Расширяем возможности процедурных макросов с помощью WASM

?v=1

В рамках продолжения своих исследований различных аспектов процедурных макросов хочу поделиться подходом к расширению их возможностей. Напомню, что процедурные макросы позволяют добавить в язык элемент метапрограммирования и тем самым существенно упростить рутинные операции, такие как сериализация или обработка запросов. По своей сути макросы являются плагинами к компилятору, которые компилируются до сборки крейта, в котором они используются. У таких макросов есть некоторые существенные недостатки.


  • Сложность с поддержкой таких макросов в IDE. По сути дела нужно как-то научить анализатор кода самостоятельно компилировать, загружать и исполнять эти самые макросы с учетом всех особенностей. Это весьма нетривиальная задача.
  • Так как макросы самодостаточные и ничего не знают друг о друге, то нет никакой возможности делать композицию макросов, что иногда могло бы быть полезным.

По поводу решения первой проблемы сейчас ведутся эксперименты с компиляцией всех процедурных макросов в WASM модули, что позволит в будущем вообще отказаться от их компиляции на целевой машине, а заодно и решить проблему с их поддержкой в IDE.

Что касается второй проблемы, то в этой статье я как раз собираюсь рассказать о своем подходе к решению данной проблемы. По сути дела нам необходим такой макрос, который бы мог с помощью атрибутов подгружать какие-то дополнительные макросы и объединять их в конвейер. В самом простейшем случае можно просто представить нечто в роде такого:

Пусть у нас имеется некоторый макрос TextMessage, который выводит для заданного типа трейты ToString и FromStr используя в качестве текстового представления некоторый кодек. У разных типов сообщений может быть различный кодек, причем их полный список со временем может расширятся, а у каждого кодека может быть свой уникальный набор атрибутов.

#[derive(Debug, Serialize, Deserialize, PartialEq, TextMessage)]
#[text_message(codec = "serde_json", params(pretty))]
struct FooMessage {
    name: String,
    description: String,
    value: u64,
}

Чтобы сделать такой макрос возможным, мы должны динамически подгружать реализации кодеков в процессе выполнения макроса. Можно вынести кодеки в подключаемую библиотеку и просто загружать их через libloading, но это очень неудобно и еще больше отдалит нас от возможности поддержки макросов в IDE. Вместо этого теоретически возможно написать такой вот кодек на динамическом языке типа Питона, но тогда нам придется писать для Питона аналоги syn и quote, что будет больше напоминать Сизифов труд, чем реальное решение проблемы.
Наиболее же простым и удобным видится вариант скомпилировать кодек в WASM модуль, объединив плюсы обоих подходов. Именно таким путем я предлагаю и пойти.


Выбираем подход к реализации

На первый взгляд кажется, что проблема уже решена в рамках watt и можно просто использовать его для загрузки и выполнения WASM модулей, но с этим подходом есть один весьма неприятный недостаток. Для своей работы watt использует модифицированный крейт proc-macro2, что частенько приводит к непонятным или трудноуловимым проблемам. Например, у меня не компилировался darling или если я забывал подменять proc-macro2, то получал в рантайме неочевидные ошибки.

В результате я решил, что лучше уж пользоваться ванильным proc-macro2, а в качестве WASM
рантайма взять какой-нибудь из самых популярных. В результате, мой субъективный выбор пал на wasmtime, этот рантайм разрабатывается сообществом bytecodealliance, в состав которого входят такие гиганты, как Mozilla, Intel и RedHat. И хотя wasmtime сейчас выглядит еще достаточно сырым, в нем не хватает документации, хороших примеров, но развивается он очень быстро и улучшается прямо на глазах


Взаимодействие хостом и таргетом

Disclaimer: в wasmtime есть процедурный макрос, который позволяет генерировать
интерфейс модуля при помощи макросов, но сейчас он основательно сломан и пока неясны перспективы, когда же его починят. Поэтому мы пойдем другой дорогой через низкоуровневую работу с WASM модулями, что позволит нам лучше понять принципы работы с ними.

Погнали!

Напомню, что хостом в данном случае называется вызывающая сторона, предоставляющая нативные методы, а таргетом является WASM модуль, предоставляющий функциональность. И нам нужно определить интерфейс вызова функций таргета со стороны хоста.

В самом простом виде интерфейс плагина для нашего процедурного макроса должен представлять из себя вариацию на тему:

pub fn implement_codec(input: TokenStream) -> TokenStream;

Но мы не можем передавать произвольные объекты между таргетом и хостом, нам необходимо их сериализовать в универсальное представление, которое не будет зависеть от особенностей хоста. По счастью TokenStream можно преобразовывать в обычную строку и обратно, поэтому в реальности мы будем использовать нечто в таком духе:

pub fn implement_codec(input: &str) -> String;

К великому сожалению, вот так просто взять и передать хостовую строчку, а уж тем более
передать строчку от таргета к хосту, не получится и на то есть серьезные причины:

В целях обеспечения безопасности и большей стабильности, Республика будет реорганизована нами в первую Галактическую Империю, во имя сохранности и во имя блага общества! память WASM рантайма отделена от хостовой, с точки зрения хоста это просто плоский массив байт, в котором находится код программы, глобальные переменные, стек и куча.
Есть возможность сделать так, чтобы память была расширяемой, то если если при очередном выделении памяти нам не хватает места, то верхняя граница памяти автоматически увеличивается. Индекс ячейки в этом самом массиве используется в качестве указателя внутри таргета, но мы не можем просто взять и записать строчку в случайный участок памяти и отдать таргету индекс его начала, потому что снаружи мы не знаем то, как таргет в реальности использует память, где у него находится стек, а где куча. Но мы можем пойти на хитрость: с хоста обратиться к менеджеру памяти таргета и попросить у него выделить нам участок памяти.

