Результаты исследования рынка Developer Relations в РФ и СНГ: Лето 2021
Я занимаюсь Developer Relations уже шестой год. Профессия новая. Мне очень хотелось увидеть российский деврел в полном объеме: поискать не только ответы, но и сформулировать новые вопросы в нашей индустрии. Откуда в неё приходят, как развиваются, с какими сложностями сталкиваются? Поэтому я провела исследование, в котором участвовали 77 специалистов по Developer Relations. Планирую его повторять ежегодно.
Мои выводы
В DevRel пришли все. Он сейчас в тренде, на хайпе.
Если вы — хоть сколько-нибудь приличная IT-компания, придётся поддерживать свой имидж в информационном поле. Это теперь must have, гигиенический минимум, который можно осилить одним деврелом на все руки.
Но время деврелов-одиночек, которые поднимали технический бренд продуктовых компаний, уходит. Сейчас работают целые деврел-команды. Я начала это замечать ещё раньше, а теперь это подтверждают результаты опроса.
Сегодня компании готовы нанимать вчерашних джунов лидами всего DevRel направления. Специалисты уровней от джуна до синьора приходят в DevRel из IT, PR и HR. При этом стратегию продвижения определяют все — от джунов до хедов. И нам с этим жить.
Нет сложившейся школы стандарта профессии: специализированных ресурсов на русском всё ещё мало. Учимся друг у друга и из смежных сфер, это видно по ссылкам в опросе. Западный опыт тоже важен, но он не всегда перекладывается на российские реалии.
Несмотря на результаты исследования, мне кажется, что джуниоров больше по факту. Многие постеснялись участвовать в опросе, решив, что они ещё недостаточно деврелы.
Знаю, что многих интересует вопрос зарплат. Я умышленно не стала включать его в исследование, опасаясь, что это помешает ответить честно или поделиться контактными данными. Планирую в конце года запустить полностью анонимный опрос именно под эту задачу.
Насколько выборка репрезентативна?
Я постаралась вовлечь всех специалистов, до кого смогла дотянуться. Только в Телеграме мой призыв к деврелам увидело 4 400 человек. Всего опросом поделились 37 источников. Вот несколько из них:
Говорите громче!
23derevo: чат
Рассылки от Ontico
DevRelAll
CodeFest
Моя личная страница на Фейсбук
Репосты от Даши Богомоловой, Лизы Швец, Тони Татчук, Лёши Корнеева, Жени Фомина, Игоря Радионова
Прошли опрос 77 человек. Данные уже очищены от спама и нерелевантных комментариев. В выборку по понятным причинам попали только те компании, в которых уже есть хотя бы кто-то причастный к деврелу.
Надеюсь, в следующих исследованиях нас станет больше. Чтобы не пропустить анонс, следите за моим каналом «Говорите громче!» или оставьте свои контакты — я сообщу о новом запуске.
Иногда сумма ответов больше 100%: это значит, что в вопросе можно было выбрать несколько значений. No cheating!
Основные вопросы
Какие задачи решаете?
Был соблазн предложить участникам выбирать из видов деврелов. Но тестовый прогон выявил, что у нас ещё слабая специализация, поэтому вопрос про задачи я сочла более показательным. Предсказуемо, большинство деврелов занимаются ивентами, сообществами, спикерами и авторами, а также половина участников определяют стратегию продвижения.
Диаграмма
Что ещё
Выступаю от лица бренда на техническую аудиторию — 22% (17 опрошенных)
Пишу статьи — 21% (16 опрошенных)
Делаю SMM — 18% (14 опрошенных)
Выступаю от лица бренда на С-level менеджмент — 9% (7 опрошенных)
Пишу публичную документацию по использованию технологии — 9% (7 опрошенных)
Внутренние процессы HR (помощь в докрутке, создании) — 1% (1 опрошенный)
Даю интервью — 1% (1 опрошенный)
Записываю видео — 1% (1 опрошенный)
Организую перевод документации и статей — 1% (1 опрошенный)
Управляю командой — 1% (1 опрошенный)
Член ПК — 1% (1 опрошенный)
DX (MOFU content, support) — 1% (1 опрошенный)
Growth (TOFU content, partnerships) — 1% (1 опрошенный)
Мне стало любопытно, кто же определяет стратегию продвижения, цели и задачи, и обнаружила, что этим занимаются все от мала до велика, с любым опытом в профессии. Даже джуниоры с опытом работы менее года.
