Рекламщики сошли с ума? Баннеры VPAID убивают производительность и ресурсы
Рекламщики и маркетологи удивляются: почему это у пользователей настолько популярны блокировщики рекламы? Почему снижается эффективность баннеров? Непорядок. Наверное, реклама недостаточно яркая, слишком незаметная, думают они. Определённо, эту проблему надо решить. А давайте мы встроим видеоплеер прямо в рекламный блок?
Сказано — сделано.
Так в апреле 2012 года на свет появился формат VPAID (Video Player-Ad Interface Definition) — уродливый монстр, которого породила современная индустрия интернет-рекламы. Сегодня формат VPAID популярен как никогда. И настолько же отвратителен.
«Формат VPAID устанавливает общий интерфейс между видеоплеерами и рекламным блоком, обеспечивая насыщенную интерактивную потоковую рекламу», — красочно описывало новый формат Бюро интерактивной рекламы.
Вы наверняка встречали такие баннеры на различных сайтах, куда случайно зашли с отключенным блокировщиком.
Один такой маленький баннер на странице — и браузер начинает заметно подтормаживать, по сети выкачиваются десятки мегабайт трафика. Чем дольше баннер открыт на странице — тем больше запросов он сделает и тем больше выкачает трафика. Он делает эти запросы непрерывно, всё подгружая и подгружая новую информацию.
Один из пользователей (Артём Русаковский с сайта Androidpolice.com) провёл небольшое исследование, как потребляет ресурсы один-единственный баннер VPAID. Он открыл чистую старницу HTML, разместил там тег баннера — и посмотрел, что творится в мониторе сетевых ресурсов, через инструменты разработчика Chrome.
Баннер выглядит как обычная статичная картинка, но на самом деле это скрытый интерфейс к рекламному видеоплееру. В определённый момент времени картинка заменяется на видеопоток, потом опять на статичное изображение, и снова на видеопоток — и так до бесконечности.
За несколько минут, пока открыта страница, баннер выкачал 53 МБ трафика и сделал 5559 запросов. Ещё через пару минут этот показатель вырос до 6140 запросов. Это один-единственный баннер. Без перезагрузки страницы, просто открытая вкладка!
Только представьте, что сделает с вашим смартфоном или планшетом несколько таких баннеров на странице.
«Потоковое видео выполняет для рекламодателей две важные цели при проведении рекламных кампаний с видеороликами: 1) обеспечивает потребителя опыт насыщенной рекламы; 2) получает подробности об управлении воспроизведением видео и взаимодействии пользователя с рекламным блоком, что важно для отчёта о результатах просмотра рекламы», — объясняют специалисты Бюро интерактивной рекламы.
То есть эта дрянь не только пожирает ресурсы, но ещё и следит за вами, собирая ценную статистику для рекламодателя. «Баннеры VPAID — это настоящая раковая опухоль рекламной индустрии», — считает Артём Русаковский.
Что самое обидное, столкнувшись с такой прожорливой рекламой, пользователи винят вовсе не рекламодателя, а владельцев сайта, то есть издателя, который разместил такую рекламу через сеть AdSense. Например, Артём Русаковский указывает на открытый тикет для сайта Androidpolice, в котором один из пользователей жалуется, что главная страница Androidpolice загружает 9,0 МБ данных и делает 276 запросов, при этом полная загрузка занимает 11 секунд.
Конечно же, всё дело в рекламе. При включении AdBlock количество запросов падает до 140.
Обвинения пользователей отчасти справедливы. В принципе, издатель действительно несёт ответственность за весь контент, который размещает у себя на сайте, в том числе за рекламные объявления.
Для справки, при использовании AdSense есть опция отключить показ рекламы в формате VPAID.
Формат VPAID поддерживает рекламная сеть AdSense и другие рекламные сети. Рекламные сети можно понять: их клиенты — рекламодатели. Но по какой причине не все владельцы сайтов отключают этот формат, если имеется такая возможность? То ли они тоже идут на поводу у рекламодателей, то ли по неграмотности, неизвестно.
И стоит ли удивляться теперь, почему у пользователей настолько популярны блокировщики рекламы?
Для многих людей использование блокировщика — это не какая-то гражданская позиция или вопрос экономии трафика, это скорее вопрос гигиены и чистоплотности.
Например, разработчики того же Adblock Plus понимают разницу между нормальной и агрессивной рекламой, поэтому и пытаются как-то расчистить авгиевы конюшни рекламной индустрии с помощью «белого списка» Acceptable Ads. То же самое делает каждый пользователь, который умеет избирательно блокировать рекламу через белые и чёрные списки.
А что ещё нам остаётся?