RGlobal — система автоматизации сети ресторанов «Рецептор»

Привет, мы Александр Брайловский, владелец сети кафе «Рецептор» и Павел Смирнов, наш IT Директор. Сейчас у нас 4 заведения в Москве, последние два открывались уже в самое пекло кризиса. Мы стартовали и развиваемся на свои деньги. Поскольку получается расти по всем финансовым и операционным параметрам даже в вышеупомянутом пекле кризиса, мы смотрим в будущее с оптимизмом. Наша цель — 100 ресторанов через 5 лет (и собственных, и открытых по нашей франшизе).

ff9f0a94b17440e99c0d2bb6dfe9cf50.jpg


Нашему скромному, но с какой-то стороны и весьма впечатляющему успеху мы во многом обязаны ERP-системе собственной разработки.
О ней сегодня мы хотим немного рассказать.

Решаем реальные проблемы рестораторов


Хоть глядя снаружи на тёплую и ламповую атмосферу «Рецепторов» этого и не скажешь, но мы максимально опираемся на IT и автоматизацию. Сделали ставку на это с самого начала, поэтому сейчас у нас 6 программистов работают над RGlobal — SaaS-системой для управления ресторанами. В отличие от многих подобных решений, наше зародилось и выросло не в воспаленном стартаперском сознании, а в реальном ресторане. Поэтому оно решает настоящие повседневные проблемы, а не выдуманные. И делает это так, как удобно ресторатору, а не программисту, стартаперу, дизайнеру интерфейсов или кому-либо еще. RGlobal находится в стадии разработки, но уже внедрена во всех ресторанах сети «Рецептор».

image

Мы сделаем эту платформу частью франшизы «Рецептора», так что покупатели будут получать очень серьёзное конкурентное преимущество. Это не нечто гениальное и переворачивающее отрасль, а просто продукт, который работает, обкатывается и действительно помогает нам управлять четырьмя ресторанами.

Так как ресторанные системы автоматизации выполняют практически одну и туже роль и имеют довольно-таки устоявшийся набор фич, то не буду повторяться и просто опишу отличия системы RGlobal от всех остальных.

Мультенантность на уровне базы данных


Бэкенд построен на Ruby on Rails, основная особенность — поддержка мультитенантности на уровне базы данных. Тенант в нашем случае — это не изолированный ресторан, а предприятие, имеющее сеть ресторанов. Пользователи на одной странице могут увидеть и сравнить различные показатели заведений в реальном времени. Также существует возможность привязать пользователя к разным тенантам, переключение между ними происходит в два клика мышкой.

Управление персоналом


Помимо банальных функций для хранения информации о персонале, приёме на работу, перемещений, изменений ставок и штатных расписаний, в разделе управления персоналом есть два очень интересных модуля. 

Тестирование персонала
Кадровики на сайте забивают различные виды вопросов для тестов по разным тематикам: корпоративная культура, мнемотехника, идеальный сервис, знание меню, стандарты кухни и др. Тестируемые могут не только проходить элективные тесты с выбором вариантов, но и писать свои ответы. Во втором случае используется распознавание рукописных символов, поскольку не все сотрудники могут владеть печатью на клавиатуре. Система дает уверенность в том, что все сотрудники владеют всей нужной информацией для работы в единой команде «Рецептора». 

Система чекинов
Полезная штука, которая избавляет менеджмент от подсчета отработанных смен сотрудников и зарплат. Для разработки этого модуля понадобилось получение аккаунта Apple Developer Enterprise, с помощью которого мы смогли опубликовать приложение для iPad«ов, находящихся в каждом ресторане. По приходу или уходу каждый сотрудник вводит свой персональный код, после которого происходит фотографирование лица фронтальной камерой и фиксирование времени. Это всё отправляется на сервер через API, сравнивается со штатным расписанием данного сотрудника, высчитываются опоздания, переработки, происходят соответствующие начисления или списания. При возникновении вопросов о неучтенных сменах достаточно показать сотруднику штатное расписание, в котором будут отображены все его чекины. Такой учёт намного более устойчив против особо хитрых сотрудников, нежели стандартная система учета времени по пропускной системе.

5baf8d2d384368fcbfe6bd18ab7a330f.png


Номенклатура


Основа основ в автоматизации ресторанного бизнеса — это номенклатура, и над ней мы поработали очень хорошо. Как «Рецептор» гордится технологическим процессом приготовления блюд, так и IT-отдел гордится системой технологических карт. Для наглядного отображения полуфабрикатов и ингредиентов мы разработали свою многоуровневую древовидную подсистему. Там же отображаются ингредиенты, из которых состоят полуфабрикаты, которые также могут состоять из ингредиентов и полуфабрикатов. Есть также видеотехнологические карты, по которым сотрудники кухни обучаются процессу готовки блюд.

Складские операции


При разработке облачной системы складирования нам удалось преодолеть необходимость хранить и обрабатывать огромные объёмы информации. Вот пример: имеется порядка 1000 заказываемых товаров для приготовления блюд, у которых есть своя стоимость для каждой партии и срок годности. Если хранить информацию на каждый день по каждому складу ресторана для каждого тенанта, то из расчёта 100 тенантов * 10 ресторанов * 1000 номенклатур * 365 дней * 5 лет = 1 825 000 000 записей. Данную проблему решили упаковкой всей информации в одну JSON-запись в день для каждого склада, что уменьшает количество записей в 1 000 000 раз.

В системе есть элементы real-time: например, при продаже блюд через POS-терминал идет обращение к API RGlobal, через который списываются нужные продукты, что дает реальную картину склада в любой момент времени.

Звонки (интеграция с «Аллокой»)


RGlobal интегрирован с сервисом колл-трекинга «Аллока». В рестораны очень часто звонят, так что собственник может как проверить быстроту ответов (и то, что трубку вообще берут), так и послушать записи разговоров.

f4613284ef736618e0372d16a52ef29c.png


Учет финансов


Удобный финансовый учет. Удобно, что все видно в одном интерфейсе, можно легко сравнивать показатели разных ресторанов — и даже сотрудников. Можно смотреть конкретные чеки, средние чеки официантов… В общем, мы очень сильно заморочены на аналитике, так что в RGlobal куча всяких отчетов, раскрывающих показатели бизнеса очень подробно.

6fae010b08f355acaef4404bc730b3d7.png


Микроучет всех транзакций

fd00aac713b3e70eb089c44d34344adf.png


Информация по продажам — виден каждый официант, каждый столик, каждый чек

545ad92c4345f47bd7817317b097a2b4.png


Любимый график:-)

ecadbbcf06875b018a86b4f7d5ec2bc0.png


Real-time статистика по работе официантов

9b68ef416b5dd069cbce3191af499f2d.png


Можно даже посмотреть на пайчарте, какие блюда наиболее успешно продает официант

Вывод


Если бы вы видели с чего мы начинали (таблички в Excel и адский Filemaker), то оценили бы наш прогресс. Нам самим RGlobal очень нравится, хотя многие вещи, конечно, просто еще не готовы или не работают так, как надо. Но система развивается вместе с нашими ресторанами и подстраивается под менеджмент, который мы внедряем и культивируем. Если вы тоже работаете над подобными системами или просто интересуетесь современными ресторанными франшизами с сильной IT-составляющей, то буду рад ответить на ваши вопросы. И всех приглашаю в «Рецептор» :)

© Geektimes