Диаграмма
Сколько человек в вашей команде?
Объемы задач и планка качества, которую задала индустрия за последние пять лет, подталкивают к созданию уже целых команд деврелов. В одного делать качественно становится слишком трудно. Вопросы выгорания звучали ото всех и в 2019, и в 2020 году. Как только с карантинными ограничениями стало понятнее, команды начали расти на глазах.
Диаграмма
2–5 человек — 50,6% (39 ответов)
1 человек — 33,8% (26 ответов)
5–10 человек — 5,2% (4 ответа)
Была опция 10–20 человек, но её никто не выбрал
Больше 20 человек — 2,6% (2 ответа)
N/A — 7,8% (6 ответов)
Планируете расширять команду?
Треть участников планировали расширить команду до конца 2021 года.
Диаграмма
Нет — 64,9% (50 ответов)
Да, открываем 1–2 позиции — 28,6% (22 ответа)
Да, открываем 3–5 позиций — 5,2% (4 ответа)
Да, открываем 20 и более позиций — 1,3% (1 ответ)
К концу года всего 18 участников (23%) останутся деврелом в одном лице.
Диаграмма
В каких странах/городах находится целевая аудитория вашего проекта?
Приятно было увидеть, что наши коллеги работают не только на локальном уровне, но и на мировом.
Диаграмма
Россия — 24,4% (30 ответов)
СНГ — 8,9% (11 ответов)
Worldwide — 4,1% (5 ответов)
С приходом онлайна и в условиях жесткой конкуренции в столице компании стали фокусироваться на всю страну.
Диаграмма
Планируете посещать/проводить офлайн-митапы осенью 2021?
Профессиональная тоска по теплому ламповому оффлайну. Работать в онлайне деврелы так и не полюбили; это на порядки сложнее.
Диаграмма
Да, офлайн круче — 49,4% (38 человек)
Не знаю — 24,7% (19 человек)
Да, формат не важен — 14,3% (11 человек)
Нет, как и раньше — 6,5% (5 человек)
Нет, онлайн круче — 5,2% (4 человека)
Сообщество и образование
Как получаете новые знания?
Общение с коллегами, как в любой новой профессии, играет решающую роль. Кто те 6 деврелов, которые не общаются с коллегами? Не представляю, как такое возможно =)
Диаграмма
Джуниоры больше других ходят на какие-то курсы. Я постучалась ко всем, кто оставлял свои контакты, и разузнала, какие курсы они посещали и нашли полезными.
Диаграмма
Список курсов:
Какие подкасты слушаете?
Так я узнала, что существует деврел-радио. Но в итоге всё свелось к подкастам по IT тематикам, а не для деврелов. Думаю исключить этот вопрос.
Также упоминались:
Какие ресурсы читаете?
Кроме очевидного, указали и ресурсы из смежных профессий: про тексты, про маркетинг, а также зарубежные материалы про деврел.
ДиаграммаИ ещё:
Где следите за работой интересных деврел-команд?
Диаграмма
За кем из экспертов в профессиональном сообществе в России вы следите?
В топ попали люди, за которых проголосовало больше одного человека. Вопрос был необязательным и со свободным вводом, поэтому всего на него ответили около 50% участников.
Дисклеймер: так как выборка смещена на те ресурсы, через которые я набирала респондентов, статистика здесь смещена в мою пользу и наверняка искажает реальную картину.
Диаграмма
Сколько денег вы сами или ваш работодатель тратите на ваше обучение в год?
Диаграмма
Вообще не трачу — 24,7% (19 человек)
До 50 тысяч — 42,9% (33 человека)
50–100 тысяч — 15,6% (12 человек)
100–150 тысяч — 9,1% (7 человек)
Больше 150 тысяч — 3,9% (3 человека)
Имидж команд
Самые привлекательные для работы команды
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
Диаграмма
По каким критериям вы выбирали самую привлекательную для вас команду?
