Реклама CRM: главное — пообещать?
«На заборе тоже написано, а за ним дрова лежат», — пожалуй, лучшая поговорка, которой можно описать рекламу в Интернете. Читаешь одно, а потом узнаёшь, что неправильно прочитал, не так понял и в правом верхнем углу были две звёздочки. Это и есть та самая «голимая» реклама, из-за которой процветает адблок. И даже рекламодатели устают от потока рекламы с недомолвками и уловками. «С меня хватит!», — решила наш маркетолог, которая за 11 лет вникла в пиар и маркетинг в ИТ с самого низа процесса. Она собрала всю рекламу CRM на свои куки и сегодня открытый микрофон достаётся ей — вместе с правом рассказать, что есть что в рекламе CRM-систем, как читать все эти объявления и не попасться в расставленные маркетинговые сети. А может, и себе идеи подсмотрите.
Disclaimer: мнение сотрудника может совпадать, а может не совпадать с мнением компании RegionSoft Developer Studio. Названия компаний заблюрены, все объявления реальны.
Привет, Хабр!
Если бы эти сети были маркетинговые! Они порой просто рассчитаны на то, чтобы заполучить информацию о клиенте (лид), загнав его на лендинг. А дальше можно окучивать, ловить в социальных сетях или просто не перезвонить (как и поступили некоторые герои нашего обзора). Перед тем, как погрузиться в бездну рекламы CRM-систем, давайте определимся, кто эту рекламу даёт и на кого она рассчитана.
Почему вы видите рекламу?
Вы ищете в Google или Яндексе «crm», «купить crm», «что такое crm» и т.д. Поисковик предлагает всем компаниям, у которых есть реклама в Яндекс.Директ или Google Ads (ex-AdWords) поучаствовать в аукционе за право быть вам показанным. В зависимости от размера ставки и CTR объявления вверху и внизу страницы вам выпадает реклама различных CRM (или редко тех, кто умудрился дать другую рекламу по этому слову — безумно дорогая затея) и вы можете по ней кликнуть. Если вы это делаете, вы попадаете в списки ремаркетинга (ретаргетинга) компании-рекламодателя и теперь они будут показывать вам и всем остальным из списка типа ультра персонализированную рекламу на площадках (в контекстно-медийной сети). Если вы не кликаете (и если кликаете тоже), рано радоваться — поисковик вас запомнил и теперь на всех площадках за вами будут бегать разнообразные объявления. Ну то есть ни для кого не секрет, что вы поинтересовались CRM, а значит — игра началась :-)
https://*****.com/ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=type1_search%7Ccid_40424975%7CEkshtein&utm_content=gid_3664236016%7Caid_6926784727%7C15614453365%7C&utm_term=crm%20внедрить&source=zen.yadnex.ru®ion=Нижний%20Новгород_47&device=mobile
https://cloud*****.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=rsy&utm_content=8072165963&utm_term=битрикс%2024%20купить%20лицензию®ion=47®ion_name=Нижний%20Новгород.mobile.Нижний%20Новгород..none&block=none.0&yclid=5954618054675816680
Вот эти UTM-метки знают о вас всё и передают ваш идентификатор в рекламную сеть. Кстати, есть пользователи, которые не кликают по баннеру и не режут его адблоком, они смотрят название компании в рекламе или на баннере и вручную переходят на сайт. Такая паранойя напрасна: сайт всё равно вас запомнит, если вы ходите не через анонимный браузер или VPN.
Но и это не всё. Если вы искали CRM и были залогинены с этого же устройства в Facebook или других соц.сетях, ждите рекламу и там. Ну, а если поискали «crm» в соц.сетях, чтобы, например, посмотреть, что люди пишут, всё — вы в фокусе.
Кто может размещать рекламу?
Все, у кого есть минимальный сайт или лендинг заявленной тематики (бывают и исключения, когда сайт не нужен вовсе, но это частный случай).
- Компания-вендор — сам разработчик CRM-систем, который проводит внедрения напрямую (например, мы даём рекламу RegionSoft CRM именно так). Такие объявления при намётанном глазе можно выделить из общей массы — они имеют сдержанный текст и продуманные картинки в КМС, потому что вендор дорожит репутацией и не рискует размещать что-то, что может нарушить правила Яндекса или ФЗ «О рекламе». Хотя есть «креативные» исключения среди молодых вендоров. Реклама ведёт на официальный сайт или лендинг в том же домене.
