Результаты исследования рынка Developer Relations в РФ и СНГ: Лето 2021

Я занимаюсь Developer Relations уже шестой год. Профессия новая. Мне очень хотелось увидеть российский деврел в полном объеме: поискать не только ответы, но и сформулировать новые вопросы в нашей индустрии. Откуда в неё приходят, как развиваются, с какими сложностями сталкиваются? Поэтому я провела исследование, в котором участвовали 77 специалистов по Developer Relations. Планирую его повторять ежегодно.

Мои выводы

В DevRel пришли все. Он сейчас в тренде, на хайпе. 

Если вы — хоть сколько-нибудь приличная IT-компания, придётся поддерживать свой имидж в информационном поле. Это теперь must have, гигиенический минимум, который можно осилить одним деврелом на все руки.

Но время деврелов-одиночек, которые поднимали технический бренд продуктовых компаний, уходит. Сейчас работают целые деврел-команды. Я начала это замечать ещё раньше, а теперь это подтверждают результаты опроса. 

Сегодня компании готовы нанимать вчерашних джунов лидами всего DevRel направления. Специалисты уровней от джуна до синьора приходят в DevRel из IT, PR и HR. При этом стратегию продвижения определяют все — от джунов до хедов. И нам с этим жить.

Нет сложившейся школы стандарта профессии: специализированных ресурсов на русском всё ещё мало. Учимся друг у друга и из смежных сфер, это видно по ссылкам в опросе. Западный опыт тоже важен, но он не всегда перекладывается на российские реалии. 

Несмотря на результаты исследования, мне кажется, что джуниоров больше по факту. Многие постеснялись участвовать в опросе, решив, что они ещё недостаточно деврелы.

Знаю, что многих интересует вопрос зарплат. Я умышленно не стала включать его в исследование, опасаясь, что это помешает ответить честно или поделиться контактными данными. Планирую в конце года запустить полностью анонимный опрос именно под эту задачу.

Насколько выборка репрезентативна?

Я постаралась вовлечь всех специалистов, до кого смогла дотянуться. Только в Телеграме мой призыв к деврелам увидело 4 400 человек. Всего опросом поделились 37 источников. Вот несколько из них:

  • Говорите громче!

  • 23derevo: чат

  • Рассылки от Ontico

  • DevRelAll

  • CodeFest

  • Моя личная страница на Фейсбук

  • Репосты от Даши Богомоловой, Лизы Швец, Тони Татчук, Лёши Корнеева, Жени Фомина, Игоря Радионова

Прошли опрос  77 человек. Данные уже очищены от спама и нерелевантных комментариев. В выборку по понятным причинам попали только те компании, в которых уже есть хотя бы кто-то причастный к деврелу.

Надеюсь, в следующих исследованиях нас станет больше. Чтобы не пропустить анонс, следите за моим каналом «Говорите громче!» или оставьте свои контакты — я сообщу о новом запуске.

Иногда сумма ответов больше 100%: это значит, что в вопросе можно было выбрать несколько значений. No cheating!

Основные вопросы

Какие задачи решаете?  

Был соблазн предложить участникам выбирать из видов деврелов. Но тестовый прогон выявил, что у нас ещё слабая специализация, поэтому вопрос про задачи я сочла более показательным. Предсказуемо, большинство деврелов занимаются ивентами, сообществами, спикерами и авторами, а также половина участников определяют стратегию продвижения.

ДиаграммаДиаграмма

Что ещё

  • Выступаю от лица бренда на техническую аудиторию — 22% (17 опрошенных)

  • Пишу статьи — 21% (16 опрошенных)

  • Делаю SMM — 18% (14 опрошенных)

  • Выступаю от лица бренда на С-level менеджмент — 9% (7 опрошенных)

  • Пишу публичную документацию по использованию технологии — 9% (7 опрошенных)

  • Внутренние процессы HR (помощь в докрутке, создании) — 1% (1 опрошенный)

  • Даю интервью — 1% (1 опрошенный)

  • Записываю видео — 1% (1 опрошенный)

  • Организую перевод документации и статей — 1% (1 опрошенный)

  • Управляю командой — 1% (1 опрошенный)

  • Член ПК — 1% (1 опрошенный)

  • DX (MOFU content, support) — 1% (1 опрошенный)

  • Growth (TOFU content, partnerships) — 1% (1 опрошенный)

Мне стало любопытно, кто же определяет стратегию продвижения, цели и задачи, и обнаружила, что этим занимаются все от мала до велика, с любым опытом в профессии. Даже джуниоры с опытом работы менее года.

