Рендеринг 3D-иллюстраций для IKEA
Глядя на иллюстрации в каталоге IKEA, сложно поверить, что 75% фотографий продуктов и 35% интерьеров — это чистая компьютерная графика. В остальных интерьерах фотография используется только частично. Собственно, настоящих снимков там вообще почти не осталось.В компании создан «банк» из 25 000 трёхмерных моделей, из которых и составляются потрясающе реалистичные интерьеры. О такой программе мечтал бы каждый, кто обставляет квартиру или дом.
Оцифровкой моделей и рендерингом занимается специальный отдел визуализации в компании IKEA Communications AB под руководством Мартина Энтеда (Martin Enthed). Кроме оцифровки, их компания занимается также разработкой и выпуском каталогов, инструкций по сборке мебели, обновлением веб-сайта. Они же делают и мобильное приложение.
Первые рендеры начали делать в 2004 году, они выходили весьма неказистыми. Но уже к 2006 году первая работа CG появилась в каталоге. Это был стул Bertil.
Мартин Энтед говорит, что никто не имеет ничего против фотоискусства. База 3D-моделей и рендеринг интерьеров нужны только потому, что это проще, дешевле и быстрее, чем составлять каждый интерьер по-настоящему. Например, сложнее всего составлять настоящие интерьеры кухонь: там сотни объектов, а для разных стран приходится делать разные обстановки, в соответствии с национальными традициями. Да и вообще, возможны сотни вариантов обстановки.
Найди десять отличий
Впрочем, изначально никто не думал, что можно будет на компьютере обставлять мебелью целые комнаты. Хотели только сделать 3D-модели отдельных объектов, но потом дело пошло. В 2010 году в каталоге напечатали первый интерьер, полностью сгенерированный на компьютере.
Составить красивый интерьер на рендере — это целое искусство. Опытные фотографы в IKEA работали совместно с дизайнерами интерьеров и оттачивали своё мастерство 15–20 лет, чтобы добиться идеальной передачи впечатления и чувства, которое возникает при посещении комнаты с тщательно подобранной обстановкой. Все эти знания нужно было передать спецам по 3D-графике в компьютерном отделе, некоторые из которых только что закончили школу. Поначалу было непросто, сотрудничества не получалось.
В какой-то момент директор отдела принял решение, что все 3D-дизайнеры обязаны изучить фотодело, а все фотографы — освоить 3D-редакторы. После этого начался весьма интенсивный процесс обучения. Интересно, что потом некоторые фотографы захотели сменить профессию и перешли на работу в компьютерный отдел, а некоторые компьютерщики, наоборот, профессионально увлеклись фотоделом. Это было по-настоящему мощное слияние и обмен опытом.
Сейчас банк IKEA состоит 25 000 трёхмерных моделей с «нелепо высоким разрешением 4Kх4K», говорит Мартин Энтед (вероятно, он имеет в виду разрешение 2D-проекций). Повысить качество до такой степени пришлось в 2009 году, когда руководство вызвало компьютерщиков на ковёр и выразило возмущение низким качеством моделей. Теперь уже никто не может придраться.
Для оцифровки и рендеринга в IKEA используются 3DStudio Max и рендерер V-Ray. Другие компании тоже используют эту программу и даже с помощью WebGL позволяют редактировать трёхмерные сцены в браузере.
Мобильное приложение IKEA с дополненной реальностью[embedded content]
В последние годы представители IKEA стали завсегдатаями конференции по компьютерной графике Siggraph. Теперь понятно, что им действительно есть о чём рассказать.
Примеры компьютерной графики