Религия, суеверия и космос
Регулярно в обсуждениях отечественных космических новостей появляются одни и те же шутки про небесную твердь, навязшие в зубах демотиваторы и ирония по поводу освящения ракет-носителей. Возникает ощущение, что в голове очень большого количества людей есть миф о том, что раньше космонавтику двигали чистые атеисты, а сейчас люди одичали и стали тащить разнообразные религиозные предрассудки в космос. Увы, это совсем не так — религия и суеверия давно просочились в освоение космоса.
Небольшой дисклеймер
Поскольку я буду говорить о не очень приятных для атеистов вещах, придется для начала опровергнуть могущие возникнуть подозрения в тайной религиозной проповеди. Я атеист уже восемь лет, при желании меня даже можно назвать антиклерикалом.
В этой же публикации я хочу рассказать об истинной истории космонавтики и немного затронуть вопрос, что же в таких условиях делать.
Религия
СССР был официально атеистической страной, поэтому никаких официальных религиозных обрядов или заявлений в истории советской космонавтики мы не увидим. Есть множество спекуляций по поводу религиозности отдельных личностей, но за отсутствием достоверных фактов подтвердить или развеять их не получится. В то же время, параллельно с Советским Союзом космос осваивали США, которые в то время были гораздо более клерикальным государством, нежели сейчас. Например, обязательные молитвы в школах отменили только в 1963 году.
Первой широко известной молитвой, произнесенной перед стартом ракеты стала так называемая «Молитва Алана Шепарда». Готовясь к первому американскому пилотируемому суборбитальному полету 5 мая 1961 года Алан произнес ставшую исторической фразу «Dear Lord, don’t let me f*ck up» («Боже, не дай мне облажаться»). Переговоры на этом этапе перед стартом не транслировались в эфир, поэтому фраза стала известной не сразу, но обилие источников не заставляет сомневаться в ее подлинности.
Первый орбитальный пилотируемый полет транслировался в прямом эфире, и там религии было больше. Инженер Томас Джозеф О'Мэлли (T.J. O’Malley), нажав кнопку, запускающую процесс пуска ракеты, перекрестился и произнес «Храни тебя Господь в пути» («Good Lord ride all the way»). «С Богом!» («Godspeed, John Glenn!») — откликнулся астронавт-дублер Скотт Карпентер и перешел к отсчету десяти секунд перед стартом:
Астронавт Гордон Купер, совершивший последний полет по программе «Меркурий» предварительно написал и, на 14 витке, прочитал для записи на бортовой диктофон специальную молитву. Приведу ее почти полностью, у нее довольно необычный, немного забавный и странный текст:
«Помоги нам успешно закончить этот полет. Помоги нам в наших будущих космических делах, чтобы мы могли показать миру, что демократия может соревноваться и все же делать все правильно, может вести исследования и разработки и может проводить разные научные и высокотехнологические программы в совершенно мирной обстановке. Пребудь с нашими семьями, направь их и вдохнови и дай им знать, что все будет о«кей. Уповаем на имя Твое. Аминь».
Первый полет к Луне тоже не обошелся без клерикального эпизода. Астронавты «Аполлона-8» в канун Рождества читали в прямом эфире с лунной орбиты книгу Бытия:
Передачу с лунной орбиты увидела вся Америка. Активистка Мэделин Мюррей О'Хэйр (Madalyn Murray O’Hair), которая в 1963 году через Верховный суд США добилась отмены обязательных молитв в школах, обратилась в суд и по этому поводу. Суд отказался принимать заявление, посчитав, что это не относится к его юрисдикции, но скандал в обществе поднялся немалый, и последующие религиозные действия шли не в прямом эфире, либо астронавты меняли что-нибудь так, чтобы к ним формально было нельзя придраться.
