Ретропоезд с паровозом

al8hwgrkyfgppsulfnsivkagg6o.jpeg

Пока вы тут сидите, РЖД отлично продаёт билеты на ретропоезда. Это которые, натурально, с паровозом. Да, паровозы переживут многое, включая ядерную войну. Да, на нашем стратегическом резерве можно проехаться.

6zxlzvdl8skz1sdwjbcps0dqcgi.jpeg

Итак, у нас ретропоезд «Рускеальский экспресс», который ходит по Карелии от города Сортавалы до горного парка Рускеала. Это 5 часов от Петербурга на важную туристическую точку.

А ещё кроме ретропоезда с нами поехали ретропассажиры. Точнее, студенты театрального колледжа, которые ставили иммерсивную постановку про коммунистов, перевозящих золото партии. Чем вынесли мозг немалому количеству пенсионеров.

Как попасть на этот ретропоезд


Сначала нужно зайти вот на эту страницу офсайта РЖД и выбрать маршрут. Это 921Ч (обратный 922Ч), билет стоит максимум 500 рублей за час путешествия (можно взять за 300, если ловить его сильно заранее). Отходит он от станции Сортавала в Карелии, —, но до неё ещё надо добраться. Раньше это была так себе идея, потому что надо было делать это обычной электричкой или на автобусе, что не доставляло никакой радости и требовало ночёвки где-то в Карелии, чтобы не охренеть от усталости. Сейчас ходит «Ласточка» за примерно 4 часа, что резко меняет ситуацию — можно и нужно уложить всю поездку за один день.

Итак, надо проснуться в 5 утра, чтобы выехать в 6:15 с Финляндского вокзала поездом 821Ч. Еду лучше взять с собой или купить на вокзале.

-0bsfuc-jgigh_zpt3wzgjo4uhw.jpeg

Через час начнёт кончаться интернет, а через два — электричество. В 44 километрах от Выборга в Каменногорске сеть 3000 Вольт окончательно иссякнет. А «Ласточке» она очень нужна. Но мы живем в стране, где инженеры умеют превозмогать реальность, поэтому к электричке цепляют специальный тепловоз, который умеет раздавать эти самые 3000 В.

ytu7nropevo1ttu0mdwrnpddvhg.jpeg

Выходить на этой станции не рекомендуется, но сделать это надо обязательно, если вы хотите посмотреть вот на такое:

h9ia6dvsppw0jjams8hdc8hdcu0.jpeg

Ещё через час начинаются признаки Карелии:

3dc_w-s_nfzwkfndwh678ry6bww.jpeg

Если вы видите что-то подобное за окном, значит, скоро Сортавала. На ней «Ласточка» стыкуется с «Рускеальским экспрессом», то есть приходит на одну платформу, встаёт ровно напротив, открывает двери — и пассажиры просто переходят в другой поезд. Думаю, если вдруг «Ласточка» опоздает, то экспресс её дождётся. Выглядит это так:

2aid4f_fmn0kc5uhibrd652q6d0.jpeg

vn4w5bskf8-e9q23puekgyli6nq.jpeg

ahk9jc3oba3v0aopajlbayihqn0.jpeg

vnbsadpy7riflubiqnmfbd7rnla.jpeg
Обратите внимание на колонку, она рабочая

И вот где-то в этом месте начинается психодел. Вот эти вот бойцы проходят всю станцию в длину, выкрикивая «Дорогу, товарищи!»:

zysp_1h0_bavdiczh5nnct7ciqw.jpeg

Но пассажиры заняты. Часть садится в поезд, а другая часть идёт делать селфи с паровозом. Он большой и тёплый, из разных мест у него идёт пар, а спереди — звезда. Кажется, у части пассажиров 500 рублей за билет окупаются уже до посадки возможностью сделать эту картинку.

rkfglxazg4x7cd5ac1rgnm2kskk.jpeg

Хотя, знаете? За сто лет почти ничего не поменялось:

bzhmsk4pbb-htyw4gdnr92a9fdy.jpeg

Я видел немало паровозов, но все они были жутко статичны и стояли где-то в тишине. Работающий паровоз свистит, сопит, булькает и пускает пар передом и задом.

so9mescglr9bvjuxnifuvuezv_0.jpeg

dc1mm7nnwonlxiikhhxanacf0rm.jpeg

hdub_xhcqlko8k28y6kh30bkyf4.jpeg

Из-за немного другого устройства тяги, поезд трогается чуть иначе, и движется не совсем равномерно, а характерными небольшими рывками. Это укачивает чуть больше, чем обычное движение на тепловозе или электровозе.

gknfv6u-ke-z6ymm9qnw6dljfpc.jpeg

На вокзале дальше стоят ещё два:

nclznbwjf4q4o3yjcivaavzj4sq.jpeg

Между прибытием «Ласточки» и отправлением ретропоезда 15–20 минут на стыковках (стыковки есть туда и обратно).

