Реалии инвестиционного рынка в стартапы
Нам всем прекрасно известно правило, которое гласит: «Тебе не следует брать чужие деньги, если ты не сможешь использовать их с пользой». Где под последним понимается не покупка квартиры и Range Rover’а, а вложение в будущую прибыль.На днях вышла новая серия South Park’а, в которой в саркастической форме показали позицию молодых людей к такому важному шагу, как инвестиции в стартап. Если быть конкретным, то она выражается такими словами: «Нам платят деньги за то, что мы «ничего» не делаем. Мы просто имеем красивое имя». И это категорически неправильно.
Цели венчурных компанийПорой в IT-сфере складывается такое ощущение, что инвесторов больше, чем желающих создать свой стартап. Но мы же знаем, что это чистая ложь. И такая иллюзия появляется вследствие целенаправленной работы ограниченного числа компаний, каким бы именем и названием они себя не именовали.Подобная организация деятельности была унаследована из профессионального спорта, где для воспитания одного олимпийского чемпиона требуется порядка 40000 единиц начального материала, который фильтруется этап за этапом. Ведь каждому внушают уверенность, что именно он, тратя лучшие годы своей жизни, сможет встать на пьедестал с золотой медалью. А потом неожиданно появляются серьезные травмы и хронические болезни, и он больше никому не нужен.
Вас учат говорить правильные вещи, вам показывают какую-то часть информации и подготавливают к сдаче экзамена в конце этапа. Далее жестко проводят отбор и переводят сеяную группу дальше, где опять готовят к сдаче экзамена. И так пока не останутся люди, которые нужны инвестору для его целей.
Помимо хорошей идеи, инвестиционные компании занимаются и куда более приземленной задачей, а именно HR-менеджментом. Для обслуживания одного «чемпиона» требуется множество специалистов, порой не менее выдающихся и решительных. И нет более эффективного способа заполучить их, нежели перепрофилировать их из «неудачных» стартапов для своего бизнеса. Вы же слышали истории, когда стартапы изначально готовили для последующего потрошения, не правда ли?
И вся эту игру заворачивают в романтичную и утонченную конфету, под названием «Инвестиции в стартап», где каждый может изменить мир. Куда собственно и бежит «юноша бледный со взором горящим».
Собственная игра Какими бы дружественными и позитивными не были отношения между владельцем идеи (проекта) и инвестором, необходимо четко понимать ситуацию и не забывать отстаивать свои интересы. Это является залогом, как успешного сотрудничества, так, как это не было бы странно, но и получения инвестиций.Типы стартаперов, которые, нам самом деле, нужны инвесторам.Бизнес школа. К сожалению, среди нас не так много профессиональных основателей, которые учились управлению денежными потоками и работе с инвесторами. И под последним имеется в виду не те показатели окупаемости проекта, договорной базы и выхода инвестора из проекта, которым постоянно учат нас сами инвесторы. А куда более тонкое понимание меты самих инвестиций.
Про таких людей говорят так: «Вы — хороший человек, но с Вами трудно сотрудничать». И заключается все в том, что человек знает и умеет получить от инвестора не меньше, чем тратит на проект сам как в денежном эквиваленте, так и в физическом.
Таких стартаперов не очень любят, но по возможности стараются перевести в собственные компании на управляющие позиции.
Своя компания. Самыми желанными «стартаперами» для инвестиций являются команды, которые имеют рабочий проект на уровне самоокупаемости и выше, отлично знающие конъюнктуру своего рынка, свои потребности. Они легко отвечают на самые важные для инвесторов вопросы и знают смету для инвестиций.Т.е. допустим у Вас есть компания, которая занимается оптовыми поставками продукции для суши-баров по всей России. Вы являетесь одной из десяти компаний, которые претендуют на моральное лидерство в данном сегменте. Но Вы хотите выйти в фактические лидеры.
Вы запрашиваете инвестиции для создания веб-сервиса по бронированию оптовых закупок (разбитие карго на паи), чтобы снизить расходы на менеджеров по продажам, автоматизировать бизнес-процессы и привлечь малый сегмент рынка (одиночные суши-бары).
Вы знаете рынок, вы имеете клиентов, вы знаете своих конкурентов и возможности своего рынка. А инвестиции нужны для конкретной цели, в данном случае завоеванию сегмента малых клиентов. Для таких проектов вопрос поиска инвестора обычно не сложен.
«Дочерняя компания». Нередки случаи, когда крупные компании финансируют проекты, которые в перспективе им нужны самим. Т.е. компаниям дешевле и надежней для своего имиджа войти в несколько стартапов, а в случае успеха полностью их выкупить. Это, конечно, не является венчурными инвестициями, но инвесторы плотно работают с такими ребятами.
Основной рынок предложений стартапов Главными соискателями инвестиций являются люди, которые не имеют четкого понимания бизнеса, а также не вошли своими деньгами в бизнес. И дело заключается не в том, что им инвестиции получить трудно, а в том, что им их получать совершенно не нужно. Хотя, поддавшись общей «истерии успеха», они этого не видят.Поэтому, ребята, если Вы не являетесь одним из трех типов стартаперов, которыми интересуются инвесторы, Вам не стоит тратить свое бесценное время на поиск инвестора. Либо Вы найдете мошенническое предложение, которое оставит Вас без штанов, либо Вы скоро потеряете радость жизни от постоянного слова «Нет».На заметку
Совсем недавно на одном силиконовом сайте опубликовали разбор заявок от некого фонда, где представитель компании фактически «окунал» людей с их заявками. Но на странице самого фонда была фраза по олимпийской системе: «Вы нужны нам». #rvchabr