При первой высадке человечества на Луну в посадочном модуле находились деист (или даже атеист) Армстронг и протестант Олдрин. И, сразу после посадки, в прямом эфире, Олдрин, произнеся формально нейтральные слова
Это пилот лунного модуля. Я хотел бы использовать эту возможность, чтобы попросить всех, кто меня слушает, кто бы и где бы он ни был, остановиться на мгновение, подумать о событиях последних нескольких часов и воздать благодарность…
отслужил Евхаристию (в протестантском обряде ее можно было сократить до нескольких минут) и потребил привезенные с собой хлеб и вино. Чаша вернулась вместе с экипажем на Землю и до сих пор используется в Пресвитерианской церкви Вебстера при мемориальной службе в воскресенье, ближайшее к 20 июля. А сам Олдрин в мемуарах «Magnificent Desolation» пишет, что, если бы у него была возможность переиграть полет на Луну «Аполлона-11», не факт, что он бы повторил это действие. Астронавты пришли на Луну от имени всего человечества, всех вероисповеданий, но в тот момент Олдрин не мог придумать действия, которое бы лучше выражало уникальность полета. Базз хотел выразить надежду, благодарность и всеобщность поиска, и не нашел ничего лучше Литургии («общее дело») и Евхаристии («благодарность»).
Та самая Чаша
Астронавты «Аполлона-15» назвали четыре кратера около места посадки Лука, Марк, Матфей и Индекс (созвучно с четвертым евангелистом Иоанном). Четвертое название затем утвердил Международный астрономический союз, и кратер теперь так называется официально.
Сами же астронавты отличались разнообразием убеждений. Джон Гленн, Базз Олдрин и Джим Лоувелл являются старейшинами (пресвитерами) Пресвитерианской церкви. Из первой семерки астронавтов, скорее всего, минимально религиозным был Алан Шепард. Гордон Купер страстно верил в инопланетян и все пытался раскрыть государственный заговор, скрывающий их существование и контакты спецслужб и высших государственных чинов с пришельцами. Ведутся споры по поводу того, был Нил Армстронг деистом (он это написал в одной анкете) или атеистом. А, например, астронавт «Аполлона-15» Джеймс Ирвин после отставки стал проповедником и много лет миссионерствовал под девизом «Приход Иисуса на Землю важнее, чем высадка человека на Луну».
Единственный вывод, который можно сделать из всего этого — религиозные убеждения (или их отсутствие) не мешали астронавтам отлично выполнять свою работу.
Суеверия
Декларируемый формально стопроцентный атеизм в Советском Союзе, увы, имел весьма посредственное отношение к реальности. С чем, кроме религий, должен бороться атеист? С суевериями, приметами и прочими предрассудками. И, увы, обилие фактов говорит, что разнообразные суеверия в отечественной космонавтике процветали. Спустя много лет некоторые суеверия стали традициями, что, тем не менее, не отменяет изначально иррациональных причин их появления.
Титан советской космонавтики, Сергей Павлович Королев, не отличался абсолютной атеистической чистотой действий. Многие источники пишут, что он не позволял назначать пуски на понедельники, не любил появления женщин на стартовой площадке (и запрещал появляться там одному инженеру, при котором произошла какая-то неприятность), верил в «легкую руку» капитана Смирницкого.
Из непосредственных соратников Королева достоверно известно, что атеистами были Борис Черток и Леонид Воскресенский. В мемуарах Чертока «Ракеты и люди» есть очень забавный момент, когда, празднуя успешный полет Титова в Кремле, Воскресенский, увидев разговаривающего с главами трех религиозных конфессий Раушенбаха, предложил по опыту Остапа Бендера скандировать «Бога нет!» и «Религия — опиум для народа!». Бдительные жены пресекли идею. А сам Черток, оказавшись за столом напротив раввина и муфтия, поднял тост за то, что Титов за сутки в космосе никакого Бога не увидел.
Современные пилотируемые пуски окружены традициями и ритуалами, выросшими из суеверий. Широко известны традиции смотреть перед стартом «Белое солнце пустыни», расписываться на двери гостиницы, выходить из здания под «Земля в иллюминаторе», мочиться на колесо автобуса (при этом проведенная заранее проверка герметичности скафандров теряется, и ее приходится проходить заново). И женщины-космонавты, по слухам, везут с собой в автобусе баночку с мочой, чтобы полить колесо и выполнить ритуал.
В самом корабле уже много лет обитает гибрид талисмана, психологической поддержки и полезного прибора — мягкая игрушка, которая радует людей и служит своеобразным «индикатором невесомости».
И авиационные суеверия просочились в космонавтику, там тоже любят говорить «крайний» вместо «последний».
После катастроф «Союза-1» (позывной «Рубин») и «Союза-11» (позывной «Янтарь») очень долгое время были под запретом позывные с названиями драгоценных камней. Также, после досрочного возвращения с орбиты космонавта Виталия Жолобова, под запрет попали усы. Но эти суеверия уже вымерли, сейчас на орбите находится экипаж «Союза ТМА-19М» с позывным «Агат», и усатых космонавтов за последние годы на МКС побывало немало.
