очень нравится, хотя многие вещи, конечно, просто еще не готовы или не работают так, как надо. Но система развивается вместе с нашими ресторанами и подстраивается под менеджмент, который мы внедряем и культивируем. Если вы тоже работаете над подобными системами или просто интересуетесь современными ресторанными франшизами с сильной IT-составляющей, то буду рад ответить на ваши вопросы. И всех приглашаю в «Рецептор» :)