- Партнёры, дилеры, дистрибьюторы — компании, аффилированные вендорам, которые стараются транслировать их политику (что не всегда получается). Их реклама более «наглая», сайты нередко — просто визитки или одностраничные лендинги.
- Рефералы — компании, для которых CRM не основная деятельность, но если выгорит, почему бы и не получить процент и деньги за обучение и «внедрение» (читай — простейшую настройку). Чаще всего встречаются в социальных сетях, реклама может вести на лендинг, чат, страницу в соц.сети или просто форму отправки данных. Среди рефералов попадаются инфобизнесмены (ладно, мы на Хабре, можно откровенно — инфоцыгане), к ним мы ещё вернёмся.
На кого реклама рассчитана?
Если бы рекламодатели это знали… :-) На самом деле, конечно, все мы мечтаем, чтобы рекламу смотрели непременно лица принимающие решения (ЛПР), которые увидят рекламное объявление, впечатлятся и свяжутся, оставив точное имя (а не Мой Господин), точную почту (а не hrenvam@iditenah.ru) и точный телефон. Рассчитываем мы, конечно, на них, но понимаем, что попадаем и в студентов с курсовиками (нам однажды написал студент, который хотел взять наши тексты с Хабра в диплом, но при этом заменить название на другую популярную CRM), в сотрудников, которым нужно узнать, что такое CRM и что им предстоит (хотя отчасти именно для них мы ведём блог на Хабре) и просто тех, кто хочет уточнить, что такое CRM.
Исходя из такого расчёта реклама должна быть точной, честной, релевантной запросу и вести на сайт, который может продавать. Вот мы и разберём, какая она и что за ней стоит.
Где можно столкнуться с рекламой CRM-систем?
- Но поиске — в выдаче поисковых систем.
- На сайтах и сервисах — в поисковых партнёрах поисковых сетей (например, Яндекс.Дзен, Погода, Карты или любой другой сайт, подключённый к поисковикам).
- В мобильных приложениях.
- В социальных сетях (реклама размещается в том числе через собственные рекламные кабинеты площадок).
- Ну и хоть речь идёт не о контенте, будучи на Хабре, не могу не упомянуть ещё два вида рекламы, которая отлично работает — это собственно качественный контент (формула простая: от 80% пользы, не более 20% пиара) и баннеры, которые закупаются непосредственно у площадки и размещаются с жёстким таргетом.
Это общая, краткая информация о рекламе, которая бегает за вами в интернете. А теперь самое время перейти к конкретным примерам и разобрать их, чтобы понять, а не лишнего ли нам обещают? А то раскатаешь губу на бесплатную CRM с обучением и учебником в подарок, а потом — плати давай.
А блоги компаний на Хабре — реклама?
Однозначно да, это реклама и PR. Но этот вид продвижения несколько отличается от классических рекламных активностей, это так называемая ситуация win-win. Вы читаете интересные и полезные (не всегда, увы) статьи компании и платите за это просмотром рекламы, а кому нужно — получает важную информацию о продукте. Например, наш блог. Вы гарантированно нигде в русскоязычном сегменте Интернета не найдёте такого количества подробных материалов о CRM — мы фактически выкладываем всё, что знаем сами (исключая кейсы компаний, т.к. там NDA, согласования и нервы). Мы написали 100 статей на Хабре и они все честны, отражают наш опыт, помогают сотням читателей ориентироваться в мире CRM. И нам кажется оправданной реклама внутри таких статей. То же самое можно сказать про примерно 70% блогов компаний на Хабре.
Мы посмотрели рекламу за вас — там чудеса!
Рост продаж и прибыли
Самая большая ложь в рекламе CRM-систем — это разнообразные заявления о том, что CRM-система что-то сделает за вас, что-то у вас увеличит или что вы сможете что-то увеличить благодаря CRM.
Ни один вендор не может гарантировать вам, что после внедрения их CRM-системы ваши продажи вырастут на 10%, в 2 раза, на порядок и т.д. Конечно, автоматизация продаж чаще всего приводит к оптимизации процессов и, как следствие, к росту продаж, но для каждой компании эти показатели строго индивидуальны и зависят от множества факторов. Поэтому, встретив такую рекламу, можете смело спрашивать гарантии и сроки такого роста. А вот про увеличение прибыли написано хитро — до 30% (ну то есть от 0 до 30%), но что делать, если прибыль во время или сразу после внедрения сократится?
