Резюме того парня
Друзья, нам с вами несказанно повезло. Тот парень еще не уехал, и я выпросил у него резюме. Не потому, что хочу взять его на работу — не тот я человек. Просто мне кажется, оно стоит того, чтобы быть опубликованным. Хотя бы потому, что в нем 22k букв. Вы еще где-нибудь такой кошмар встречали?
А этот парень утверждает, что именно так надо писать резюме. Бумажки, заполненные по стандартным формам сайтов, приличные люди читать не будут. Не знаю, прав он, или нет — вам судить. Ну и по факту поглядим, найдет он работу с такой простыней, или нет.
Итак, дальше — сплошная цитата без моих правок.
Я не люблю стандартные резюме. Но объективно понимаю, что вы, скорее всего, обо мне ничего не знаете, и этот пробел надо восполнить. Поэтому я напишу необычное резюме. Резюме-статью.
Наливайте чайку или кофейку, у нас тут лонгрид.
Роли
За много лет работы в ИТ я понял, что интереснее не перечень компаний, в которых человек работал, а роли, которые он исполнял. И каких успехов на этих ролях он добился.
Я был на следующих ролях и функциях:
1. программист 1С;
2. программист js;
3. тимлидер;
4. руководитель проектов;
5. ИТ-директор;
6. бизнес-программист;
7. писатель текстов;
8. менеджер продукта;
9. стратег;
10. партнер в бизнесе.
Расскажу поподробнее о каждой из ролей.
Программист 1С
Это роль, с которой я не расставался с первого дня моей трудовой деятельности. Чем бы я не занимался, я всегда программировал на 1С. Хоть чуть-чуть.
Я люблю 1С и программировать на ней. Я искренне считаю, что программисты 1С — самый недооцененный вид людей. Но, это не мешает мне любить, например, javascript. Я давно вышел из возраста холиваров, и понимаю: для каждой задачи есть свое решение.
Так, не отвлекаться… Я — очень хороший программист 1С. Не путать с кодерами, архитекторами и прочей нечистью. Программистов 1С почти не осталось на свете, и нас давно пора занести в Красную Книгу.
Программист 1С — это человек, который поймет бизнес-задачу без технического задания, функциональных требований и прочей бюрократии. Как говорила моя теща-бухгалтер про таких, «я еще не договорила, а он уже что-то там колбасит». Бизнес-пользователи таких программистов обожают, если им дают работать напрямую, без посредничества эффективного менеджера.
Чего я только не делал, будучи программистом 1С. Внедрял УПП на больших заводах, когда работал во франчайзи 1С. Создавал свои конфигурации. Дорабатывал типовую УПП для 1С (если она у вас установлена, то там есть мой код). Написал кучу подсистем — планирование, управление закупом, продажи, CRM, стратегические показатели, управление задачами, упр.расчет затрат, разузлование затрат, MDM, работа со сторонними веб-сервисами и т.д. Проще говоря, почти все, что там, в этой 1С, есть.
Есть несколько общепризнанных хитов, по которым вы можете оценить мои решения. Например, структура затрат, которая разошлась многотысячными тиражами. Ничего приличнее по разузлованию затрат за эти годы так и не появилось. Или взять проверку данных — самый лучший инструмент для обеспечения качества данных. Или те же автозадачи — принципиальной новый подход к автоматизации управления. Или почитайте описание подсистем флакона.
В общем, проще перечислить, чего я там не делал. С розницей мало работал. Всякие там кассы плохо знаю. Тема, хоть и хайповая, но какая-то не программистская, что ли…
Есть у меня авторский подход к автоматизации, называется кастомизация на лету. Есть одноименная статья на эту тему — почитайте, если хотите. Суть проста: я создаю универсальные инструменты, позволяющие быстро решать определенный класс задач. Например, проверку данных при записи справочников/документов. Программированием каждая проверка добавляется за полчаса, а через инструмент — за пару минут. Инструментов таких я создал штук 30–40. Упомянутые выше автозадачи и проверка данных тоже к ним относятся.
