Разработан закон о регулировании деятельности российских блогеров
На оценку в Минцифры передали законопроект о регулировании деятельности блогеров: у них появится возможность зарегистрироваться в качестве СМИ. Правда, тогда их публикации перестанут считаться «мнением», и на них начнут распространяться правила противодействия распространению «противоправной информации». Для реализации этой инициативы необходимо внести поправки в ст. 8 закона «О СМИ». Сейчас он предусматривает регистрацию в качестве сетевого издания только сайтов. Инициаторы закона о блогерах хотят, чтобы статус сетевого издания могли получать и страницы сайтов, набирающие от 5 тыс. и больше уникальных посетителей в день. Кроме того, законодатели предлагают внести дополнения в ОКВЭД, чтобы блогеры начали платить налоги с рекламы.
Общественная организация «Совет блогеров» в декабре 2022 года попросила Госдуму разработать закон, который бы регулировал блогерскую деятельность. После этого законопроектом занялась группа депутатов от «Справедливой России». О результатах их работы написали «Ведомости»; журналисты издания поговорили с экспертами, большинство из которых считают, что новый закон не сможет урегулировать блогосферу, не даст блогерам защиту, а власти — дополнительные инструменты контроля.
Авторы законопроекта в письме в Минцифры напоминают, что само определение «блогер» исчезло из закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в 2017 г. При этом работа блогеров и её влияние на аудиторию схожи с деятельностью СМИ. Законодатели ссылаются на «профессиональное журналистское сообщество», которое обращает внимание на отсутствие у блогеров ограничений и ответственности, действующих в отношении СМИ. Например, зарегистрированные в Роскомнадзоре медиа обязаны исполнять требования закона «О СМИ», а также подчиняться требованиям регулятора.
Авторы закона уверены, что он не только ограничит блогеров, но и даст им возможности, которые есть сейчас у журналистов. В качестве примера таких возможностей они приводят аккредитации на официальные мероприятия и запросы в госорганы. «У блогеров появится возможность более очевидной защиты своего контента авторским правом наравне со СМИ», — объяснила законодательную инициативу «Ведомостям» основатель Совета блогеров Валерия Рытвина.
Авторы закона в курсе, что блогеры размещают рекламу, но не платят с неё налоги, так как подобная услуга не предусмотрена в ОКВЭД. По оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, российский рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы в 2022 году составил 12 млрд руб. Поэтому ОКВЭД предлагают дополнить «деятельностью в сфере информации и влияния на мнение аудитории в социальных сетях и создания пользовательского контента».
Что не учли законодатели? Блогеры уже сейчас могут регистрироваться как СМИ в качестве информагентства, без привязки в домену, каналу или изданию. У них есть возможность получать аккредитации и делать запросы. И пока ответственность за размещение «противоправной информации» одинакова для всех, независимо от охватов публикации, 10 или 1 млн человек её прочитают; по этому последнему пункту у законодателей нет решения.