Разбор решений участников хакатона T1 Digital Challenge

В ноябре мы провели двухдневный хакатон T1 Digital Challenge. 18 команд боролись за призовой фонд в 500 тысяч рублей и решали две задачи: создание корпоративных решений с помощью No-Code и Low-Code платформ и улучшение пользовательского опыта (CX, Customer Experience). К слову, это уже второй наш хакатон — в августе на CRM Hack участники создавали «киллер-фичи» для нашей CRM-системы. 

Ниже — рассказ победителей о том, как они придумывали свои решения и с какими сложностями столкнулись. А те, кто не получил приз, поделились мнением, чего же им не хватило для победы.

Какие задачи мы поставили перед участниками

Мы уже давно занимаемся управленческим консалтингом и внедрением бизнес-приложений: ERP, CRM, BI, BPM, ECM и других. И в этому году решили весь свой опыт вложить в создание собственных продуктов, а не только во внедрение чужих. Первая версия нашей CRM уже готова. 

4b7882e78bd9f92b3a2f08423710a826.jpg

На первом хакатоне — CRM Hack — мы предложили придумать особую функциональность для CRM-системы, которая будет отличать ее от аналогичных решений на рынке. А на втором хакатоне T1 Digital Challenge мы увеличили количество задач и запустили сразу два трека:

  1. В треке No-Code нужно было разработать корпоративный инструмент (для управления лояльностью, взыскания задолженности и так далее) с помощью любой No-Code или Low-Code платформы: nocodb.com, budibase.com, baserow.io или другой.

    Проблема, с которой мы сталкиваемся при создании продуктов — множество уровней передачи информации между пользователем, который запрашивает изменение, и разработчиком, который должен его внести. Нам хотелось получить решения, минимизирующие вовлечение программистов или хотя бы упрощающие им задачу за счет готового интегрированного набора средств разработки фронтенда и бэкенда для фронтенда (backend-for-frontend, BFF).

    Кто будет использовать решения участников: внутренние разработчики, администраторы, аналитики и конечные бизнес-пользователи.

  2. В треке CX команды создавали универсальные корпоративные решения для улучшения клиентского опыта. В последнее время все больше внимания уделяется удобству использования приложений: продукты строят не на предпочтениях заказчика, а на потребностях и психологии пользователя.

    Мы хотели трансформировать взаимодействие между клиентом и корпоративными приложениями с учетом среды, устройств, технологии ввода и демонстрации информации. Например, участники могли реализовать оцифровку типовых документов, ввод итогов коммерческих встреч в CRM с мобильного устройства, идентификацию пользователя в цифровом канале и многое другое.

    Кто будет использовать решения участников: сотрудники фронт-офиса и поддерживающих подразделений, клиенты.

На участие в хакатоне заявки подали 163 человека. Наши эксперты отобрали лучшие идеи и пригласили 18 команд-финалистов на финал. Первые места в двух треках достались командам Nocoders и flow — они выиграли по 200 тысяч рублей. Оставшаяся часть призового фонда ушла команде «Горячие Пирожки», которая получила специальный приз.

Истории победителей T1 Digital Challenge

c8403270e312441038e9663cf7ef9082.jpg

Победители трека Low- и No-Code: команда Nocoders

Состав команды: в основном составе Ольга Честных, Владимир Алушкин и Кирилл Лешкевич, представители проекта NoCoders.tech. Ребята давно занимаются No-Code и помогают компаниям быстро создавать и запускать новые продукты. В хакатоне также участвовали другие опытные «ноукодеры»: Тимофей Зайцев, руководитель направления No-Code разработки в «КОРУС Консалтинг» и основатель No-Code сообщества в Санкт-Петербурге, и Александр Житмарев — специалист по автоматизации бизнес-процессов и эксперт в сфере «зерокодинга». 

Решение: SaaS-платформа для бронирования звонков с соискателями и сбора обратной связи от рекрутеров после собеседований. С помощью этого решения кандидаты могут получать уведомления и напоминания, принимать приглашения на интервью и отказывать HR-специалистам. Сервис интегрирован с Telegram.

Сначала Nocoders сосредоточились на идее сервиса по сбору отзывов о кандидате от прошлых работодателей. Но это показалось участникам неактуальным, и они проверили гипотезу с помощью CustDev.