Программист js
Роль относительно новая для меня, но упомянуть стоит — вдруг для вас это важно.
Сам язык программирования я понял и полюбил достаточно быстро. Особенно после 1С он прям мозг срывает — где это видано, чтобы функция была свойством? Да в 1С с такими возможностями мы бы горы свернули!
Но назвать себя прям программистом js я не могу, т.к. не успел разобраться в сопутствующих технологиях, которые после 1С даются не просто. Например, не знаю, как работают вебпаки. То есть код напишу, а куда его примостить — не знаю.
Дело, конечно, поправимое, просто опыта мало.
Тимлидер
Одна из моих любимых ролей. На этой позиции я добился особенных успехов.
Главное: я научился выстраивать эффективную работу. Звучит, конечно, как стандартная фраза из стандартного резюме. Но у меня и цифры есть: эффективность возрастала в 4 раза. Прям вот так — программисты под мои руководством делают в 4 раза больше работы за идентичный промежуток времени.
Тут дело не во мне, а в методике. Я смешал Scrum, Теорию ограничений, boundary management, статистическое управление процессами, объемно-календарное планирование, методы римской католической церкви, Чингисхана, Белбина, контроллинг и кучу чего еще, в том числе придуманного мной.
Из каждой методики взял лучшее. И только то, что работает, т.е. реально повышает эффективность. Тут всё и заколосилось.
С тех пор не могу без слез проходить мимо тех, кто «мы работаем по Scrum», или «мы остановились на DevOps», или «передовая методика — Канбан». Не, если вам нравится работать на пониженных оборотах, но иметь в руках красивый флажок и сертификат — ради Бога.
В реальной жизни никто из нас не живет по какой-то одной методике. Спят по одной, едят по другой, с детьми общаются по третьей, на велике гоняют по четвертой. А в сумме получается счастливая жизнь. И всех это устраивает. Зачем на работе этот цирк устраивать? Разве что на корм уважаемым консультантам.
В своей методике я долго сомневался, потому что никто не брался ее внедрять у себя. А недавно кто-то взялся. И получил схожие результаты. Даже в деньгах прирос. Так что сомнений больше нет.
Методика вполне себе формализована — я даже полкнижки написал про нее, как-нибудь, при случае, закончу. Там нет процесса и требований — просто набор инструментом, подходящих для конкретных ситуаций.
Так что, если захотите видеть меня своим тимлидом, знайте, чем я займусь — повышением эффективности работы команды. Чтобы она выдавала результат быстрее.
Ну и да, я умею работать с людьми. Я разговариваю с ними, умею находить общую цель, включающую в себя частные и личные. Понимаю различия в психологии, и не буду заставлять исполнителя генерировать идеи, а генератора идей — писать отчеты.
Главным достижением, наверное, можно назвать мнение ребят из команды: хотим работать именно с тобой. Даже если не нравится компания, в которой дело происходит.
Разумеется, они при этом готовы вкалывать. От всей души и со всем старанием. Экспериментировать, пробовать новые подходы, развиваться, изучать технологии, копаться в бизнес-грязи. Понимают ведь, зачем.
Руководитель проектов
Не очень люблю эту роль, т.к. вхожу в раж и сильно увлекаюсь. Особенно, когда цель — четкая.
Например, был такой проект — склад в порядок привести. Учет был кривой, до половины склада оказывалось в отклонениях по результатам инвентаризации. Цель поставили простую — свести отклонения до 5%. Я так увлекся, что до 0.1% свел.
Проект был комплексный — такие намного интереснее. Я там и программировал, и процессы переписывал, и систему мотивации и штрафов придумывал, и козни политические разруливал.
Но если в целом, то мне близко управление проектами по гибким методикам. Опять же, не «мы управляем проектами по Scrum», а здравомыслящая смесь методов, которые приводят к результатам.