Несколько человек руками написали, что им важна вовлеченность и поддержка топ-менеджмента в развитие направления developer relations. Я считаю, что это ключевое условие, без которого заниматься деврелом довольно бессмысленно. Думаю включить этот критерий в следующий опрос.
Диаграмма
Весь список того, что участники дописали сами:
Готовность руководства поддерживать деврел
Вовлечённость и поддержка топ-менеджмента
Свобода в действиях и выборе стратегии
Сложность задач
Территориальная близость
Качество и сложность собеседования
Самые сильные команды
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
Диаграмма
Команды с самыми интересными задачами
В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.
Диаграмма
Что беспокоит деврела летом 2021?
Всеобщая боль — онлайн и ковид. Очень много вопросов инструментальных: как делать задачи, где искать людей. Но появились и вопросы, связанные с деврел командой.
Диаграмма
4 вопроса всеобщей боли, ответ на который — «НИКАК!»:
Как объяснить старому бизнесу, что без деврела цифровизацию не провернуть?
Как попасть на нужные офлайн-конференции, когда они постоянно переносятся из-за ковида?
Как создать внутреннее сообщество, если нет лидеров и инициаторов?
Как формировать полезные компании сообщества в командах, где люди в принципе не довольны работой?
Вопросы о вечном:
Как быть заметным, но не навязаться?
Кто виноват и что делать?
Почему в Москве нет сложившегося оффлайнового IT комьюнити кроме тусовок конференций?
Как не навалять непрофессиональному медиаменеджеру?
Почему в России плохо развит корпоративный open source?
Почему так много токсика в комментах на хабре))
Все вопросы можно почитать здесь (осторожно, их много!)
Пунктуация и стилистика респондентов сохранены.
Переход на онлайн и последствия ковида:
Как приспособиться к найму, когда все изменилось?
Какая у кого политика в ковид для небольших встреч?
Когда же это всё закончится?
Когда и как безопасно возвращаться в офлайн?
Нестабильная ситуация с ковидом: что делать?
Активности в онлайне и их эффективность
В конфы не безопасно вкладываться, как перестраивать все процессы на онлайновый формат, чтобы нетворкинг не терялся?
Вовлеченность аудитории в онлайн
Выход в онлайн. Как это все работает, как подготовить площадку, вещание?
Как делать качественный онлайн?
Как заставить людей смотреть/участвовать в докладах через зум?
Как повысить эффективность ивентов в онлайне?
Как сделать вовлеченность аудитории, которая приходит к вам на онлайн-стенд на ИТ-конференции соизмеримой с той, что была в офлайне?
Как сделать онлайн душевнее?
Как создать глобальный нетворк в условиях онлайн мира?
Как удержать внимание в онлайне?
Как, черт возьми, теперь неформально общаться с этими инженерами через экран? Ужасно неэффективно.
ОНЛАЙН — как?
Люди внутри не заряжены — ничего невозможно с ними сделать
Переход на удаленную работу: как?
Стоит ли участвовать онлайне гибридных конференций (у которых есть оффлайн и онлайн)?
Участие в онлайн-активностях
Что делать вместо офлайна?
Что такое эффективный онлайн и как его использовать не для галочки?
КАК?!
Бюджеты. Как планировать если многие активности в 1 раз, где взять инфо?
Как делать хакатон?
Как драйвить ядро сообщества?
Как искать сообщества разработчиков в странах бывшего СНГ?
Как рекламировать вакансии, не скатываясь в найм как цель деврела?
Как связывать деврел планы с бизнес-стратегией компании?
Как создать ценностное предложение для коллег?
Как эффективно бороться за внимание разработчиков?
Микрофронты на ангуляре
Проблемы, связанные с опенсорс сообществом
Ещё, мне кажется, нашей команде, как организаторам и кураторам коммьюнити, нужно уже выстроить процессы, потому что мы вроде как созрели до этого, но с чего начать — глаза разбегаются) Так что пока по накатанной)
Как выстроить процесс брейншторма тем?
Как лучше готовить спикеров?
Как искать спикеров?
Работа со спикерами: как?
Туда же вдогонку про каналы:
В каких каналах лучше продвигать бренд
Как начать вести Хабр, что для этого нужно.
И про мотивацию инженеров:
Извечный вопрос: как мотивировать людей участвовать в техпиаре?