ДиаграммаДиаграмма

Сколько человек в вашей команде?

Объемы задач и планка качества, которую задала индустрия за последние пять лет, подталкивают к созданию уже целых команд деврелов. В одного делать качественно становится слишком трудно. Вопросы выгорания звучали ото всех и в 2019, и в 2020 году. Как только с карантинными ограничениями стало понятнее, команды начали расти на глазах.

ДиаграммаДиаграмма

  • 2–5 человек — 50,6% (39 ответов)

  • 1 человек — 33,8% (26 ответов)

  • 5–10 человек — 5,2% (4 ответа)

  • Была опция 10–20 человек, но её никто не выбрал

  • Больше 20 человек — 2,6% (2 ответа)

  • N/A — 7,8% (6 ответов)

Планируете расширять команду?

Треть участников планировали расширить команду до конца 2021 года.

ДиаграммаДиаграмма

  • Нет — 64,9% (50 ответов)

  • Да, открываем 1–2 позиции —  28,6% (22 ответа)

  • Да, открываем 3–5 позиций — 5,2% (4 ответа)

  • Да, открываем 20 и более позиций — 1,3% (1 ответ)

К концу года всего 18 участников (23%) останутся деврелом в одном лице. 

ДиаграммаДиаграмма

В каких странах/городах находится целевая аудитория вашего проекта?

Приятно было увидеть, что наши коллеги работают не только на локальном уровне, но и на мировом.

ДиаграммаДиаграмма

  • Россия — 24,4% (30 ответов)

  • СНГ — 8,9% (11 ответов)

  • Worldwide — 4,1% (5 ответов)

С приходом онлайна и в условиях жесткой конкуренции в столице компании стали фокусироваться на всю страну.

ДиаграммаДиаграмма

Планируете посещать/проводить офлайн-митапы осенью 2021?

Профессиональная тоска по теплому ламповому оффлайну. Работать в онлайне деврелы так и не полюбили; это на порядки сложнее.

ДиаграммаДиаграмма

  • Да, офлайн круче — 49,4% (38 человек)

  • Не знаю — 24,7% (19 человек)

  • Да, формат не важен — 14,3% (11 человек)

  • Нет, как и раньше — 6,5% (5 человек)

  • Нет, онлайн круче — 5,2% (4 человека)

Сообщество и образование

Как получаете новые знания?  

Общение с коллегами, как в любой новой профессии, играет решающую роль. Кто те 6 деврелов, которые не общаются с коллегами? Не представляю, как такое возможно =)

ДиаграммаДиаграмма

Джуниоры больше других ходят на какие-то курсы. Я постучалась ко всем, кто оставлял свои контакты, и разузнала, какие курсы они посещали и нашли полезными.

ДиаграммаДиаграмма

Список курсов:

Какие подкасты слушаете?

Так я узнала, что существует деврел-радио. Но в итоге всё свелось к подкастам по IT тематикам, а не для деврелов. Думаю исключить этот вопрос.

Также упоминались:

Какие ресурсы читаете?

Кроме очевидного, указали и ресурсы из смежных профессий: про тексты, про маркетинг, а также зарубежные материалы про деврел.

ДиаграммаДиаграммаИ ещё:

Где следите за работой интересных деврел-команд?

ДиаграммаДиаграмма

За кем из экспертов в профессиональном сообществе в России вы следите?

В топ попали люди, за которых проголосовало больше одного человека. Вопрос был необязательным и со свободным вводом, поэтому всего на него ответили около 50% участников.

Дисклеймер: так как выборка смещена на те ресурсы, через которые я набирала респондентов, статистика здесь смещена в мою пользу и наверняка искажает реальную картину.

ДиаграммаДиаграмма

Сколько денег вы сами или ваш работодатель тратите на ваше обучение в год?

ДиаграммаДиаграмма

  • Вообще не трачу — 24,7% (19 человек)

  • До 50 тысяч — 42,9% (33 человека)

  • 50–100 тысяч — 15,6% (12 человек)

  • 100–150 тысяч — 9,1% (7 человек)

  • Больше 150 тысяч — 3,9% (3 человека)

Имидж команд

Самые привлекательные для работы команды

В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.

ДиаграммаДиаграмма

По каким критериям вы выбирали самую привлекательную для вас команду?

Несколько человек руками написали, что им важна вовлеченность и поддержка топ-менеджмента в развитие направления developer relations. Я считаю, что это ключевое условие, без которого заниматься деврелом довольно бессмысленно. Думаю включить этот критерий в следующий опрос. 