Где-то я бываю жестким, особенно в части контроля качества данных, если того требует проект. Со списком задач работаю предельно четко и формализованно, а то любят люди устраивать парад хотелок, выплескивания негатива и жевания соплей. Задачи ранжирую максимально четко, по нескольким критериям — например, по ценности для ближайшего релиза.
Изобрел даже свою методику, на основе гибких — называется «Перебежками». Пока нигде не рассказывал, потому что не обрела она еще форму. Позволяет вести несколько проектов одновременно, снижая то, что модные парни называют time to market.
Короче говоря, в управлении проектами я ориентируюсь на бизнес-результат, а не на размазывание соплей по бюджету. Предельно быстро, но без потери качества. И релизы почаще.
Ну и 100500 раз убедился в правильности принципа Парето. Как ни старайся, сколько ни вуалируй, а все равно результат обеспечивается 20% работ, а 80% — ненужный мусор.
ИТ-директор
Одна из любимейших моих ролей. Я в ней несколько лет проторчал.
Когда читаешь резюме ИТ-директоров, засыпаешь на третьей строке. Перечисляют какие-то технологии, программные продукты, сплошь на английском, которые они успешно внедряли. И хрен кто когда напишет, чем это бизнесу помогло.
А когда прямо спрашиваешь о пользе для бизнеса, смотрят, как на сумасшедшего. Наша цель, говорят — поддержка ИТ-инфраструктуры. Но, парни, позвольте… Поддержка ИТ-инфраструктуры — цель системных администраторов. Это отличные, очень толковые ребята, прекрасно знающие свое дело. Именно из их резюме вы списали все свои умные слова на английском языке.
Главная цель ИТ-директора — развитие бизнеса всеми доступными средствами. Собственно, как и любого другого директора.
Поддержка — это само собой, как зубы чистить по утрам и вечерам. Гордиться тем, что вся ИТ-инфраструктура работает, конечно, можно, но только в том случае, если до вас она лежала на боку.
Я — плохой ИТ-директор. Так сказал бы любой другой директор, который работал рядом со мной. Только собственник считал меня хорошим ИТ-директором.
Потому что я никому не давал покоя. Мне недостаточно знать, какой процесс надо автоматизировать. Мне надо узнать процесс. А еще узнать, почему он такой корявый. А еще его улучшить. Да мне и знать не надо — я сам приду и скажу, что процесс плохой. Особенно, если он портит жизнь другим процессам.
Я предложу комплексное решение по изменениям — и процесс, и мотивацию, и цель, и систему управления, и, как вишенку на торте, автоматизацию. Разумеется, если человек хочет развивать свой отдел.
А то ведь куча руководителей, для которых главное — на месте усидеть. Развитие таким противопоказано, главное — власть свою сохранить.
Если главный бухгалтер просит меня о поддержке его сотрудников программистами, я автоматизирую рутинные операции, налаживаю контроль качества данных и отслеживаю метрики по времени ввода данных, чтобы в конце уволить пару бухгалтеров.
Если директор по снабжению просит меня добавить галочку согласования в заказ, я внедряю систему расчета потребностей с персонализацией задач по обеспечению, и теперь в каждую конкретную секунду известно, кто нормально свои обязанности выполняет, а кто просто посидеть пришел. В итоге, кстати, оказалось, что молоденькая новенькая сотрудница лучше всех работает, а два старых матерых снабженца балду пинают.
Чем шире смотрит ИТ-директор на задачи, тем лучше. Так я для себя решил. Правда, он перестает быть ИТ-директором, а превращается не пойми в кого. Что-то вроде директора по развитию. Или бизнес-программиста.
Бизнес-программист
Этот термин я сам придумал. Смысл такой: это человек, который меняет бизнес, как систему.
Я стал бизнес-программистом, когда был ИТ-директором. И остаюсь бизнес-программистом по сей день. Может, и у вас таким буду.
Вот есть на свете программист. Он меняет информационную систему. Каждый день вносит в нее какие-то правки. Иногда — по чьему-то заданию. Иногда — по собственному усмотрению.