Как мотивировать разработчиков удаленно?
Как мотивировать ребят, когда они по горло в других задачах?
Как мотивировать спикеров выступать?
Developer Relations с нуля:
Как выстроить DevRel-отдел с нуля в компании, где системно никак не занимались продвижением бренда никогда?
Определение стратегии в зависимости от стратегии компании. Как сформировать понимание на старте?
Сейчас я озабочен вопросом развития деврел-направления в IT HR-агентстве.
Чем должен и чем не должен заниматься деврел?
Что входит в DevRel если отбросить вариант пиара так популярный в России?
Метрики
Как измерять профит?
Как считать денежные метрики эффективности?
Методологии, с помощью которых можно оценивать влияние и успешность тех или иных действий ?
Оценка результативности работы: как?
Сейчас ключевая боль — метрики. Пересобираем эту историю у себя в компании. Общаюсь с коллегами и пока не нашла идеальное решение для нас.
Эффективность онлайн ивентов — с точки зрения спонсорства конференций
Деврел команда:
Как руководить командой?
Где взять ИТ редактора?
Где взять ИТ смм?
Где нанимать людей в команду?
Откуда взять нового деврела себе в замену:)
Откуда взять нормального редактора Хабраблога не за миллион и не за два года обучения?
Выгорание:
Как не выгореть, когда работы стало больше, а отдачи меньше?
Мотивация на удалёнке для себя, чтобы было, чем заряжать коллег
Портрет участника
Распределение по городам
Более 50% участников опроса живут в Москве, а также у нас есть коллеги из Алматы, Черногории, Венгрии, Лондона, Нью Йорка и Таллинна.
Диаграмма
Распределение по уровням экспертности
Несмотря на то, что в опроснике была опция TeamLead, её никто не выбрал. Я думаю, что тимлиды всё же существуют в тех компаниях, где деврелов больше 20 человек.
Диаграмма
Middle — 29,9% (23 человека)
Senior — 23,4% (20 человек)
Head of — 26% (18 человек)
Junior — 16,9% (13 человек)
СТО, CIO и VP — по 1,3% и по 1 человеку
Распределение по опыту в Developer Relations
Больше половины участников (53%) пришли в профессию меньше чем 2 года назад, посреди ковида.
Диаграмма
Распределение по предыдущему опыту
Три равнозначных донора, откуда приходят в developer relations: IT, PR и HR. Частично это и ответ на вопросы «Где искать?». Вот же, положила :)
Диаграмма
IT — 35,1% (27 человек)
PR — 31,2% (24 человека)
HR — 24,7% (19 человек)
Другое — 9,1% (7 человек)
Распределение по полу
К моему удивлению, у нас практически паритет полов.
Диаграмма
Женский — 58,4% (45 человека)
Мужской — 40,3% (31 человек)
Не указан — 1,3% (1 человек)
Где работаете сейчас?
Далеко не все указали свою компанию, я привожу полный список.
Яндекс — 4 человека
MTS Digital — 3 человека
Wrike — 2 человека
Mail Group — 2 человека
JetBrains — 2 человека
Леруа Мерлен — 2 человека
Ecommpay — 2 человека
2ГИС — 1 человек
Beta, Skillbox — 1 человек
Зарплата.ру — 1 человек
М2 — 1 человек
Магнит — 1 человек
Мегафон 1440 — 1 человек
Мэйк — 1 человек
Оджетто — 1 человек
Онтико — 1 человек
ПочтаТех — 1 человек
Сбер — 1 человек
Тинькофф — 1 человек
Фаберлик — 1 человек
AliExpress Russia — 1 человек
Beeline — 1 человек
Cube Dev — 1 человек
Delivery Club — 1 человек
Directum — 1 человек
Evernote — 1 человек
GridGain — 1 человек
InDriver — 1 человек
IT_ONE — 1 человек
It-Content.pro — 1 человек
Joom — 1 человек
Lamoda — 1 человек
Geekfactor — 1 человек
OpenwayGroup — 1 человек
Ozon — 1 человек
Panzerdog — 1 человек
Saymon — 1 человек
Scentbird — 1 человек
Skyeng — 1 человек
Tarantool — 1 человек