Ремонт через задницу или зачем нужно debug-мышление

Это Денис с эндоскопом в автосервисеЭто Денис с эндоскопом в автосервисеБуквально на днях я получил, наверное, лучший урок по управлению проектами в жизни. Есть обычный русский мужик, который раньше сидел в офисе и работал в рекламном бизнесе, мой бывший коллега (я сам IT-спец в агентстве).

Он, к нашей огромной зависти, ушёл ковыряться в технике. Говорит, всегда любил заниматься со своей машиной. Участвовал в соревнованиях на внедорожниках по трофи-ориентированию. Иногда приходилось чинить машину в говнах и подручными средствами, например шаклом. Бывало, к нему приходили друзья, во дворе за 12 часов строили внедорожную машину, на следующий день выступали в соревнованиях. Есть кое-какой опыт, ну и он решил заняться профессиональным ремонтом.

Дальше я коротко расскажу, что и как он делал: это не имеет прямого отношения к IT, но показывает модель мышления. Просто представьте, как нужно было думать, чтобы подобрать такой инструментарий и подходить к вопросу с правильной инженерной стороны. Этот вот подход добивания задачи до результата любыми средствами меня просто поразил.

Мы просидели с ним несколько часов, Денисом рассказывал о своей работе. В сервис приезжают разные машины, с разными проблемами, кто то приезжает на ТО, поменять масло и фильтры, а кто то приезжает со сложными проблемами. К примеру уходит антифриз, а везде сухо. Или плавают холостые обороты, где то подсос воздуха, а где именно, определить невозможно. Или у человека треснула рама (несущий элемент), а необходимо без вскрытия определить масштаб бедствий.

Обычная практика в автосервисах следующая. Уходит антифриз и нет течи — мотор в переборку. Плавают холостые обороты — меняйте все датчики подряд, пока не добьетесь нужного эффекта. На раме трещина — сверху приварят заплатку и все,»… тяп ляп и кораблик». В результате клиент платит лишние деньги, тратит уйму времени и переживает за зря из за своей машины.

Если бы к нему пришли с таким друзья, которым завтра ехать, он бы чинил до результата, а не так. И дальше он просто начал показывать, что и как использует

Дымогенератор: ДымогенераторТечь антифриза можно локализовать используя именно его. Так же дымогенератор подходит и для того, чтобы найти утечку в системе впуска и разобраться откуда мотор подсасывает воздух.

Оказалось, что того чтобы определить на сколько катастрофична трещина на раме, как далеко она пошла (трещина) и какой масштаб бедствий, можно использовать видеоэндоскоп, поместить его внутрь рамы и посмотреть что внутри происходит. Денис один раз глотал зонд при обследовании желудка, и подумал, что было бы круто засовывать такой в машину. Нашёл подходящее устройство, купил, использует.

Эндоскопом в недра рамы: Эндоскопом в недра рамыДальше он рассказывает: Была у нас машины с такой лопнувшей рамой. Ему поставили в каком то сервисе «нашлепку», заварили трещину и всё. А при этом машина трещит по швам при движении. Мы поместили видеоэндоскоп через технологические отверстия внутрь рамы, смогли посмотреть на сколько далеко пошла трещина внутри рамы и рекомендовали владельцу машины конструктивное решение, с учетом увиденного. Машина более трёх лет уже принимает участие в ралли рейсах, испытывая огромные нагрузки на несущие элементы.

Ожидание своего звездного часа: Ожидание своего звездного часаКак-то раз к нам приехала машина KIA SPORTAGE I с симптомами неустойчивой работы на холостых, завышенное время впрыска, форсунки лили мощно. Сильно, нет СИЛЬНО пропала динамика, расход топлива увеличился до 20–25 литров, машину трясло. Ездить на ней было действительно не возможно, до нас она была в нескольких сервисах, ни на одном не была обнаружена проблема.

Мы проверили датчики, провели компьютерную диагностику. Все показания электроники были в норме, для начала решили проверить датчики и мозги с помощью старого доброго осциллографа.

А вот и сам осциллограф: осциллографДиагностика не выявила проблем, однако дало предположение, что проблема все-таки с задающим диском, который находится на маховике. Для того чтобы это проверить, необходимо снимать коробку передач, раздаточную коробку, сцепление и потом только можно добраться до маховика. Процедура дорогостоящая и длительная. А мы пошли не стандартным путем, решили использовать все тот же видеоэндоскоп.Открутили датчик коленвала и через отверстие в коробке просунули эндоскоп. Когда мы посмотрели на задающий диск и маховик, то мы увидели, что диск отошел от маховика на какое то расстояние.

А вот так видит задающий диск видеоэндоскоп: imageБыл рекомендован ремонт замена маховика с ведущим диском. Владимир, владелец, рассказал, что месяц назад он менял сцепление…, но связать странное поведение машины с этим ремонтом он не мог. Мы предоставили фотографии и распечатки, и предложили поехать с рекламацией в сервис, в котором менялось сцепление, так как было очевидно, что проблема существует с того ремонта. Тот сервис не специализируется на машинах марки Киа Спортаж, поэтому проблема не была выявлена вовремя.

Мы не стали предлагать ему исправлять проблему у нас, и переплачивать за ремонт, а посоветовали обратиться с рекламацией, и это было верным решением. Все окончилось хорошо: Владимиру в том сервисе бесплатно провели все работы, заменили маховик с задающим диском, и теперь он с удовольствием ездит и благодарит наш эндоскоп.

Собственно, что я хотел сказать. Практически любая задача может решаться «как принято», а может — до результата. И если вы вместо того, чтобы учиться у коллег, глубоко разбираетесь в теме, есть возможность использовать наработки других сфер. В это случае — инструменты, которые достаточно легко найти и достать.

Почти всегда можно чуть больше подумать и всё-таки получить решение, а не «залечить» проблему толстой пачкой баксов.

Теперь, вспоминая примеры Дениса, я всегда буду думать второй раз и перебирать нестандартные варианты.

© Habrahabr.ru