Например, видит, что в определенном месте система тормозит, дает сбой, не позволяет процессам идти с нормальной скоростью. Он включает отладку, замер производительности, находит причину тормозов и устраняет ее. Нормальная такая работа, которую, как правило, никто не замечает.
Так вот, аналогично можно поступать с обычными бизнес-процессами. Вот есть, например, процесс продаж. Начинается со звонка клиента, заканчивается поступлением денег на расчетный счет, если у нас постоплата.
Смотрит бизнес-программист на этот процесс, и понимает — ага, беда! Три месяца от звонка до денег. Кошмар.
И действует так же, как программист. Смотрит всю цепочку от начала до конца, с замерами, фотографией рабочего дня и анализом данных. Ага, нашел — продукция серийная, а на складе ее вечно нет, приходится клиенту ждать. Надо сформировать и поддерживать буфер, по Теории ограничений.
Решил, и сделал. Автоматизировал, внес изменения в процесс снабжения — чтобы закупали не только по заявкам клиентов, но и для пополнения буфера — и вуаля, клиент звонит, и через час его заказ уже собран.
Или другой случай — ИТ-сервис. Слишком долгий срок от появления заявки клиента до оплаты. Смотрит бизнес-программист, и видит — банального регулярного менеджмента не хватает. Человек, принимающий заявки в работу, смотрит на них раз в два дня. Ставим его на счетчик, добавляем метрику, или SLA какой-нибудь — и все, как миленький в течение часа принимает.
Смотрим дальше — задача попала в приоритетные, а программист ее не делает. Разбираемся, почему. Если просто система кривая, и позволяет ему самостоятельно сортировать список — меняем ее, ибо свобода выбора губительна. Если программист слишком много о себе мнит, то и ему метрику определяем — следование очередности. И в систему мотивации вносим — делай в том порядке, как тебе нравится, но с дисконтом.
Принцип вы поняли. Не просто анализировать, как бизнес-аналитик. Не просто выполнять поставленные задачи, как программист. Не работать с одной частью бизнес-системы, вроде автоматизации, мотивации, процессов и т.д., а со всеми сразу. Действовать на тот рычаг, который быстрее к результату приведет, а не на тот, который ближе, понятнее или доступнее.
Так вот, я — бизнес-программист. Правда, при одном условии — если мне это позволяют. А если не позволяют, я этого пытаюсь добиться. Ну, а там, как пойдет.
Да, бизнес-программирование я превратил в науку. Написал и продолжаю писать о методах, практиках и кейсах. Мало ли, вдруг кто-то еще захочет по этому пути пойти.
Писатель текстов
На этой роли я оказался совершенно случайно. Просто в какой-то момент, года два назад, решил написать пару статей, а потом пошло-поехало.
Сначала просто писал, что и как получается, безо всякой цели. Но постепенно, со временем, понял силу этого инструмента — текстов.
Для большинства людей написать текст — кошмарная, неприятная, трудная задача. Код написать — пожалуйста. Релиз выпустить — проще простого. А написать текст про этот код, релиз или продукт — нет уж, увольте.
В результате продукт создают одни, а текст — другие. Неизбежно возникает глухой телефон и, как говорят в интернетах, «маркетолог детектед».
Куча полезных продуктов, которые пропадают в безвестности, потому что про них написан кривой текст, если вообще написан. Масса умных людей, творящих шедевры, пропадают зря, потому что не могут выразить свои мысли в виде букв.
Ну и самое неприятное — миллионы безликих сайтов компаний, с одними и теми же текстами вроде «люди — наш главный актив», мертвыми разделами новостей и ужасными страничками о корпоративной жизни на уровне детского сада («ой, смотрите, мы мусор собираем!», «ура, нам завезли новый трансформатор!» или «смотрите, мы на конференцию съездили!»).
Так вот, я написание текстов освоил неплохо. Могу писать технические статьи, инструкции и описания программ и сервисов. Могу писать развлекательные статьи, рекламирующие эти самые продукты и сервисы. Могу писать что-то типа худлита. Могу писать нравоучения. Могу писать новости. Короче, могу писать почти все.