В 2006 году ТВ Роскосмоса даже сделало фильм про традиции и суеверия:
В непилотируемых пусках тоже хватает суеверий. На космодроме Плесецк на инее, покрывающем ракету, обязательно пишут «Таня». Естественно, есть мифология, мол, однажды не написали, и ракета не улетела. На полигоне Капустин Яр на пульт до сих пор кладут спичечный коробок, на котором написана дата последнего успешного пуска.
Суеверия не обошли стороной и американцев. Вот подготовленная к посадке марсохода Кьюриосити банка с арахисом:
Это суеверие идет с программы «Рейнджер» (фотографирование видимой стороны Луны со все меньшей высоты), когда первые пуски были неудачными. На очередной запуск кто-то принес арахис, станция отработала успешно, и теперь арахис «на удачу» поедают в ЦУПе перед началом основной миссии космического аппарата. В американской пилотируемой программе была традиционная еда, традиция играть в карты перед стартом, традиция будить экипаж музыкой, и много чего еще. Но очень горько смотреть, как уходящие в полет, из которого они уже не вернутся, астронавты миссии STS-107 (шаттл «Колумбия», разрушившийся и сгоревший в атмосфере) касаются дверного косяка «на удачу».
Говоря про сегодняшнее состояние дел с религией на МКС нельзя не упомянуть тему икон на станции. Как апофеоз клерикализации МКС подавалась вот эта фотография
На самом деле эта фотография с записи приветствия по поводу 700-летия Сергия Радонежского (его иконы видны у микрофона). Космонавты участвуют в пиар-активности и регулярно записывают обращения к различным праздникам и мероприятиям. Из истории России Сергия Радонежского вымарать не получится, да, наверное, это было бы и неправильно. Естественно, для такого обращения принесли и разместили все иконы, которые в тот момент были на МКС. В повседневной жизни иконы попадаются на глаза гораздо реже. Вот, например, один из самых свежих обзоров МКС от Михаила Корниенко в серии фильмов «Год на орбите»
В служебном модуле «Звезда», где записывается большинство обращений, сейчас висят фотографии Циолковского, Гагарина и Королева. Выше, далеко не всегда попадая в кадр, висит крест, он на орбите уже больше десяти лет. В общем, если посмотреть на историю изменений фотографий с того места, откуда чаще всего проводятся видеообращения, создается ощущение, что экипаж размещает там предметы по своему желанию — там могут быть эмблемы миссий, флаги стран, фотографии, модели кораблей, иконы. А если вы внимательно смотрели фильм выше, то заметили, что в каюте Михаила Корниенко есть маленькая иконка, которая относится к его личным вещам.
Одна из самых свежих фотографий. 12 апреля, та самая стена с фотографиями и астронавт Тим Копра
Что ж делать-то?
Не знаю, к счастью или к сожалению, но космос успешно осваивали люди разных религиозных убеждений, единственным значимым фактором являлся их профессионализм. В книге астронавта Криса Хэдфилда «Руководство астронавта по жизни на Земле» утверждается, что лицезрение космоса лишь подтверждает уже существующие у человека религиозные убеждения, и я склонен с этим согласиться, опираясь на личный опыт. Показывать людям космические красоты может и атеист, и верующий человек, и оба они найдут подтверждение своим взглядам. Серьезно, например, в Киеве уже много лет работает креационистский астроклуб адвентистов седьмого дня, который проводит вечера тротуарной астрономии (интересно, у местных атеистов есть сравнимый ответ?). В то же время, изучение космоса, как и другие достижения науки, уже сделали невозможным буквальное понимание священных книг. Наблюдения Галилеем спутников Юпитера нанесли удар по учению, что Солнце вращается вокруг Земли. Открытые в последние годы экзопланеты стремительно переводят Солнечную систему из уникального в заурядное, что тоже неизбежно бьет по религиозному антропоцентризму.
Для себя я нашел ответ, что делать — популяризация науки, на мой взгляд, приближает эру победившего Разума. Хочется надеяться, что после прочтения этого материала, сетевые атеистические активисты выберут более эффективные способы просвещения, нежели навязшие в зубах мифы об истории космонавтики и несмешные шутки.
По тегу «острые космические вопросы» похожие материалы — женщины и космос, секс в космосе.