По вагонам в этот момент начинают ходить странные барыши:

sprwvnfjguoizsr5dlnkmj-7fge.jpeg

uuyh4odabvacql0pulvticv3a7q.jpeg

Отставить барышень! Сначала надо рассказать про вагоны. В поезде было 5, но в нашем случае уже 6 вагонов. Один вагон-ресторан (32 места, столики по 4 человека) и 5 купейных на 39 и 42 места (компоновка 3+3, в одном из вагонов первое купе с одной стороной). Официально заявлено, что «интерьер вагонов выполнен в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса», в стилистике конца XIX — начала XX века».

9fvnson-xixwkjqlpraembhrplm.jpeg

ls2h0cjuw03odj197rgxv1wswug.jpeg

Первое, что меня насторожило — это вот эти самые купе для инвалидов с сопровождающими. Второе — вот эти хорошо знакомые отнюдь не николаевские дверные ручки в стилистике конца двадцатого века:

y8vsyhucwmllts2t9vdimfucs0c.jpeg

И да, догадка верная. Это аммендорфовские штабные вагоны! То есть поезд состоит из 5 штабных вагонов, одного вагона-ресторана, тендера и паровоза. Мне кажется, это рекорд по количеству штабных вагонов на пассажира в поезде — тут их 0,02 на человека. Это примерно на порядок больше обычного. Смотрим на купе дальше. Тут всё более-менее привычно:

7crvgoj5wb6tozwcsuhmvflis-w.jpeg

А вот таблички все сделаны под ретро.

errlei9nh4tm-fppavvt1lq9gzm.jpeg

yqha35jezdqrlf0h7_ez2cezdzk.jpeg

Правда, купе проводника ничем не отличается от обычных:

iblcuco4pcvzq_tddyegrjb-aju.jpeg

А вот на входе в вагон-ресторан:

mo0k6fjg_fgcoad676cvqa-8ala.jpeg

Теперь сам вагон-ресторан:

bgjftrvvl3txyn373fvt0e4f9zm.jpeg

Места в нём лучше занимать сразу. Или придётся стоять вот здесь:

wtk6zpvsoectnzm7bvhulry4i7u.jpeg

Туалеты для инвалидов в одну сторону были открыты, в другую закрыты. Вообще, базовая стратегия такая: когда видите на туалете знак инвалида, но не видите никого рядом на каталке, надо сразу идти туда. Во-первых, это очень упрощает когнитивный выбор между двумя фигурками (их иногда рисуют так, что надо задуматься на несколько секунд), а, во-вторых, там обычно куда чище и куда просторнее, чем обычно. Так и тут:

qwmhkqsgmupzsqwwxj4qm-saygi.jpeg

Но пока я рассматриваю куски поезда, пассажиры рассматривают природу:

5f5p-3tqkxtmwco3o5kscqnjaym.jpeg

Актёры готовятся:

7ronnbdy2yxj1-lxivmctfee3io.jpeg

Ну и остальные делают селфи с лампами в оригинальном дизайне николаевского экспресса в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого века:

0dsjb0pedyogxin5vyjruecq358.jpeg

Сочетание ретро и стандартов РЖД просто отличное. Например, панели над проходами явно из двадцать первого века, титан с кипятком из двадцатого (ну, в целом, как и подвагонные генераторы):

uwxseryt6uki5xo2gie9y4ow0mi.jpeg

Интерьер купе из начала двадцатого:

nfdsqvfout0f_nfqzkis--w3frw.jpeg

Подстаканники из рафинад — из СССР:

cjtdaee6-zuz0ddwgmv-cwduu30.jpeg

Щётка для обуви:

cgmzskflblmftd9lmkouhzxr87g.jpeg

Стоп-кран:

ynmrdzshtf3fkd7zcd3znwxfz5i.jpeg

Надписи на вагонах современные:

zkuigy7c-stpmbrvekipy1xv-5o.jpeg

Локомотивная бригада — вполне:

ewnkcq74iufj2rvyi2hobeckmnk.jpeg

Рядом с пароразборной колонкой висит рация:

bzm4ex9yftamqtwdm_6jhfgggw0.jpeg

Уголь настоящий:

gerynstqv6vx0hm5tjwv-kqf7jg.jpeg

Топка тоже:

atpicewdqa4uuw3sff8wyr2jhsy.jpeg

mxcsqworxwekn9vr_vfqjmrhsdk.jpeg

Помощник машиниста недавно топил (судя по лицу):

5sps2jjeyl2_p88fzuoykbd8m-u.jpeg

Свет в будке и снаружи на паровозе от его собственного парогенератора:

npklvtem8engjpjtxg4ach5ec6q.jpeg

Но наушники и жилеты современные:

rikfhk8nceqfwrfmdac0phan5ue.jpeg

А чтобы вы окончательно сошли с ума, перейдём к игре. Точнее, как определил его режиссёр, перфомансу с элементами иммерсивного театра.

Спектакль


Напоминаю начало — вот эти двое буянят на станции отправления, пронося чемодан с дикими криками:

6llupbvv6jorw4dks4yz5gz8atw.jpeg

На каждый вагон приходится 3 актёра: двое бойцов-коммунистов и один враг народа. Сначала по вагонам проходят бойцы, стучат в каждое купе, представляются бойцами и читают короткую речь про то, что вы, как настоящий коммунист, должны помочь. О, кажется нас подслушивают! Нет, всё в порядке. Золото партии в поезде. Нужно его защитить.

hdg7ukwz5ilwexqvmny_hd3m0gi.jpeg

Выдают томик Ленина с шифром:

mb6n1oufjdkieygqxtwdmvtkrae.jpeg

cvfunvjl2g0tvr5smqosn9vmfyq.jpeg

И оставляют разгадывать. Шифр, кстати, очень живо напомнил мне лицензионную защиту поддосовых игрушек, основанную на том, что у пиратов нет на руках инструкции. Больше всего боли в своё время мне доставила King’s Bounty — я предположил, что рано или поздно попадётся слово «army» и вводил его раз за разом. Где-то с 60-й попытки сработало. Но я отвлёкся.

apq_p0inypiivuzm9ea2fulr2qe.jpeg

Интересно происхождение книг — Карельский колледж культуры и искусств раньше был политическим учебным заведением, и у него в подвалах скопились труды Ленина, которые никто не выкидывал. Собственно, вот они и пригодились.

Книга Ленина оказывает совершенно очаровывающее действие на пенсионеров. Мало того, что им дали рафинад как в детстве, мало того, что их катают на ретропоезде (уже в этом месте они умиляются), но тут ещё вот это. Бабушка объясняет внучке всю суть того, насколько это важная книга в жизни советского человека, и почему её при этом никто не читал. Собственно, дальше внучка пытается взломать код, а бабушка ностальгирует:

hpchaf-hqlpinumvsentudczjwm.jpeg

На каждый вагон — свои актёры, всех обстукивают и отоваривают книгами примерно за 20 минут движения. И предупреждают, что это всё надо держать в секрете:

jx1xp0ze4tsairqqfk4wzqmsqxe.jpeg

Кстати, пока не забыл. Может, кому-то нужен номер вагона, вот он:

ps3wcyldn_33tvdqjaat63x-2uw.jpeg

Дальше даётся время поотгадывать. Там фразы вроде «ключ под ковриком», «ключ за лампой» и так далее, позволяющие найти ключ. Дальше по вагонам проходит третий актёр — враг народа. И старается получить либо ключ, либо книгу с шифром в каждом купе.

adzhwu9ftsxhbatcpzw4_q-e4tq.jpeg

Здесь наиболее интересные сценки, потому что граждане творят самые разные чудеса — то сразу отдают ключ со словами про то, что они не поддерживают коммунизм, то пытаются задержать актёра в купе и вызвать бойцов. Хорошо, до связи пассажир-машинист и реальных побоев дело не доходит.