Увеличим продажи в 2 раза, увеличим прибыль до 30%. Непропорционально, не находите? Маржинальность продаж упадёт что ли?
Это объявление стало «нулевым пациентом». Именно после него возник замысел этой статьи. Увеличить продажи в несколько раз с качественным ПО — это же беспредельно ложное обещание. Кстати, я оставила заявку, но мне так никто и не перезвонил.
Скромнее, но тоже немало
Вот тут прямо: рост на 40% благодаря внедрению. Откуда они эти цифры берут, интересно?
Нет, не верю. И убеждаться не собираюсь, потому что рост продаж, изменение их качества, среднего чека и цикла продаж очень индивидуально. Ни в коем случае нельзя брать на себя такие обязательства.
Ставки растут, гарантии увеличиваются. Рост прибыли в первый месяц? А если падение за счёт того, что менеджеры будут обучаться и осваиваться в CRM-системе?
Итого
Ни один вендор CRM не может гарантировать рост продаж, тем более в точные сроки и на точный процент. Эффективность внедрения CRM и влияние внедрения на бизнес-показатели определяется огромным количеством факторов, индивидуальных для каждой компании. К тому же, увеличение прибыли может произойти вовсе не за счёт роста продаж, а за счёт оптимизации процессов и снижения операционных издержек.
Внедрение за 15 минут, час, день и т.д.
У нас есть новый замечательный проект — облачный хелпдеск ZEDLine Support. Когда мы внедряем его клиентам или пишем статью на Хабре, мы говорим — старт за 5 минут. И мы отвечаем за то, что старт работы этого сервиса займёт ровно 5 минут с поправкой на скорость соединения. Потому что это простое веб-приложение, в котором вы создаёте анкету для заявок и начинаете работу поддержки ваших клиентов в новом удобном интерфейсе. Вот как он выглядит:
Интерфейс облачного хелпдеска ZEDLine Support. Кстати, можете зарегистрироваться и посмотреть, как настраивается анкета и легко заводятся тикеты — нам самим очень нравится :-)
А вот как выглядит интерфейс CRM-системы и карточка клиента в ней. Как вы считаете, возможно ли её внедрение за 15 минут, час или день? Её первый раз просмотреть и протестировать чисто по функциональности — уже часа 3, и то, если вы знаете, что такое CRM и понимаете, как воспринимать её интерфейс. Но это так, немного иронии. На самом деле, проблема в том, что в рекламе под словом «внедрение» подразумевается всё что угодно: регистрация в системе, первичная настройка, «прогон» с хинтами (подсказками) по интерфейсу и т.д.
Главное окно (рабочий стол) RegionSoft CRM
Карточка клиента RegionSoft CRM
Для обычного человека, который ведёт бизнес и впервые сталкивается с CRM-системой, внедрение — история абстрактная и, скорее всего, выглядит именно как установка системы на ПК или настройка в окне браузера. На самом деле внедрение — сложный, долгосрочный, поэтапный процесс ввода CRM-системы в эксплуатацию. Он включает подготовительный этап (анализ бизнес-процессов, консультации, оптимизацию процессов, формирование и сбор требований), этап собственно установки и обучения, постепенный ввод в эксплуатацию. Чтобы оценить глубину этого процесса, посмотрите на схему, которую мы разработали:
Качайте и распечатывайте схему — в ней подробный план, а точнее полный алгоритм внедрения CRM-системы (загрузка начнётся сразу, без вирусов). Если останутся вопросы, читайте подробности о схеме.
Освоение CRM — отдельная тема, и оно тоже не может занимать 15 минут. Сперва сотрудник погружается в интерфейс, изучает основные функции, затем вносит данные и учится использовать модули, затем осваивается с настройками и мастерами настроек (например, калькуляторов и бизнес-процессов), строит отчёты, учится пользоваться почтой и телефонией в CRM, взаимодействует с коллегами. В ходе освоения CRM-системы пользователи знакомятся с документацией к ПО, которая у настоящего, опытного вендора занимает не пару хинтов и не три листа. Она представляет собой большой проработанный мануал на несколько сотен страниц — за 15 минут прочитать точно не получится, не то что освоить. Например, мануал по нашей RegionSoft CRM 7.0 занимает 300 листов — можете скачать и посмотреть, он знакомит с CRM максимально подробно.
