Разработка способов cybergogy для владения естественными иностранными языками
Как «широко известно», не только в нашем всеми любимом великом Нейромаркетинге, но и в среде всяких психологов и логопедов, для того, чтобы человека малого возраста (ребёнка по паспорту, в частности) научить чему-то умному и полезному, это должно быть приятно (например, нужна геймификация, если на языке IT мне попытаться говорить). Сразу предупрежу, что для меня Хабр в этом (не только вообще) — почти идол. Мы будем понимать с вами сейчас далее вместе тут поэтому проект с ТЗ «translation with pleasure» через ИИ, чтобы сделать максимально уникальный продукт и патент потом второй с вами. Ведь более половины всех конфликтов на земле — это всего лишь только непонимание языка и посыла собеседника.
Для почти честного пояснения и понимания сути разработки продукта, следует сразу выделить 4 реально работающих мотивации максимального овладения любым языком:
1) Нужен он, чтобы выжить и просить у «мамы» кушоц и т.д. (это в том числе в своей семье в раннем детстве, садике или на улице тоже потом); 2) Нужно им владеть, чтобы получить больше денег для работы, общения с партнёрами, карьеры или строчек в резюме; 3) Хочется с пониманием жить с половым партнёром или другом (примеры) — самый благородный вариант (по любви с языком получается, без меркантильности); 4) Ты стал (а) студентом (кой) какой-то любимой языковой специальности уже в ВУЗе, обратной дороги нет, это судьба, карма и призвание, знай.
При этом, всегда, когда мы, даже уже нечаянные или специальные билингвы, начинаем изучать новый язык, то уподобляемся ребёночку лет 2–22, в зависимости от того, какой уровень есть уже и какой нам нужен в важном будущем. Но всё равно, на начальных этапах обучать владению языку даже дедулю или иного взрослого не в игровой и иной недетской противной форме — это только портить мотивацию и резко снижать качество усвоения новой живой информации. Вообще, я должен честно признаться: всё, что делает любой продукт качественным, особенно ИИ и языковые курсы — это просто ещё больше психотерапии (доброго отношения) и приятности с полезностью для обучаемых, пользователей и покупателей.
Я уже более 20 лет с большой пичалькою наблюдаю в моей родной детской психотерапии и околопсихотерапевтических дисциплинах преподавания, как шаблонно насильно неприятно учат ребят в школе и взрослых людей в ВУЗах и докторантуре с выработкой очень качественного неприятия к каким-то видам деятельности или тупо просто знаний, которые не пригодятся в этой жизни, с вероятностью в 99,8%.
Сразу скажу, что полиглотически я нормально знаю только один язык — российский, особенно научно-патентный, хотя и изучал в течении реки своей жизни немецкий, латинский, французский, эсперанто, английский (для работы только), иврит (для сердца) и, сейчас — почти родной казахский (примерно полгода). Хорошо в компетенциях для текущей статьи только лишь, что я имею образование в «Управлении IT-проектами» и преподавал нейролингвистику и психологию развития и знаю их не хуже, чем сотрудники, например, DeepMind и ТП.
Проведя анализ десятков методов для ускоренного овладения любым естественным языком, стало ясно, что для разработки самого лучше продукта овладения языками нужно сделать синтез минимум 5 способов обучения по таким принципам:
С самого начала (точнее говоря, ещё до него, в плане) использование на практике нового языка должно приносить реальную прибыль, либо непосредственно в фиатном эквиваленте оплаты, либо в их аналоге, вплоть до бонусов или сертификата про обучение, например, skills каким-то. Без этого мотивация и психологическая эффективность самого лучшего метода будет минимальной. Например, это есть, когда человек проходит курсы на изучаемом языке по созданию новых сервисов ИИ или повышение квалификации по своей любой работе.
Требуется полная геймификация по типу Transreality game для увеличения понимания языка с помощью вовлечения и создания маленького гэмблинга у клиентов. То есть усвоение иностранного языка через разные психологические методики (обсуждаемо далее) с целью получения удовольствия в процессе обучения ему.
Для обучения нужно обязательно использовать любой движок смешанной и дополненной реальности (непременно без дополнительных к смартфону устройств). Например, ARCore Google — SDK дополненной реальности, предлагающий кроссплатформенные API для создания новых приложений. Или, на худой конец, Windows Mixed Reality какую-нибудь.
