Ретро-электромопед «Вишенка». История 1 — от замысла до пробной поездки
В начале 2014 года мне посчастливилось спасти из металлолома мечту детства — двухскоростной мопед Рига-12 1975 года выпуска. На протяжении нескольких месяцев чудо Советской техники было разобрано до винтика, зачищено, чуточку подварено, (отвалились верхняя траверса рулевой колонки и копытце подставки, треснул каркас седла), перекрашено молотковой эмалью, собрано, снабжено электронным зажиганием и, наконец, завелось и поехало. Да, этот байк во всех отношениях для меня! Относительно лёгкий, с низким центром тяжести, устойчивый, управляемый, предсказуемо и комфортно ведущий себя на неровностях, которыми в селе и лесу, — ареале нашего с ним обитания, — маршруты более чем изобилуют. Подводило и огорчало только одно, — шумный, грязный и ненадёжный двухтактный двигатель S-57.
Мопедисты-любители возразят, мол, обращаться с таким моторчиком просто надо уметь, и тогда он будет преимущественно не подводить, а радовать. Не спорю, антикварные двигатели до сих пор верно служат оранжевым дедушкам, являясь чудесными представителями живой истории. Скольким счастливчикам они в своё время подарили первое в жизни настоящее моторное транспортное средство, ощущение полёта на двухколёсном аппарате, свободу волшебных катаний на природе и в городе, который тогда был просторней и зеленей, бесценные основы обращения с техникой и её понимания!
Воспитавший меня и многих уважаемых коллег дух техники XX века заслуживает упоминания, прочувствования и размышления. Транспортные средства, научное оборудование, производственные и бытовые приборы воспринимались людьми, их создававшими, обслуживавшими, приобретавшими и применявшими не как расходный материал и товарные единицы, стоящие некоторую сумму денег, (а ещё точнее, могущие и должные их принести, и ничем более не являющиеся), да ещё с запланированным старением и проприетарной кабалой, а как чудесные сложные системы, воплотившие достижения науки и конструкторский гений. Автомобили, мотоциклы, магнитофоны и вершина прогресса, — компьютеры, — состояли для нас, детей эры научно-технического прогресса, не из рублей, рупий, биткойнов и акционных маркетинговых баллов, а из технологичных деталей, и имело значение не вульгарное количество рупий, а сакральное качество элементов и таинство их взаимодействия. Мы преклонялись перед священнодействием Мастера, способного починить телевизор, — чудесное окно в мир детско-юношеских фильмов и передач, познавательных и вдохновляющих. И научиться самостоятельно обслуживать свой велосипед, мопед, электроприбор, даже просто отремонтировать мебель или одежду, было для каждого сына и дочери времени Мастеров великой гордостью, системообразующим аспектом самоопределения. А уж тем более собрать или даже сконструировать самодельную, действующую, настоящую вещь! Я могу, следовательно, существую, живу, развиваюсь, познаю и созидаю, пользуюсь существующей культурой и создаю на её базе собственные вещи, которыми могу пользоваться!
Вещи тогда были не времянками для заработка, а действительно вещами, весомыми, вещими и долговечными. Даже когда речь шла о недорогом массовом мопеде, призванном всего-навсего удовлетворить потребность государства и населения в доступной двухколёсной машине для подростков и пенсионеров, с целью выполнения утилитарных задач и формирования начальных знаний, умений, навыков вождения транспорта и обслуживания механизмов. Двухскоростные Риги получились очень красивыми и добротными. Прекрасная сталь рамы, слабо подверженная коррозии, солидный запас прочности, удачная компоновка, достойный дизайн.
Космические полёты, электроника, вычислительные машины и роботы были тем, что стремительно развивалось и вдохновляло. Этим мы жили тогда, этим можно жить и сейчас. Поэтому для любимого стального конька выбрана винтажная база Риги-12 с её ретрофутуристичной внешностью в духе роботов, авиации и космоса. И поэтому же я заменю её упрощенный клон допотопного чешского трёхскоростного мотора на электродвигатель. Милые винтажные мопедки, такие, как Риги и их предки Явы, редкие ныне Львовянки и непревзойдённые в своей красоте Triumph Fips, как и многие другие представители техники второй половины XX века, смотрели не в прошлое, а в будущее. Экологически чистый бесколлекторный мотор с цифровым электронным управлением на однокристальном микрокомпьютере, — это ли не мечта? Ничего не надо никуда заливать, заводить с ухищрениями, затруднительно управлять, чтобы не заглохло, не перегрелось, не прихватило. Зарядились от электросети, солнечной батареи, ветряка, включили и — едем!
Кому как, но для меня байкерское счастье не в моторе из прошлого, неоднозначной романтике возни с ним, специфических сильных запахах и звуках, а в единении седока, байка и местности, возможности слышать и обонять природу, выехать на рассвете за грибами, не разбудив соседей, не потревожить тонкое равновесие жизни в лесу или степи. Внешний вид электромотоциклика, на мой взгляд, остаётся винтажно гармоничным, а его штатная начинка заменяется на ту, о которой во времена его производства только мечтали. И это не уничтожение памятника технической старины, который можно было бы отреставрировать, законсервировать и поставить в музей, а продление полноценной жизни добротного аппарата на новом уровне.