Если освоение CRM занимает 15 минут, это не CRM-система, а контакт-менеджер
Эти ребята едва ли не рекордсмены по обещаниям. «CRM нового поколения» (от нового поколения там только то, что она, видимо, разработана представителями нового поколения) понятна с первого взгляда и не требует обучения — так утверждает лендинг. С одной стороны, эта система не так уж и проста, с другой — какая же это автоматизация хотя бы продаж (не говоря уж об оперативной работе!), если она не требует обучения.
Собственно, вот она и истина — «базовое внедрение». По сути настройка web-приложения и допуск сотрудников в него. После этого начинается «небазовое», как правило, у большинства вендоров платное. Тоже лукавство, но выглядит честнее перечисленных выше примеров.
Точно. Но это не точно :-)
CRM напишут прямо для вас, под заказ
На этом месте у меня начал дёргаться правый глаз и одолели воспоминания о том, как один из моих первых руководителей компании среднего бизнеса предлагал не заморачиваться покупкой CRM, а написать свою CRM на коленке. Писать начали — уже нет компании, а система так и не была написана. Потому что это нереально. Реально написать простое решение, которое будет хранить информацию о клиентах и сделках, выводить отчёты и слать напоминания из базового календаря. Это не CRM-система, хотя так и называется. Разработка нормальной, приемлемой для работы и автоматизации CRM занимает несколько лет и стоит несколько миллионов рублей. Зачем вам это, когда есть десятки готовых решений на любой вкус и даже на любой бюджет?
Если вы посмотрите сайты компаний, предлагающих разработку CRM-систем, то увидите, что интерфейсы похожи, схожа и архитектура. Дело в том, что сейчас есть фреймворк Symfony (PHP), на котором эти CRM и пишутся — это самый популярный вариант. Хотя есть решения и на Laravel и даже на Yii. Ну и к тому же есть опенсорсные проекты, которые легко превращают в коммерческие, не форкая, а просто повторяя часть кода.
Проблема в том, что вы получите CRM с приемлемым интерфейсом, вас всё устроит, но по ходу использования вылезет такое количество ошибок, багов, проблем, дыр в безопасности и т.д., что единственное, что вам захочется — бросить CRM и купить готовое решение (протестированное, с поддержкой, отточенными функциями и лучшими практиками на борту).
Процесс изготовления CRM страшно представить. Волнуют вопросы, есть ли обжиг или, к примеру, хонингование? А вдруг там крекинг?
Иногда под «напишем» имеется ввиду стандартная вендорская CRM, которую партнёр дорабатывает или конфигурирует под ваши требования —, но это не значит, что CRM «написана» под вас, она доработана и переделана под вас.
Это уже совсем фантастика. Если с web-CRM ещё что-то можно сотворить, то разработка под Windows — это сложно, долго, дорого. И бестолково, когда есть хорошие решения с подтверждённым опытом внедрений, историей провалов и успехов и со стабильными версиями.
Я два раза не повторяю, не повторяю. Интересно попросить соблюсти сроки хотя бы в полгода.
Не платят все!
Сразу оговорюсь, речь идёт о бесплатном тарифе, когда все остальные платны, open source мы сейчас не рассматриваем. Бесплатность — едва ли не самый распространённый маркетинговый инструмент. Расчёт простой: познакомить пользователя с CRM-системой ближе, привязать его и затем уже вывести на платную подписку. Выделю несколько типов бесплатности.
- Бесплатная CRM — по сути демо-версия с ограниченным сроком действия (чаще 14 дней, реже — 30). Вы её изучаете, вносите первые сделки, тестируете, оставляете свои данные. После этого происходит честное общение на предмет покупки.
- Бесплатная CRM старого релиза — пользователю доступна CRM с ограничениями или без, но старого релиза (смотрите номер текущей версии и бесплатной версии). Как правило, поставляется как есть (as is), не поддерживается и годится для предпринимателей-одиночек для базового учёта клиентов и сделок. Легаси есть легаси, ничего хорошего.
- Бесплатная CRM с ограничениями сроков, пользователей, функциональности, дискового пространства и т.д. — вроде как «полноценная» CRM навсегда. Самая заманчивая ловушка: вы начинаете ею активно пользоваться, вносите данные, и через 3–5 месяцев вам начинает чего-то не хватать, и это что-то обнаруживается в платной версии. Данные бросать жалко, менять CRM и выбирать снова уже лень, вы просто переходите на платную подписку.