Понятно, что мне далеко до профессионалов, каких-нибудь копирайтеров или блогеров. Но есть ведь и разница — я-то айтишник, и продолжаю им быть. Для меня написание текстов — вспомогательный инструмент. Он продвигает продукты, компанию, методики, ну и меня иногда. Я пишу, грубо говоря, между делом, когда выдается минутка. Ну и когда это для дела полезно.
Написание текстов я включил в резюме просто потому, что остальные друзья, как правило, этот навык игнорируют. Хотя он, вроде, полезный.
Есть и формальные достижения. Я пишу на двух площадках — Инфостарт и Хабр. На Инфостарте я — на первом месте в рейтинге, на Хабре — плаваю, добирался до второго (там рейтинг со временем уменьшается). Так, на всякий случай упомянул, вдруг вам это важно.
Менеджер продукта
Роль для меня относительно новая, но прогресс радует. Руковожу созданием продуктов я меньше года.
Первым продуктом был, собственно, сайт (ссылка есть в профиле). Мой бизнес-партнер сделал технику, я наполнил сайт контентом. Там есть что почитать, есть и сервисы — управление задачами и управление жизнью.
Управление задачами было моим вторым продуктом. Как я упоминал в разделе «Тимлидер», у меня есть методика управления задачами, в разы повышающая эффективность работы. Часть этой методики вполне себе реализуется техническими средствами, что и нашло отражение в продукте. Правда, я не успел его запустить в массы.
Управление жизнью стало третьим продуктом. Это клевый сервис, позволяющий управлять балансом в жизни, с помощью регистрации активностей. Про него была всего одна статья, но мы быстро получили около тысячи пользователей. Потом один толковый программист сделал мобильное приложение с той же логикой и, как хороший человек, дал ссылку на мою статью. Этот продукт я, возможно, еще буду развивать — есть куча планов на его счет. Лично мою жизнь он сильно поменял.
Потом был 1Сный продукт под названием Flowcon. Эта штука прям деньги начала приносить, и делал его я сам. За 4 месяца продали 16 подписок, было несколько релизов, и перспективы самые радужные. И все это — без рекламы, менеджеров по продажам, демонстраций и т.п. Только тексты.
Был, а точнее — есть еще один продукт, но про него не могу рассказывать, ибо NDA. Но он такой крутой, что до сих пор в дрожь бросает — неужели я мог такое придумать?
Да, еще есть body-math.com. По ссылке не ходите, там ничего нет. Я придумал и проверил на себе, как можно сбросить вес без диет, фитнеса, таблеток и ограничения рациона. Чисто инженерный подход, машинное обучение и здравый смысл. Этот проект я обязательно доделаю.
Повторюсь, все это — меньше, чем за год, силами двух людей. При том, что мы еще и деньги зарабатывали, обычными проектами и услугами.
Приличным менеджером продуктов я себя не назову — опыта мало. Но он есть.
Стратег
Звучит красиво, на деле — ничего особого. Просто приходилось дважды в жизни руководить стратегическим изменением компании в целом. Оба раза веревочка, увы, неожиданно обрывалась.
В стратегическом развитии есть два столпа: цель и принципы.
Сначала надо максимально четко и понятно сформулировать цель изменений — какой должна стать компания.
В первом случае это было увеличение объема продаж. Точно не помню — раза в 2 или 3.
Во втором — продажа продуктов и сервисов с самообслуживанием (чтобы продавались и работали без нашего участия, т.к. нас мало).
Когда цель выбрана, надо сформулировать принципы движения к ней. В этот момент обычно так и хочется написать не принципы, а конкретные мероприятия и проекты — так лучше не делать. Потому что очень быстро потеряется понимание связи между действиями и целями.
А принципы служат связующим звеном между целью и действием. Например, для повышения объемов продаж были такие принципы: увеличение прохода (по ТОС) и количества питающих цепей. Для продажи сервисов принцип еще проще: все свободное время отдавать разработке и выпуску сервисов.