Ольга Честных:  

«Мы быстро придумали вопросы для CustDev и опросили 30 рекрутеров и HRов, которые подтвердили, что отзывы от бывших работодателей не работают, нерелевантны и не отражают действительность. Пришлось пересмотреть концепцию. Мы решили пойти «от обратного» — от кандидатов».

После этого команда сформулировала новую гипотезу. В мире более 24 млн Java-разработчиков ежедневно получают десятки приглашений на собеседования, но большая часть из них для соискателей не актуальна. В то же время HR-специалисты оставляют обратную связь только после 30% собеседований. Команда предложила решение для этой проблему: на платформе разработчик указывает дату и время, когда он доступен для собеседований, а HR-специалисты подают заявки.

Сервис сгенерирует ссылку и отправит ее кандидату и рекрутеру в Telegram, а также напомнит о встрече. После интервью рекрутеры оставляют отзывы на кандидата и оценивают его личностные навыки, например, уровень коммуникабельности, подготовки к интервью и так далее. Для рекрутеров обратная связь обязательна: если ее не дать, платформа ограничит просмотры профилей. На основе собираемых данных можно получить средневзвешенный рейтинг соискателя.

Что успели сделать на хакатоне: участники создали фронтенд и бэкенд сервиса, Telegram-бот, настроили интеграции с социальными сетями, подключили видеоконференции,   успели поработать над монетизацией и провести оценку рынка.

Самые большие сложности возникли с плотной интеграцией с Telegram.

Ольга Честных:  

«Нам хотелось использовать возможности бота, а в особенности Inline Button по полной. Например, после изменения статуса интервью бот не отправляет новое сообщение, а меняет старое и создает Inline-кнопки для подтверждения или отказа от заявки. Для «кодеров» задача простая, не спорю, но когда вы делаете это без кода приходится помучиться».

Стек: основная платформа для разработки — Bubble. Часть функциональности пришлось делать на JavaScript. Для создания Telegram-бота участники воспользовались платформой Integromat.

5f64eeeee12cacf4c3b60d1e7cc14384.jpg

Победители трека CX: команда flow

Состав команды: капитан Георгий Александр занимался iOS-приложением, Владимир Беляков сосредоточился на дизайне, а Фёдор Шевляков — на бэкенде. Все участники команды — одногруппники из Лицея при НИУ ВШЭ и до этого ни разу не участвовали в хакатонах. 

Решение: приложение «Redo» — мобильная CRM с функцией распознавания текста по ключевым словам, возможностью загружать сделки из «Битрикс24» и просматривать их прямо в приложении.

Георгий Александров:

«Когда менеджер по продажам выходит со встречи, ему нужно быстро внести её итоги в CRM. Делать это на телефоне неудобно, потому что объем данных зачастую немаленький, а скроллить множество полей на небольшом экране не хочется никому. 

Тут на помощь приходим мы: в Redo вы просто открываете карточку встречи и говорите о ее результатах в микрофон в свободной форме. Наш сервис обрабатывает ваш голос, а затем уточняет каждый из пунктов, которые вы упомянули: например, что вы назначили новую встречу, что клиент добавил дополнительный товар и так далее».

Что успели сделать на хакатоне: команда реализовала практически все пункты из MVP, которые наметила в начале хакатона: импорт сделок и товаров из «Битрикса», работу с голосом. Не успели сделать только полную синхронизацию с «Битриксом», поэтому все изменения в сделках пока сохраняются только локально.

Стек: для разработки мобильного приложения под iOS команда выбрала Swift + SwiftUI. На бэкенде распознавание речи происходило в два этапа: сначала speech-to-text processing через Google Cloud, а затем разбиение по ключевым словам при помощи питоновских библиотек для работы с текстом (PyMorphy2 + nltk).

b108aede7ea79cee14e2e9e8f548cddc.jpg

Специальный приз: команда «Горячие Пирожки»

Состав команды: Абулмуслим Атаев, Курбан Магомедов, Уллубий Мусаев и Саид Джамалудинов. Капитан команды, Саид — администратор в Центре цифрового образования «IT-Куб», остальные ребята учатся в Лицее Академии Яндекс. На хакатоне Абулмуслим отвечал за БД, Курбан — за логику, Уллубий — за телеграм-бота, а Саид выступал в роли проект-менеджера.

Решение: Telegram-бот для полевых сотрудников рекламных компаний. Вместо стандартных листовок участники предложили использовать QR-коды, которые при сканировании потенциальным клиентом записывают баллы промоутеру. Клиент после этого попадает на сайт компании-рекламодателя.