В принципе, в этом нет ничего плохого — обязательно узнавайте полные ограничения, уточняйте сроки действия бесплатного тарифа. Пользуясь случаем, напомню: бесплатный сыр только в мышеловке.
Здесь и бесплатная, и взлёт продаж за 15 дней. Стоит ли искать дальше?
CRM простая, бесплатная продажи повышающая
Это вот особый случай. Попробуйте понять, что здесь не так, не заглядывая в подпись под картинкой.
В итоге не бесплатная. Знаете, почему? Потому что «внедрение за 0», т.е. настройка будет бесплатной и час обучения, про лицензии/подключения никто не говорил. Зато ещё один не очень честный приёмчик «Только 1 день!» Конечно, не один, я неделю эту рекламу ловила (подозреваю, это ретаргетинг.
Та же история: 7500 вместо 20 000, а то и за ноль — за внедрение. Что в него входит — хз.
Сто мильонов клиентов
Как происходит покупка программного обеспечения? Сперва потенциальный пользователь регистрируется на сайте и получает доступ к бесплатной или демо-версии, тестирует и уже потом принимает решение о покупке. В клиенты конвертируются далеко не все лиды. Но, в принципе, никто не мешает компании называть клиентом каждого, кто оставил данные на сайте. Собственно, поэтому клиентов можно считать по зарегистрированным лидам, можно по первой оплате (при хорошем раскладе примерно в 8–10 раз меньше), можно по постоянным клиентам (как правило, ниже 10%). Но для маркетинга все средства хороши, поэтому на рынке есть компании с миллионами клиентов. В принципе, это показатель уровня компании, но слепо верить цифрам не стоит.
Здесь всё прекрасно — и идеальный порядок в продажах, и 15 000 клиентов. Диву даёшься: откуда при таких упорядоченных продажах те жуткие отделы продаж компаний, в которые обращаешься…
К слову, в одном из рекламных материалов партнёров этой же компании значится цифра не 5 млн., а 2 млн., 2017 год. Неплохо бы синхронизировать рекламные шаблоны.
Ещё есть версия «за 0 рублей покажем CRM» — чистой воды уловка. Все приличные вендоры проводят онлайн демонстрацию CRM-системы абсолютно бесплатно, в этом нет никакого преимущества.
Прочая магия
Когда создаёшь рекламные объявления для Директа, рано или поздно креатив цинично начинает рваться наружу и хочется писать что-то вроде «RegionSoft CRM — держим рынок 15 лет» или «Гипер CRM для вашего очешуительного бизнеса». Эти объявления плохие: они не несут никакой информационной нагрузки. Однако выделяться как-то нужно — что некоторые компании, работающие с CRM-системами, и делают.
Например, выдают обычные вещи за свои конкурентные преимущества или обыгрывают факты, которых по сути у конкретной CRM и нет.
Уже почти все и давно говорят, все прайсы открыты без регистрации. Ну, а тут всё просто: хочешь за CRM х рублей, назначаешь цену х + 3000, даёшь объявление. Маркетинг организации, 1 курс. А на самом деле, эти ребята как раз те, кто предлагает вам получить прайс за ответ на 3 вопроса, а не перейти по прямой ссылке на сайт — тем самым они получат о вас больше информации. Хитро, и в принципе не особо очевидно для неискушённого пользователя.
Ну это классика жанра: «не покупайте CRM, пока не посмотрите нашу». Кликбейт чистой воды.
За этой рекламой нет ERP-системы, мы проверяли, но опять же — никто не мешает таковыми называться. А выглядит и звучит солидно, как два в одном.
Кстати, о ERP, точнее, о не совсем честном содержимом того, что находится за кликом по объявлению. Бывает, что предлагают отраслевые CRM —, а на самом деле, вы получаете демо-доступ к одной и той же CRM-системе, а ваше указание отраслевой принадлежности помогает менеджеру по продажам выбрать наиболее подходящий скрипт для общения с вами. За время тестов попалась одна компания прямо с каноническим подходом: объявление даётся по «CRM для…», на сайте список отраслей, а по сути ты регистрируешься в одном и том же интерфейсе — даже сущности и справочники ради приличия не именованы под отрасль.