Дальше придумываются мероприятия, проекты, задачи и т.д. Но, раз есть принцип, всегда можно оценить целесообразность мероприятия.
Предлагают разработать новый продукт? Хорошо, соответствует принципу увеличения количества питающих цепей. Но в данный конкретный момент противоречит принципу увеличения прохода, т.к. там и так не протолкнуться. Так что в очередь.
Обратился клиент, хочет проект внедрения? Увы, друг, не судьба — ты отсрочишь достижение стратегической цели минимум на год.
Главный бухгалтер хочет внедрить какой-то сервис по управлению актами сверок? Не соответствует ни одному из принципов, увы. Мало того — еще и проход снижает, т.к. непосредственно занятые в продажах люди начнут отвлекаться на какую-то ерунду.
Первая стратегия реализовывалась успешно, но не долго. Пришел новый директор и сказал, что сам будет руководить стратегией.
Вторая стратегия реализовывалась долго и не очень успешно, т.к. в самом начале была допущена ошибка — не все были согласны с целью. Поэтому периодически стратегия буксовала, но все равно ползла. Если цель неправильная, дальше можно не тратить время.
А стратегий помельче приходилось реализовывать сотни. Так же, как и вам. У каждого продукта, проекта, задачи, человека и т.д. есть стратегия, просто никто ее так не называет. И у этого текста есть и стратегическая цель, и принципы. Не расскажу только, какие.
Партнер в бизнесе
Ну и, напоследок, самый свежий опыт. Два года я был партнером в бизнесе из двух человек.
Самое интересное для меня в этом опыте — возможность и необходимость заниматься всем подряд. Такого не было ни на одной из предыдущих ролей. Особенно с учетом того, что нас было двое, без подчиненных.
Нужно, собственно, работать — программировать, внедрять что-то у клиентов, решать их задачи, оказывать поддержку, отвечать на вопросы и т.д.
Надо что-то делать с продажами — писать тексты, создавать сообщества, переписываться, разговаривать, демонстрировать и т.д.
Надо как-то контролировать денежные потоки, чтобы без штанов не остаться.
Надо, с горем пополам, реализовывать стратегию развития компании.
Нужно повышать эффективность всего, что попадается под руку — программирования, работы с текстами, решения задач клиентов и т.д.
Надо постоянно думать о будущем. Нет, не так… Надо постоянно переживать о будущем, потому что больше некому.
Ну, а главное — надо осознавать ответственность. Это, наверное, ключевое отличие от наемной работы. Не работаешь — нет денег. Работаешь — есть деньги. Хотя, бывает, что и работаешь, а денег нет.
Собственно, все, что я сделал в роли бизнес-партнера, написано выше — продукты, сервисы и породившая их стратегия. В целом, опыт был чертовски полезным, но остался незавершенным — стратегической цели достичь не удалось, что меня безмерно огорчает.
Итого
Я не упомянул еще пару ролей из области ИТ, которые выполнял в жизнь. Например, я был когда-то системным администратором. Но, во-первых, это было очень давно, а во-вторых — я на эту роль больше не претендую.
Но главный кайф, конечно, не в конкретных ролях, а в их взаимном проникновении. Чем больше позиций я занимал, тем лучше я понимаю и выполняю каждую из них.
Только побыв ИТ-директором, я понял ошибки себя-программиста. Лишь поработав бизнес-партнером, я осознал, насколько плохо понимал бизнес, будучи ИТ-директором. Создав свои первые продукты, я понял, как надо делать проекты. Написав сотню статей, я осознал, почему программисты часами не решаются позвонить клиенту. Только после успешного тимлидерства я сумел стать лидером изменений компании. Лишь благодаря бизнес-программированию я знаю, что в любой компании нашей страны есть чем заняться.
А в какой роли я нужен именно вам, решайте сами. Мне интересна каждая. И я все равно привнесу в нее частички остальных, если так будет эффективнее.