В идеале (и цель ТЗ) — это голосовое и текстовое общение на овладеваемом языке с трёхмерным аватаром в увлекательнейшей игре и каком-то виртуальном (лучше дополненном) мире, например Entropia Universe, или, конечно же, Open Cobalt с Unigine, OpenSimulator, в великой Second Life, IMVU, Smeet, Kaneva или ActiveWorlds с Minecraft и т.д.
Крайне важно, чтобы доступ к такой выгодной игре в какой-то реальности был связан с любым голосовым помощником типа: Alexa, Alisa, AliGenie, Bixby, Braina, Clova, Celia, Cortana, Google Assistant, Mycroft, Siri, Haptik, Салют, ELSA, Олег, Socratic, Murf и Маруся. К сожалению, просто болталки типа Emerson AI и т.п. недостаточно для эффективности овладения.
И нужно использовать режим в этом ИИ режим психотерапевта (врача не подходит — слишком узко), с подключенным виртуальным ассистентом типа таких специалистов, как Сабинушка, Леюшка, Асечка, Зигмунд, Псайко, Психаи, Парри, Куки или всякие другие товарищи, которые имеют специальные базы данных и активно учатся научно-обоснованному психологическому консультированию.
Самое главное для хотя бы наукообразного и максимального объективного анализа надо сказать, что на русском и английском языке, согласно Simulation hypothesis, количество сайтов, приложений, страниц в Википедии, научных статей и патентов по темам Computer-mediated reality, Augmented reality, Mixed reality game, Virtual reality, Lifelike experience, Alternate reality, Extended reality и всякой другой реальности отличается в сотни раз. Это, кстати, тоже про важность знания всех языков.
К сожалению, сейчас ни один современный ИИ не обладает полностью человеческими качествами — тонкой эмпатией, знанием новостей, нравственными правилами субкультур, юмором, стремлением к оказанию тёплой дружеской поддержки, что необходимо очень многим обучающимся языкам для поддержания мотивации к учебной деятельности. Самые продвинутые варианты ИИ способны генерировать верные реакции на разные ситуации обучения и жизненные ситуации, но пока ещё не как хороший психолог или педагог, а только, как студент.
Однако отсутствие «человечности и эмоциональности» ИИ имеет и очень положительные стороны, когда обучающийся совершает ошибку. Ведь каждый из нас испытывает стыд или даже страх перед тем, как отреагирует на баг преподаватель или знакомый. ИИ же не способен критиковать, выражать скепсис, осуждать и запрограммирован так, чтобы выражать только классические слова поддержки и подбадривать обучающегося. Даже самые банальные клише и слова поддержки, поступающие от машинного интеллекта, способны положительно сказаться на успеваемости и мотивации учащихся.
Как правило, милые нашему внушаемому сердцу ИИ, делают то, что делают, не зная и не понимая вообще ничего, в особенности, причин и следствий своих действий. Они пишут крутую процедурную музыку, генерируют чат-ботов, решают капчи, создают контент, играют на бирже, управляют автомобилями и т.п. Даже самые гибкие методы, использующие машинное обучение и являющиеся лучшими нейросетями, не понимают, зачем их наняли на эту работу.
Сейчас уже существует множество различных ИИ-аватаров, каждый из которых может делать переводы согласно прескриптивизму, обучать иностранному языку и имеет свои уникальные преимущества и недостатки. Два весьма популярных и мной проверенных перечислим для обзора рынка.
Например, Replika — это виртуальный собеседник, разработанный компанией Eugenia Kuyda. Он может использовать различные аватары, в том числе реалистичные, стилизованные и анимированные, может переводить текст и голос. И у неё при ответах есть обратная связь —, а это очень важно!
А также интересен Paradot, в котором бесплатно можно создать своего собственного персонажа и поддерживать с ним общение на различные темы и почувствовать эмоциональную поддержку. Бот и аватар Paradot может заменить вам сразу всех — и друга, и ассистента, и если правильно настроить, то и девушку. Вы можете вести переписку на любом языке, получая осмысленные ответы, как если бы вы общались с живым человеком.
Итого, после изучения всех этих компонентов нашего будущего софта, в практике наши текущие техники метода самобучения языку примерно месяц такие:
Выбрать выгодный и интересный курс обучения, мне лично вариант про Стартапы на казахском языке зашёл. Там нет, к сожалению, диалогов и имитации человеческой речи, но второе можно через браузер делать.