Кстати, конкретно юристы к CRM относятся с прохладцей по ряду причин, включая безопасность. Не говоря уже о том, что у них нет десятков бизнес-задач, там весьма специфические процессы, и они предпочитают сочетать Excel и стеллажи с бумажными архивами.
ТОП-3 компаний РФ — тоже большой вопрос (ТОП-3 среди всех — вряд ли, ТОП-3 CRM — нет же, ТОП-3 какого-то класса партнёров вендора — всего скорей).
Ну и конечно, куда без роботов, нейросетей и искусственного интеллекта! Опять же, дело в определениях этих понятий. Сперва давайте определимся с роботами. Роботы есть в большинстве серьёзных CRM-систем, но не все догадались так их назвать. В большинстве случаев роботы в CRM — это программные триггеры, которые вызывают событие. Например, вы создали сделку, поставили себе задачу на звонок через три дня — за день, за час и за 15 минут до звонка вам поступит напоминание. Это по сути и есть робот, не человек же. Есть более сложные роботы: которые запускают и переводят с этапа на этап бизнес-процессы, звонят, делают бэкапы и синхронизации ночью по расписанию и проч. Никакой научной фантастики — обычный программный код (ну ладно, не обычный — хороший, продуманный программный код).
Справедливое объявление, роботы на месте, рутиной занимаются. Но всё же робот — это скорее маркетинговое название, пусть оно не производит на вас WOW-эффект и не берёт за душу за кошелёк.
С нейросетями и искусственным интеллектом дела обстоят сложнее. Действительно, в мире и в России есть несколько CRM-систем, в которых используются эти технологии, и это замечательно с точки зрения разработки и инженерного интереса. И вполне замечательно с точки зрения очень большой компании: на основе анализа закрытых сделок и/или поведенческих паттернов клиентов предсказывается результат отношений с новым клиентом (Например, вы продаёте канцелярку и расходники для офиса по всей России и давно заметили, что юристы покупают много офисной бумаги — вам для этого не нужен ИИ. Но после 3–4 тыс. закрытых сделок вы замечаете, что юристы (с бумагой), покупающие больше мыла и полотенец на сотрудника, покупают ещё больше конфет и чая. Вы это не увидите, а ИИ просчитает. Это те компании, которые принимают клиентов у себя в офисе, и им можно предложить что-то специфическое —, но до этого вы уже дойдёте своим умом, ИИ всего лишь порекомендует новым клиентам с большим объёмом бумаги и моющих средств предложить ещё и конфетки). Так вот, если у вас небольшой объём закрытых сделок (менее 3–4 тыс. сделок минимум), то вам такая CRM как программный комплекс с искусственным интеллектом бесполезна: ему будет не на чем обучаться, не хватит данных (ну то есть не из чего делать вывод о вероятности наступления события). Не ведитесь на красивые термины!
Нарушение ФЗ «О рекламе»
Для начала цитата из ФЗ «О рекламе» (ст. 5):
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
Сюда относится превосходная степень (лучшая, сильнейшая, самая быстрая и т.д.), применяемая к товару, если нет доказательств приведённого утверждения (Forrester признал Ромашка CRM лучшей по быстродействию); здесь же — всё, что связано с «номер 1». Такие объявления — неуважение к конкурентам и пользователям. На них можно смело жаловаться Яндексу/Google и в ФАС. Впрочем, мы этого делать не будем — разве так поступают с исследовательскими образцами :-)
Кто сказал, что лучшая? По мнению кого она такая?
Номер 1 и это совсем не номер 1, даже из тех, кого мы с вами слышим чаще всего. Кстати, 100% надёжность тоже так себе заявление — даже у супер отказоустойчивых серверов 99.6–99.9%. А здесь внешнее облако с данными, бэкапы, само приложение, пинг…
Однако некоторые вендоры имеют право заявлять, что они номер один. Например, можно заказать платное исследование (примерно от 1–1,5 млн. руб.) в разрезе узкой отраслевой сферы и там получить №1 по какому-то критерию (указывать детали под звёздочкой на сайте). Вам как пользователю от этого вроде не жарко и не холодно, но, во-первых, вы можете легко доверить №1, во-вторых, стоимость таких исследований ляжет на ваши плечи посредством роста стоимости программного обеспечения.