Потом зрители наслаждаются погоней (за каждым врагом народа в своём вагоне) и сбором книг обратно. Спектакль на этом заканчивается, поезд прибывает на конечную станцию, просьба всем освободить вагоны. Студенты одеваются и выходят на мороз и становятся совсем непохожи на дам в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого веков:

hazjzfhgfydf4gbe_ktm7ltlig8.jpeg

-ntidhgkimlrmuqqxjoylmtmzwg.jpeg

Вообще, надо сказать, что при всей дикой простоте механики этой игры-перфоманса особо вариантов у режиссёра не было. Они вообще часто играют с пространством (делали спектакль на лестничной клетке, делали спектакль на перроне во время пересадки) и вот впервые попробовали поезд. Само устройство поезда диктует подходы к каждому отдельному купе — иначе без вариантов провзаимодействовать со всеми, площади для зрителей там нет. Формат перфоманса (так называется игра, где есть только одни строгие сюжетные рельсы, но при этом зритель может что-нибудь отчебучить) выбран потому, что народ может смотреть природу, делать селфи и вообще ненавидеть, когда его отвлекают. Это старая добрая пражская схема, когда в трактие в Детинице едокам показываются сценка за сценкой. Там несколько залов, и пары-тройки актёров ходят и устраивают свои мини-шоу в каждом. Про этот трактир у меня есть отдельная история про то, что может отчебучить зритель, но здесь всё логично. Единственное, что меня смущает — это шифр. Я бы, скорее, делал привязку к вагону, типа загадка на базе картин, совместный поиск и сопоставление предметов и так далее. Но в этой игре главное — сделать очень просто. Потому что важна атмосфера, а её задают уже костюмы.

Тренировались студенты в аудиториях у себя, набрасываясь на незнакомых людей. Могу сказать, что позы, речь и то, кто как и что говорит, засовываясь в купе, отработаны просто идеально. По результатам первого прогона больше половины пассажиров отгадывали квест, и многие взаимодействовали со шпионами (ловили и сдавали или сразу предавали родину). На будущее отметили, что надо делать код проще, и что на репетициях полвагона не бегало за актёрами с ними фотографироваться, и не было пробок из людей, идущих в ресторан.

Пассажирам спектакль анонсировали — в кассе предупреждали про это. Цена билета от спектакля не менялась. Второй спектакль был на следующий же день 3 ноября, но я застал только премьеру 2-го. Новость про два спектакля на Интерфаксе.

Возвращаемся к поезду


Итак, паровоз привёз пассажиров в тупик в Рускеале. Поворотного круга тут нет, второго паровоза с тендером сзади тоже нет, а сейчас должна прийти ещё одна «Ласточка», которую пустили дополнительным поездом на праздники.

a0gwdvkceqmqmr-kfluyur2spe8.jpeg

wnlqvwkihl_ld_leb45x_u-aqhs.jpeg

Только планируется построить поворотный круг и всё остальное в парке — как и планируется сделать стыковку где-то с направления от Москвы. Но пока ничего нет. Поэтому машину никто не остужает.

usytwlptoj6guk5ebizcwkzrgyk.jpeg

Дальше паровоз дожидается, пока все свидетели уйдут…

ufmqoqtju-n5egj6adyjkd2zxeo.jpeg

И начинает тихо и без палева сдавать задним с остановки!

hta5couapxbtxwtw9ajgchqbfio.jpeg

Сейчас он пропустит «Ласточку». Потом «Ласточка» уйдёт, он вернётся к вечеру снова с вагонами, отцепится, сзади прицепится другой паровоз:

16rzpclurgx4vrjj2yjjzotsrni.jpeg

Он доведёт поезд до Сортавалы. А наш пойдёт один тендером вперед с минимальным обзором из будки задом наперёд до самой Сортавалы. Потому что тот паровоз, который ведёт поезд в Сортавалу вечером, тоже проделал этот путь задом наперёд.

oenqqdesvwu629o5kv03169m3mc.jpeg

Ну, а дальше вы уже знаете — стыковка в Сортавале, возврат к высоковольтной магистрали в Каменногорске, появление интернета за час до Петербурга, Финляндский вокзал, реальный мир.

Вот посты Макса про то, как устроены паровозы и вагоны, в блоге вообще дофига наших постов про железные дороги и всё-всё-всё, а вот тут ещё раз — можно выбрать один из таких поездов. В следующей серии про то, зачем, собственно, ехать в Рускеалу, и какое отношение имеет сжигание мрамора к немецким кабель-каналам.

© Habrahabr.ru