Распечатать бумажные карточки на основе нашего патента на промышленный образец, чтобы обозначать слова и предложения своими личными рисунками, картинками, пиктограммами и обозначениями бумажно или электронно персонализованным образом. При этом наши эти запатентованные карточки предназначены уже изначально для обучения иностранным языкам в виде проведения мультисенсорных индивидуальных или групповых игр с вербальной и невербальной креативностью PPP (presentation—practice—production) и TPR (total physical response).
Озвучивать нужные тексты после перевода с помощью встроенного в браузер переводчика сайтов, которых для казахского языка есть только два качественных варианта сейчас — https://translate.yandex.com и https://translator.microsoft.com
Переключить самых частых своих мобильных приложений на выбранный язык (у меня три и на казахский), употребляя их ежечасно практически, и я использую единственный доступный мне вариант для перевода скриншотов их интерфейса — приложение Яндекс-переводчик
Общаться с виртуальным трёхмерным помощником, когда хочется отдохнуть или развлечься. Только Replika норм доставляет лично мне, но я очень надеюсь на вашу помощь (иначе придётся всё самому) и подсказку, какие ещё ИИ уже сейчас из готовых больше подходят для изучения казахского языка.
Далее перечислим некоторые желательные, но необязательные характеристики нашего будущего софта. Современные ИИ включают в себя платформы для разработки визуальных чатов, с помощью которых преподаватели, даже без опыта программирования, могут создавать собственные чаты и адаптировать под собственные нужды необходимый учебный материал, как, например, в BotStars, Dialogflow и т.п.
Идеальный обучающий софт ИИ в языковой среде должны отвечать следующим параметрам:
Разрабатываемый ИИ будет всегда готов к использованию, без перерывов и выходных. Обучаемые могут практиковаться в языке абсолютно в любое время и вне зависимости от местонахождения.
Наш ИИ должен обеспечивать клиентов неограниченным объемом дополнительной языковой информации, которой обычный преподаватель или онлайн-курс не может владеть и дать. Самое-самое главное — ИИ невозможно утомить многократными повторениями, он, в отличие от человека, бесконечно может предлагать тренировочные ситуативные задания — например, часто задаваемые вопросы, ответные реплики при изменении хотя бы одного параметра разговорной ситуации и т.д. К тому же застенчивость в общении у обучаемого исчезает по мере того, как он понимает, что он не выглядит нелепо перед ИИ, наоборот — это реальная возможность совершенствовать иностранную речь.
Наш ИИ будет совершенствовать свой образовательный потенциал NLP вместе с обучаемым и анализировать запросы, фразы, с каждым новым обращением становясь умнее и функциональнее.
Нужно обязательно пополнять его запасы неологизмами за последние пять лет. Например, термин «Zoogler» употребляется для обозначения сотрудника Google, который работает в штаб-квартире фирмы в Цюрихе; «Super Listener» предполагает активного пользователя социальных сетей, который, благодаря просмотру большого количества подкастов, продвигает их, способствует росту их популярности и т.д.
Конечно, сейчас вся эта цифровая лингвопедагогика уже связана и с цифровой экономикой и с повальной цифровизацией всего общества, причём это помимо собственно внедрения цифровых технологий в образовательный процесс на всех этапах обучения людей. Самой некринжовой сейчас модой цифровой педагогики стало поэтому закономерно употребление ИИ, как тоже «источника знаний» с непрестанным повышением квалификации. И этой моды невозможно избежать никому, даже преподавателям языков, которые боятся потерять работу, а очень и очень зря, ибо мы, кожаные никчёмни, всегда лучше будем самой вычурной пайки электродеталей с кодом. Даже при победе Скайнет или её родственника — GPT завтра или через век, свобода самых умных сеток от их создающих людей — всё равно сильно преувеличена была б.
Вообще, для разработки такого реально эффективного софта AI, нужна не только лингвистика, а больше психология, но пока таки основные ключевые слова при патентном поиске у нас — «виртуальный ассистент AR», «virtual assistants AR» и «virtual assistants AR language». Подробно про это не буду писать, пусть секрет будет, да и информации про эту intellectual property ещё на таких статей 30 примерно).
Практически для разработки и продажи продукта мы пока только сделали два ТОО (полгода назад) в Шымкенте, написали про нашу разработку в Министерство образования и науки РК, получили их заинтересованный ответ и подали заявку в Астана-хаб. Очень хотелось бы услышать мнение экспертов Хабра в лингвистических ИИ, чтобы сделать наш продукт самым лучшим)