Мистические совпадения
В этом объявлении нет ничего особенного, перечисление функциональности CRM. Всё бы ничего, если бы это не было рекламное объявление… как у RegionSoft CRM, буковка в буковку, но при этом совершенно другой системы. При этом это наше довольно старое объявление, которым я горжусь — очень ёмко удалось высказать мысль о функциональных возможностях.
Вот реклама некой партнёрской компании одной из известных CRM:
А вот скриншот из интерфейса нашего Яндекс.Директа с этим самым текстом:
Сложно предположить, что это совпадение, тем более, что в продвигаемой компанией-партнёром CRM-системе нет ни бизнес-процессов, ни KPI (и это не хорошо и не плохо — просто у них своя философия CRM, у нас — своя философия, в которой есть место сложной системе KPI, бизнес-процессам и другим бизнес-наворотам).
Инфобизнес
Крупные CRM-системы стремятся выстроить свою партнёрскую сеть и поэтому делают вхождение в ряды дистрибьюторов максимально простым, а иногда даже предлагают эксклюзивные условия для коучей, бизнес-тренеров, которые нередко являются инфобизнесменами. Поэтому будьте готовы заплатить деньги тренеру по продажам или тимбилдингу, и за эти же деньги получить рекламу CRM-системы и дальнейшее её навязывание в агрессивной форме.
Есть и другие способы: инфобизнесмены продают книги и методички о CRM, предлагают вам чек-листы в обмен на данные, по которым вам потом будут что делать? Правильно — продавать CRM-систему. Впрочем, часто регламенты, чек-листы и проч. супер важные файлы вам вышлют бесплатно, но опять же — в обмен на ваши телефон и e-mail.
Из того, что я отловила за время исследования, мне прислали: 2 чек-листа, методичку за авторством Капитана Очевидности, требовали по телефону подробности о моей компании в обмен на чеклист и — вишенка на торте — прислали полный мануал к известной российской CRM за 2017 год.
Нет, друзья, выслать что-то в 2019 году в обмен на данные пользователя — это не дарим, это по сути продаём. И к этому нужно относиться ответственно.
Один из шедевров инфобиза, который пришёл ко мне по CRM-запросам, но так и не пролил свет на автоматизацию. С окончанием минут и вечным счётчиком — уже давно неактуальный инструмент, ну, а PDF, которых осталось всего 3… На складе закончились что ли? Почему никто из CRM-щиков не догадался использовать формулу «Осталось всего 1043 74 лицензии»?! :-)
И даже не CRM
Бывает, что вместо CRM попадается что-то другое по своей логике и назначению: мне так попались два хелпдеска, один тренер по продажам, две маркетинговых системы и кучка IP-телефонии всех мастей и видов. Ниже — самый неузнаваемый и безобидный из примеров:
Эту статью я готовила достаточно долго (чтобы собрать рекламу и попасть в списки ремаркетинга, ретаргетинга и т.д.). За это время я узнала причину такого позиционирования — один из хелпдесков решил по некоторым причинам примкнуть к стану простых CRM-систем, о чём и было сообщено в Facebook. Тем не менее, это больше мини-хелпдеск, чем CRM, но поскольку отраслевого стандарта как такового нет, каждый волен называться, как он считает нужным.
Это вот тоже совсем не CRM, а коннектор для соединения (интеграцией это назвать можно с натяжкой) кучи разных сервисов. В общем, грубо говоря, костыль-коннектор для зоопарка корпоративного ПО.
К слову, за время теста (около полутора месяцев) за мной носились объявления лидогенераторов, различного ПО а-ля контакт-менеджер, бизнес-тренеров и коучей, курсов продажников и проч. Так что на каждого бедолагу, ищущего CRM, открыт сезон охоты. В каких-то других сферах так же (попробуйте начать выбирать автомобиль или автошколу), в каких-то получше (как правило для специализированных товаров и услуг).
А теперь вот в Инстаграме приходят такие подписчики, как на оповещении ниже.
Babki идут. Где CRM — там и babki.
А как у них?
Пять лет назад я продвигала софт, который прикидывался CRM, на международном рынке (это была другая компания, не РегионСофт). И я заметила, что отношение к CRM-системам за рубежом (Западная Европа и США) совершенно другое: это нужный рабочий софт, к которому есть требования и который обязательно должен быть. Никто не обвиняет компании в навязывании, все интересуются возможностями новинок, малый бизнес активен и открыт к общению.
Поэтому объявления скучные, без огонька. То ли дело у нас!