ДиаграммаДиаграмма

Весь список того, что участники дописали сами:

  • Готовность руководства поддерживать деврел

  • Вовлечённость и поддержка топ-менеджмента

  • Свобода в действиях и выборе стратегии

  • Сложность задач

  • Территориальная близость

  • Качество и сложность собеседования

Самые сильные команды

В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.

ДиаграммаДиаграмма

Команды с самыми интересными задачами 

В топ попали компании, за которые проголосовало больше одного человека.

ДиаграммаДиаграмма

Что беспокоит деврела летом 2021?  

Всеобщая боль — онлайн и ковид. Очень много вопросов инструментальных: как делать задачи, где искать людей. Но появились и вопросы, связанные с деврел командой.

ДиаграммаДиаграмма

4 вопроса всеобщей боли, ответ на который — «НИКАК!»:

  • Как объяснить старому бизнесу, что без деврела цифровизацию не провернуть?

  • Как попасть на нужные офлайн-конференции, когда они постоянно переносятся из-за ковида?

  • Как создать внутреннее сообщество, если нет лидеров и инициаторов?

  • Как формировать полезные компании сообщества в командах, где люди в принципе не довольны работой?

Вопросы о вечном:

  • Как быть заметным, но не навязаться?  

  • Кто виноват и что делать?

  • Почему в Москве нет сложившегося оффлайнового IT комьюнити кроме тусовок конференций?

  • Как не навалять непрофессиональному медиаменеджеру?

  • Почему в России плохо развит корпоративный open source?  

  • Почему так много токсика в комментах на хабре))

Все вопросы можно почитать здесь (осторожно, их много!)

Пунктуация и стилистика респондентов сохранены.

Переход на онлайн и последствия ковида:

  • Как приспособиться к найму, когда все изменилось?

  • Какая у кого политика в ковид для небольших встреч?

  • Когда же это всё закончится?

  • Когда и как безопасно возвращаться в офлайн?

  • Нестабильная ситуация с ковидом: что делать?

  • Активности в онлайне и их эффективность

  • В конфы не безопасно вкладываться, как перестраивать все процессы на онлайновый формат, чтобы нетворкинг не терялся?

  • Вовлеченность аудитории в онлайн 

  • Выход в онлайн. Как это все работает, как подготовить площадку, вещание?

  • Как делать качественный онлайн?

  • Как заставить людей смотреть/участвовать в докладах через зум?

  • Как повысить эффективность ивентов в онлайне?

  • Как сделать вовлеченность аудитории, которая приходит к вам на онлайн-стенд на ИТ-конференции соизмеримой с той, что была в офлайне?

  • Как сделать онлайн душевнее?

  • Как создать глобальный нетворк в условиях онлайн мира?

  • Как удержать внимание в онлайне?

  • Как, черт возьми, теперь неформально общаться с этими инженерами через экран? Ужасно неэффективно.

  • ОНЛАЙН — как?

  • Люди внутри не заряжены — ничего невозможно с ними сделать

  • Переход на удаленную работу: как?

  • Стоит ли участвовать онлайне гибридных конференций (у которых есть оффлайн и онлайн)?

  • Участие в онлайн-активностях

  • Что делать вместо офлайна?

  • Что такое эффективный онлайн и как его использовать не для галочки?

КАК?!

  • Бюджеты. Как планировать если многие активности в 1 раз, где взять инфо?

  • Как делать хакатон?

  • Как драйвить ядро сообщества?

  • Как искать сообщества разработчиков в странах бывшего СНГ?

  • Как рекламировать вакансии, не скатываясь в найм как цель деврела?

  • Как связывать деврел планы с бизнес-стратегией компании?

  • Как создать ценностное предложение для коллег?

  • Как эффективно бороться за внимание разработчиков?

  • Микрофронты на ангуляре

  • Проблемы, связанные с опенсорс сообществом

  • Ещё, мне кажется, нашей команде, как организаторам и кураторам коммьюнити, нужно уже выстроить процессы, потому что мы вроде как созрели до этого, но с чего начать — глаза разбегаются) Так что пока по накатанной)

  • Как выстроить процесс брейншторма тем?

  • Как лучше готовить спикеров?

  • Как искать спикеров?

  • Работа со спикерами: как?

Туда же вдогонку про каналы:

  • В каких каналах лучше продвигать бренд 

  • Как начать вести Хабр, что для этого нужно.

И про мотивацию инженеров:

  • Извечный вопрос: как мотивировать людей участвовать в техпиаре?

  • Как мотивировать разработчиков удаленно?

  • Как мотивировать ребят, когда они по горло в других задачах?