Саид Джамалудинов:

«Сначала у нас была банальная идея слежка за полевыми сотрудниками. Но когда к нам подошел ментор и объяснил, что это не ново, мы с командой приняли волевое решение выделить 1–2 часа на продумывание идеи. После неоднократных споров пришли к выводу, что не стоит решать какие-то глобальные проблемы, и придумали, как доказать работу промоутеров компании-рекламодателю». 

Промоутеру нужно скачать Telegram, зарегистрироваться, получить QR-код, приехать на место раздачи и показывать код потенциальным клиентам. За это сотруднику начисляются баллы, а представитель компании-рекламодателя переводит их в оплату. Решение команды позволяет не только экономить на печати листовок, но и собирать полезную статистику по рекламной кампании.

Что успели сделать на хакатоне: участники реализовали основные функции в виде MVP: создали Telegram-бот, генерирующий QR-коды. Основная проблема была из-за отсутствия у большинства разработчиков опыта участия в хакатонах: много спорили про «чистоту кода». Но ночью перед вторым днем, после рефлексии за день, участники пришли к общему знаменателю.

Стек: Python, фреймворк Django, набор расширений PyQt, SQLite, а также aiogram — простой и полностью асинхронный фреймворк для Telegram Bot API.

cfdf7c6135bc7b66f351c0be88483793.jpg

В этот раз нам было очень сложно выбрать победителя. Разница между первым и вторым местом составляла один балл. Но мы заявляли с самого начала, что помимо красоты и технологичности решения необходимо показать свой результат. Команда-победитель просто чуть лучше подготовила демонстрацию и провела ее без запинок. Такую демку можно было представить любому коммерческому клиенту.

Так что тщательнее планируйте свое время. Постарайтесь тратить его не только на создание работающего MVP — продумайте, как вы будете показывать его. Или же возьмите в команду UX-дизайнера: это особенно важно для решений без пользовательского интерфейса как такового, потому что результаты в этом случае продемонстрировать особенно сложно.

Что еще предложили участники 

Команды представили самые разные решения: помощник для бизнеса в сфере услуг, трекер-система для управления задачами, голосовой ассистент для взаимодействия с CRM, механизм упрощения сложных корпоративных интерфейсов, решение для управления бонусной системой компании и многое другое. Мы поговорили с некоторыми участниками и узнали, как они придумали свои продукты и почему, на их взгляд, не смогли победить. 

Unknown Brain 

Решение: скрипт, который позволяет нетехническим специалистам отслеживать заливку в репозиторий нового кода. Владельцы продукта и продуктологи могут видеть обновления проекта и контролировать сроки, а также собирать полезные статистические данные. Есть интеграция с Trello и Jira. 

Нестор Архангельский:

»Мы уже участвовали в хакатоне от Т1 Консалтинг. Нам понравилось, так что мы решили приехать и в этот раз — тем более что все проходило в офлайне, а это нетворкинг и возможность увидеться со знакомыми. Для меня это был 29-й по счету хакатон, в команде я выступал в роли продакта. 

Идею мы придумали исходя из моего опыта: я владелец продукта в стартапе BookSharing и проект-менеджер. Изначально я не обладал техническими навыками и периодически сталкивался с неэтичным поведением разработчиков. Например, мне говорили, что работа сделана, а при проверке оказывалось, что коммиты только-только залили в репозиторий. Для меня наше решение — это классный инструмент для проверки работы сотрудников.

Мы использовали Bubble, Integromat и n8n для написания скриптов. На хакатоне смогли реализовать основную фичу, которая позволяет делать интеграцию c Trello или Jira. Когда происходит изменение в репозитории, наша система может либо переставлять задачи, либо кидать пользователю уведомление. Продумали дальнейшую интеграцию с Telegram или Slack.

Думаю, мы не победили потому, что была сильная и интересная конкуренция. Выиграла команда, которая профессионально занимается No-Code. Они хорошо проработали решение, и оно реально нужно рынку. А главное, они продемонстрировали его работу во время презентации. Для себя я понял, что нужно лучше питчить, доказывать и показывать, как работает продукт, прямо на защите».

91c845c36b12ad81f9d982559712254a.jpg

Fast 

Решение: клиентское приложение под Android для CRM-системы. Его главная цель — доказательство выполненной «полевой» работы сотрудником. Данные вводятся в приложение, а затем передаются в Firebase.

