Резьба по дереву против 3D-принтера: одно другому не мешает
Резьба по дереву — древнейшее искусство с многовековой историей. И кто бы мог подумать, что через такой вид творчества я приду к сборке 3D-принтеров. Взаимосвязь, конечно же, косвенная. Но все началось со знакомства с учителем по технологии в школе, о котором я упоминал в предыдущей моей статье по сборке 3D-принтера из фанеры и запчастей от списанной техники. Это он мне «выделил» одного из своих учеников, с которым мы собирали принтер для школьного кабинета труда. Сегодня я хочу познакомить вас с деятельностью нашего трудовика и работами его подопечных, которые ни раз занимали призовые места на всероссийских олимпиадах по технологии. На самом деле, таких трудовиков сейчас днем с огнем не сыщешь, а работы просто завораживают, особенно если учесть, что это делали ученики 5–11 классов. Я и сам пробовал вырезать. Очень занимательное творчество. У нас даже есть мастер-класс по геометрической резьбе, им поделюсь ниже в статье.
Шкатулка и карандашница. Работы ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.Сравнить несравнимое
Конечно же, сравнивать ручную резьбу и печать на 3D-принтере не совсем целесообразно. Но определенная схожесть есть. Если для принтера изделия мы моделируем в компьютерной программе, то при вырезании из дерева модель нужно держать в голове. Но это не всегда удобно, поэтому наш трудовик (зовут его, кстати, Ринат Зуфарович) как раз и заинтересовался 3д-моделированием. И увлек этим школьников. И именно с одним из них мы собрали 3D-принтер из фанеры и старых запчастей.
Плюсы и минусы везде свои. На самом деле, чтобы вырезать красоту из дерева, особых талантов иметь не нужно. Здесь рулят терпение и творческий подход. А материалом служат всего лишь кусок доски или бревна, резак и финишное покрытие. Однако внешний вид изделий и трудозатраты не сравнить с теми, которые напечатаны на 3D-принтере. Но каждому свое. Например, если даже посмотреть на шкатулки, вырезанные вручную и напечатанные на принтере, можно заметить большую разницу.
Шкатулка из дерева. Работа учителя по технологииС объемными фигурами еще интереснее. Своя прелесть есть и там, и там.
Герб города Стерлитамак. Работа ученика 11 класса.Персонаж из сериала МандалорецМастер ЙодаКак фанат вселенной звездных воинов, я собираю себе коллекцию. И печать на 3D-принтере очень выручает. Не представляю, сколько бы я вырезал такую фигуру из дерева, хотя это вполне реально.
Моя работа
Резьба по дереву завораживает любого, кто видит результат. А если посмотреть мастер-класс, и вовсе можно залипнуть — технически это настолько просто, что хочется прямо сейчас все бросить и начать заниматься резьбой. Со мной было именно так. Ближе с изделиями я познакомился, когда начал делать сайт для школьной мастерской и составлял каталог поделок (ох, немалую работу тогда мы проделали). Я попросил выделить мне материал и инструменты, изучил некоторую информацию в интернете и взялся за работу. Это было несколько лет назад, и даже фотография готового изделия не сохранилась (однажды все фотографии с телефоном вместе канули в небытие), а потом я его кому-то подарил.
Промежуточный результат моей работы. Для новичка, думаю, сойдет.По памяти опишу коротко процесс:
Получил от Зуфарыча кусок дерева.
Нашел в интернете рисунок розы.
Перевел его на зачищенную поверхность.
Удалил резаком лишнее вокруг контура.
Придал форму цветку и обработал мелкие детали.
Дочка 5 лет раскрасила цветок гуашью (она у меня художница, рисует с малых лет).
Покрыл поверхность лаком.
Это единственное сохранившееся фото. Процесс работы довольно прост и интересен, но с непривычки устают пальцы и руки, к чему потом привыкаешь. На это у меня ушло без малого около полугода, так как делал в свободное время от работы.
У учеников обычно уходит от 1–2 недель до месяца, если узор мелкий и сложный.
Страна должна знать своих героев
Учитель технологии Ринат Зуфарович с победителем всероссийской олимпиады.Ринат Зуфарович работает в школе уже более 25 лет. И кроме уроков труда, где школьников нужно обучать по стандартной программе, ведет кружок, где приобщает талантливую молодежь к полезному творчеству. И надо сказать, у него огромное количество подопечных, которые ходят к нему с удовольствием. Дальше, наверное, слова будут лишними. Просто предлагаю посмотреть на работы ребят. Выкладываю все это, разумеется, с разрешения Рината Зуфаровича.
