Разгон мозга при простуде. Стоит ли?
Привет, друзья! Осень только наступила, а дожди и холода обещают повальный насморк, рост температуры и боли в горле. Чаще всего простуда выводит нас из строя на пару дней или неделю. Но как быть тем нейрохакерам, которые умудрились заболеть на курсе ноотропов?
Особенности работы мозга
Основная проблема таблеток для ума в том, что в мозге нет единого участка, отвечающего за ум. Есть ряд нейрогормональных систем, которые регулируют работу ЦНС. И есть факторы обеспечивающие нейрогенез. Если говорить очень грубо, то эти системы обеспечивают работу «ума». И при простуде все эти системы безусловно страдают.
Нельзя просто взять, и пройти через ГЭБ
Написать этот материал меня сподвиг недавний пост в нашем сообществе. Речь шла про фенольное кольцо как мультипаспорт для определенных препаратов. Ведь ГЭБ — это внутренний фильтр мозга, покрывающий едва ли не все стенки сосудов мозга. Он не дает инфекции проникнуть в мозг, и не пропускает в мозг лишние элементы.
Вот только курс ноотропов начинающего нейрохакера чаще всего содержит препарат, который снижает плотность ГЭБ, или препарат, заточенный под его прохождение. Чаще всего это фенилпирацетам или фенибут. Я пишу название действующих веществ, а маркетинговые названия, под которыми они продаются, меняются каждые пару лет.
Проникнуть в мозг препарату несложно. Проблема в том, что он может захватить с собой как единичный вирус, так и пару воспалительных белков. 1–2 случая, которые происходят при здоровом состоянии, погоды не делают. Но при простуде здоровье мозга оказывается под двойной угрозой.
Как простуда влияет на мозг?
Когда при простуде закидываешь в мозг фенибут с фенотропилом
Часть ресурсов организма направлена на то, чтобы бороться с инфекцией. Почки и кожа активно выводят все что можно, используя запасы жидкости. Густота крови растет, а с ней ухудшается и мозговой кровоток.
Вместе с этим страдают и ультрадианные ритмы. ГЭБ-то отлично защищает наш мозг, но вот эпифиз находится за пределами его власти. И, следовательно, наблюдается рассинхронизация в выработке мелатонина. Говорить про каузацию рано, но есть доказанная корреляция того, что повышение уровня мелатонина приводит к облегчению самочувствия пациента. В частности, при том же COVIDе.
Простуда — проблема комплексная. В любом случае она будет затрагивать работу мозга. Густая кровь, спазмированные сосуды, головные боли и туман в сознании. Некоторые ноотропы будут лишь добивать болезненное состояние. Но есть и обратная сторона здоровья мозга.
Критическая инфраструктура мозга при простуде
Второй крупный миф про ноотропы звучит так: «эти таблетки выжигают ресурсы организма, чтобы ты делал больше, но ты и становишься от них зависимым». На самом деле, это свойственно для стимуляторов и отчасти для агрессивных ноотропов, как упоминаемые выше «фенольные качки». Но отдельная группа ноотропов направлена на то, чтобы насытить организм необходимыми элементами и минералами. Тем самым дать организму ресурсы для борьбы в сложных условиях.
Сосуды и кровоток
В первую очередь, при простуде страдают сосуды и кровоток. Поступление полезных элементов для мозга снижается, как и снижаются темпы отвода продуктов распада. Поэтому для начала стоит озаботиться этой задачей:
«Я не могу сидеть и ждать, пока… [это] …высосет бесценные жидкости наших тел». Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу»
База — это жидкости. Поэтому при простуде лучшим ноотропом будет теплый чай. И неважно какой. Кто-то любит зеленый за огромное количество теанина, кто-то черный за дубильные вещества, кто-то фруктовый за витамины. Важна суть — пейте чай.
Жидкость крови. Чаще всего, принимаемые препараты уже содержат ацетилсалициловую кислоту, аспирин или кофеин. Гнаться за расширением сосудов ради расширения — опрометчиво. Достаточно следовать инструкции классических противопростудных препаратов.
Послепростудный период. А здесь открывается небольшое окно для быстрого восстановления. Тот же мельдоний, детралекс или рацетамы будут способствовать мозговому кровотоку, снимая «послепростудный туман». Но, прежде чем мчаться в аптеку, проконсультируйтесь с врачом.
С питанием мозга вроде все понятно. Фундаментальным также остается постельный режим и отдых. В противном случае, полезный эффект таблеток будет постоянно множиться на ноль.
Адаптация к новым условиям
А вот здесь наступает раздолье для экспериментов и поисков личного эликсира бодрости. И в ход начинают идти адаптогены, обзору которых посвящен отдельный материал. Задача адаптогенов — отрегулировать работу ЦНС и дать ей ресурсы для проводимости нервных импульсов и регулирования биоритмов.
Адаптогены — это не лекарства и с одной только их помощью можно бороться с простудой неделями. Опять же, они не будут работать без потребления жидкостей, здорового сна и относительного времени для восстановления сил.
Бакопа Монье, Родиола Розовая, Л-тирозин, Л-теанин — все это вишенка на торте, за которую организм лишь скажет спасибо. Но большего от всего этого не ждите. Если вы принимали эти добавки до простуды, отказываться от них не стоит, как и принимать их же, вместо рекомендуемых врачом препаратов.
Когда уместно принимать ноотропы при простуде?
Когда простуды уже нет. Продолжать прием ноотропов при простуде уместно в том случае, если ноотропами были адаптогены или БАДы. Если же это были рацетамы, фенибут, фенотропил, мельдоний, кофеин — то сделайте перерыв. Тем более, что процентов 80 ноотропов выводятся через почки, а при простуде почки и так работают в интенсивном режиме. А уж тем более гнаться за продуктивностью, когда организм находится в состоянии стресса — более чем опрометчиво.