  • Как мотивировать спикеров выступать?

Developer Relations с нуля:

  • Как выстроить DevRel-отдел с нуля в компании, где системно никак не занимались продвижением бренда никогда?

  • Определение стратегии в зависимости от стратегии компании. Как сформировать понимание на старте?

  • Сейчас я озабочен вопросом развития деврел-направления в IT HR-агентстве.

  • Чем должен и чем не должен заниматься деврел?

  • Что входит в DevRel если отбросить вариант пиара так популярный в России?

Метрики

  • Как измерять профит?

  • Как считать денежные метрики эффективности?

  • Методологии, с помощью которых можно оценивать влияние и успешность тех или иных действий ?

  • Оценка результативности работы: как?

  • Сейчас ключевая боль — метрики. Пересобираем эту историю у себя в компании. Общаюсь с коллегами и пока не нашла идеальное решение для нас.

  • Эффективность онлайн ивентов — с точки зрения спонсорства конференций

Деврел команда:

  • Как руководить командой?

  • Где взять ИТ редактора?

  • Где взять ИТ смм?

  • Где нанимать людей в команду?

  • Откуда взять нового деврела себе в замену:)

  • Откуда взять нормального редактора Хабраблога не за миллион и не за два года обучения?

Выгорание:

  • Как не выгореть, когда работы стало больше, а отдачи меньше?

  • Мотивация на удалёнке для себя, чтобы было, чем заряжать коллег

Портрет участника

Распределение по городам

Более 50% участников опроса живут в Москве, а также у нас есть коллеги из Алматы, Черногории, Венгрии, Лондона, Нью Йорка и Таллинна.

ДиаграммаДиаграмма

Распределение по уровням экспертности

Несмотря на то, что в опроснике была опция TeamLead, её никто не выбрал. Я думаю, что тимлиды всё же существуют в тех компаниях, где деврелов больше 20 человек.

ДиаграммаДиаграмма

  • Middle — 29,9% (23 человека)

  • Senior — 23,4% (20 человек)

  • Head of — 26% (18 человек)

  • Junior — 16,9% (13 человек)

  • СТО, CIO и VP — по 1,3% и по 1 человеку

Распределение по опыту в Developer Relations

Больше половины участников (53%) пришли в профессию меньше чем 2 года назад, посреди ковида.

ДиаграммаДиаграмма

Распределение по предыдущему опыту 

Три равнозначных донора, откуда приходят в developer relations: IT, PR и HR. Частично это и ответ на вопросы «Где искать?». Вот же, положила :)

ДиаграммаДиаграмма

  • IT — 35,1% (27 человек)

  • PR — 31,2% (24 человека)

  • HR — 24,7% (19 человек)

  • Другое — 9,1% (7 человек)

Распределение по полу

К моему удивлению, у нас практически паритет полов.

ДиаграммаДиаграмма

  • Женский — 58,4% (45 человека)

  • Мужской — 40,3% (31 человек)

  • Не указан — 1,3% (1 человек)

Где работаете сейчас?

Далеко не все указали свою компанию, я привожу полный список.

  • Яндекс — 4 человека

  • MTS Digital — 3 человека

  • Wrike — 2 человека

  • Mail Group — 2 человека

  • JetBrains — 2 человека

  • Леруа Мерлен — 2 человека

  • Ecommpay — 2 человека

  • 2ГИС — 1 человек

  • Beta, Skillbox — 1 человек

  • Зарплата.ру — 1 человек

  • М2 — 1 человек

  • Магнит — 1 человек

  • Мегафон 1440 — 1 человек

  • Мэйк — 1 человек

  • Оджетто — 1 человек

  • Онтико — 1 человек

  • ПочтаТех — 1 человек

  • Сбер — 1 человек

  • Тинькофф — 1 человек

  • Фаберлик — 1 человек

  • AliExpress Russia — 1 человек

  • Beeline — 1 человек

  • Cube Dev — 1 человек

  • Delivery Club — 1 человек

  • Directum — 1 человек

  • Evernote — 1 человек

  • GridGain — 1 человек

  • InDriver — 1 человек

  • IT_ONE — 1 человек

  • It-Content.pro — 1 человек

  • Joom — 1 человек

  • Lamoda — 1 человек

  • Geekfactor — 1 человек

  • OpenwayGroup — 1 человек

  • Ozon — 1 человек

  • Panzerdog — 1 человек

  • Saymon — 1 человек

  • Scentbird — 1 человек

  • Skyeng — 1 человек

  • Tarantool — 1 человек

© Habrahabr.ru