Победитель всероссийской олимпиады по технологии в номинации «Народные промыслы и ремесла» России.
Набор для кумыса. Липа, вощение. Работа ученика 8 класса.Следующая работа заняла 1-е место на республиканском конкурсе мастерства
Шкатулка. Липа, морилка, лак. Работа ученика 9 класса.Морской конёк и ваза. Липа, морилка, лак. Работы ученика 8 класса.Ваза «Весна». Липа, морилка, лак. Работа ученика 9 класса.Пятиклассники чаще работают с фанерой.
Герб России. Фанера, морилка, лак. Работа ученика 5 класса.Панно «Виноград». Липа, морилка, вощение. Работа ученика 10 класса.Шкатулка «Бабочка». Липа, морилка, лак. Работа ученика 7 класса.В школе у Зуфарыча лежит огромная стопка грамот, ведь практически на каждой олимпиаде ребята занимали призовые места. Также с этими работами участвовали на разных творческих выставках.
Работ очень и очень много. Только для школьного сайта было сфотографировано около 100 изделий. И количество их с годами растет.
Кроме резьбы по дереву, ребята занимаются и другими смежными видами творчества. Например, изготавливают картины из меди. Покажу одну из них.
Чеканка из меди.Виды резьбы по дереву
Для общего ознакомления расскажу об основных видах резьбы по дереву. Надо отдать должное Ринату Зуфаровичу — с учениками они применяют практически все виды от самых простых до самых сложных.
1. Плосковыемчатая резьба. В школьной мастерской чаще используется геометрический вид такой резьбы. Выполняется она с помощью клинорезных выемок по контуру геометрических фигур — треугольников, квадратов и т.д. Уникальный узор образуется за счет разницы в глубине, размерах, количестве граней в каждой выемке.
Шкатулка. Работа ученика 11 класса. Липа, морилка, лак.2. Плоскорельефная резьба. Часто новички начинают с нее. Чтобы создать узор, нужно удалить лишнюю часть дерева вокруг контура. Выборку можно делать равномерной по глубине — тогда высота рисунка будет одинаковой по всей поверхности. Но можно поэкспериментировать с разной глубиной выборки. Сюда же относится и заоваленная резьба. По названию понятно, что здесь нет острых краев и граней, так как они везде скругляются.
Герб республики Башкортостан. Работа ученика 10 класса.3. Рельефная резьба. Здесь практически нет плоских поверхностей. Выделяют барельефную, горельефную и резьбу «татьянка». Первые два более сложны в техническом плане. А «татьянка» подразумевает полное заполнение поверхности рисунком в виде плетеного кружева. Обычно для нее выбирают растительный орнамент, где элементы плавно перетекают друг в друга.
Ларец. Работа ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.4. Скульптурная резьба. Название говорит само за себя. Берется кусок дерева и вырезается объемная фигура, при этом фон полностью убирается.
Оленёнок. Работа ученика 9 класса. Липа, лак.5. Прорезная резьба. Часто используется при изготовлении мебели или других элементов интерьера. Фон частично вырезается, при этом формируется цельный узор.
Картина «Старец«в смешанной технике. Работа ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.На самом деле, вариантов классификации видов резьбы по разным признакам много. В школьной мастерской используются в основном перечисленные техники в различной комбинации. Материалом может служить массив дерева практически любой породы: от яблони до кедра. Школьникам предоставляется липа (она мягкая и более доступная в нашей полосе). Те, кто младше (5 классы), вырезают на фанере.
К сожалению, финансирование на это дело выделяется очень скудное или вообще не выделяется. Основы шкатулок Ринат Зуфарович изготавливает сам. Из фанеры корпуса могут делать и ученики. Материалы трудовик находит также самостоятельно через свои связи. Единственное, в школе есть оборудование — станки разных видов, на которых изготавливаются заготовки, а затем склеиваются. Но и они уже отрабатывают постепенно свой срок, списываются, а новые не поставляются, что, конечно, очень печально.
А вот и обещанный мастер класс.
В заключение
В моей статье про 3D-принтер из фанеры я достаточно опрометчиво отметил, что »Один хороший трудовик в школе обучал детей работе с деревом. В основном, это были разделочные доски и шкатулки». Как видите, не только разделочные доски и шкатулки. И там были некоторые споры и мнения про нынешних «спитых» и «странных» трудовиков. Почему-то захотелось написать о Ринате Зуфаровиче немного больше. Это человек с большой буквы и мировой мужик с золотыми руками — так я его могу описать. И он делает действительно великое дело — приобщает детей к труду и творчеству, что в современном мире гаджетов и компьютеров не так-то просто.