Кирилл Баранов:

»Наша команда уже участвовала в хакатоне от Т1 Консалтинг. В первый раз нам не хватило совсем немного, чтобы попасть в топ-3. Во второй раз все вышло уже не так радужно: мы зафакапили питч, поэтому не вышли в лидеры даже с работающим MVP. В целом, у нас большой опыт участия в хакатонах (30–40 мероприятий). Побеждаем мы нечасто, но часто занимаем четвертое место, то есть не хватает совсем чуть-чуть для победы.

В этот раз наша команда состояла из трех человек: Android-, Python- и Backend-разработчиков. По нашему мнению, нам не хватило продакт-менеджера и дизайнера, так как мы просто не смогли правильно преподнести готовый продукт. 

Мы решили сделать мобильное приложение под Android и подключить его к Firebase — платформа выступала в роли CRM. В итоге мы получили приложение, в котором можно было составлять карточки по итогам работы «полевых» сотрудников и отправлять их в базу данных. В нее записывались текстовые сообщения, картинки и звуковые дорожки. 

Мы сделали все нативно на Kotlin, использовали Jetpack, Retrofit 2, Сoroutines, Picasso, Circleimage и другие инструменты. К сожалению, было много багов, так как работали на скорую руку. Большую часть мы пофиксили, но некоторые исправить все же не успели».

1c0bb8f6e7ebea3f5b00cbb502693faf.jpg

Team.Light

Решение: Low-Code система для управления отбором и адаптацией кандидатов. Включает в себя личный кабинет для соискателя с автоматической обработкой стадий собеседований, функциональностью для выполнения тестовых заданий и подписания документов. Это коробочное решение для корпораций, разворачиваемое на собственных серверах.

Александр Фомин, команда Team.Light:

»Мы давно интересуемся темой Low-Code разработки, активно используем этот подход в работе и сами создаем инструменты в нише. Уже участвовали в нескольких хакатонах в текущем составе, например, в Teamlead Camp и «Цифровом прорыве».  

Концепция проекта on-premise сборки нескольких инструментов в одной коробке родилась еще несколько месяцев назад как потенциальный стартап. До этого мы проводили исследование по отдельным инструментам и возможностям их применения.  

Для разработки использовали NocoDB, n8n, Appsmith, Jitsi, Google Docs, LightDoc. В основе проекта — несколько решений с открытым исходным кодом, которые могут быть развернуты на собственном сервере. Это позволяет создать среду Low-Code разработки внутри компании, не передавая данные наружу и сохраняя возможность существенной кастомизации своими силами. Мы развернули инструменты в «Яндекс.Облаке» и с их помощью реализовали прототип мини-HRM с личным кабинетом кандидата.

Для большинства участников команды инструменты были новыми. Реализовать все задуманное в такой срок оказалось сложно, так как приходилось на лету осваивать стек и несколько раз переписывать отдельные части приложения. Мы не успели сделать полноценный, красивый и бесперебойно работающий MVP. В будущем планируем тщательнее готовиться к участию, делать заготовки и наборы решений, которые можно будет быстро перекомпоновать под задачи хака».

b188f8f54251dad547364807eb426dbc.jpg

В No-Code треке команда-победитель представила хороший и нужный рынку кейс и сумела его классно презентовать. У них было не самое сложное решение, но оно работало.

У другой команды, которая боролась за первое место — Team.Light — тоже был кейс, связанный с HR. Они очень качественно реализовали его с технологической точки зрения, интегрировали несколько систем. Все технические специалисты в жюри считали, что нужно дать первое место этим ребятам. Но все-таки у нас три заявленных критерия — это не только технология, но и бизнес-кейс, и питч

Что мы планируем делать с решениями участников 

Мы получили много интересных идей и планируем связываться с участниками, приглашать их на собеседования. Некоторым командам мы готовы помочь оформить проекты в sales kit. Мы пропитчим их бизнес-идеи нашим заказчикам и, если клиенты заинтересуются, будем договариваться о сотрудничестве — в том числе рассматриваем найм всей команды разработчиков в штат.

У нас уже есть прикладные кейсы, в которых можно использовать решения участников. Например, для нашей CRM-платформы готовим голосового помощника. Но виртуальный ассистент пока не «понимает» все слова во фразах пользователей, а на хакатоне некоторые участники показали MVP с более продвинутой технологией распознаванием голоса. Скорее всего, мы свяжемся с ними и попробуем наладить сотрудничество, хоть эти команды и не заняли призовые места.

© Habrahabr.ru