#[no_mangle]
pub unsafe extern "C" fn toy_alloc(size: i32) -> i32 {
    let size_bytes: [u8; 4] = size.to_le_bytes();
    let mut buf: Vec = Vec::with_capacity(size as usize + size_bytes.len());
    // Первые 4 байта - это длина общая куска памяти, она нам еще понадобится в 
    // дальнейшем.
    buf.extend(size_bytes.iter());
    to_host_ptr(buf)
}

unsafe fn to_host_ptr(mut buf: Vec) -> i32 {
    let ptr = buf.as_mut_ptr();
    // Просто забываем о выделенном участке памяти, позволяя ему "утечь", таким 
    // образом мы передаем его во владение хосту.
    mem::forget(buf);
    ptr as *mut c_void as usize as i32
}

#[no_mangle]
pub unsafe extern "C" fn toy_free(ptr: i32) {
    let ptr = ptr as usize as *mut u8;
    let mut size_bytes = [0u8; 4];
    ptr.copy_to(size_bytes.as_mut_ptr(), 4);
    // Вычитываем общую длину куска памяти для того, чтобы корректно выполнить 
    // его очистку.
    let size = u32::from_le_bytes(size_bytes) as usize;
    // Собираем вектор, о котором мы ранее "забыли" в методе `to_host_ptr` и 
    // таким образом даем его деструктору вызваться нормальным образом и очистить
    // ранее выделенный участок памяти.
    Vec::from_raw_parts(ptr, size, size);
}

В принципе, ничего хитрого на самом деле в этом нет, примерно этим же занимается wasm_bindgen.

Теперь попробуем создать свой первый WASM модуль для нашего процедурного макроса. Для этого создадим крейт с единственной публичной функцией, она будет принимать указатель на начало строчки и длину строчки в байтах.

#[no_mangle]
pub unsafe extern "C" fn implement_codec(
    item_ptr: i32,
    item_len: i32,
) -> i32 {
    let item = str_from_raw_parts(item_ptr, item_len);
    let item = TokenStream::from_str(&item).expect("Unable to parse item");

    // Здесь уже вызывается типичная функция, реализующая процедурный макрос.
    // `fn(item: TokenStream) -> TokenStream`
    let tokens = codec::implement_codec(item);
    let out = tokens.to_string();

    to_host_buf(out)
}

pub unsafe fn str_from_raw_parts<'a>(ptr: i32, len: i32) -> &'a str {
    let slice = std::slice::from_raw_parts(ptr as *const u8, len as usize);
    std::str::from_utf8(slice).unwrap()
}

Код хостовой части состоит из двух основных компонент, первым из которых является загрузчик WASM модуля.


pub struct WasmMacro {
    module: Module,
}

impl WasmMacro {
    // Конструктор нашего макроса расширения.
    pub fn from_file(file: impl AsRef) -> anyhow::Result {
        // Загружаем и компилируем WASM модуль, находящийся по заданному пути.
        let store = Store::default();
        let module = Module::from_file(&store, file)?;
        Ok(Self { module })
    }

    // Вызываем метод с именем `fun` внутри нашего модуля, в котором содержится
    // основная логика преобразования входного TokenStream в выходной.
    pub fn proc_macro_derive(
        &self,
        fun: &str,
        item: TokenStream,
    ) -> anyhow::Result {
        // Как уже описывалось ранее, чтобы передавать TokenStream между средами,
        // нам необходимо преобразовать его в строку.
        let item = item.to_string();

        // Создаем конкретный экземпляр модуля, с которым и будем работать.
        let instance = Instance::new(&self.module, &[])?;
        // Получаем указатель на нужную нам функцию, в данном случае это 
        // описанная выше `implement_codec`.
        let proc_macro_attribute_fn = instance
            .get_export(fun)
            .ok_or_else(|| anyhow!("Unable to find `{}` method in the export table", fun))?
            .func()
            .ok_or_else(|| anyhow!("export {} is not a function", fun))?
            .get2::()?;

        // Для передачи данных строки внутрь WASM модуля используем специальную
        // обертку, о которой я подробнее расскажу ниже.
        let item_buf = WasmBuf::from_host_buf(&instance, item);
        // Получим из обертки указатель на начало строки и ее длину в байтах
        let (item_ptr, item_len) = item_buf.raw_parts();
        // А теперь вызываем искомый метод и в результате получаем указатель
        // на начало строки с выходным TokenStream. 
        let ptr = proc_macro_attribute_fn(item_ptr, item_len).unwrap();
        // Оборачиваем сырой указатель и читаем получившуюся строку.
        let res = WasmBuf::from_raw_ptr(&instance, ptr);
        let res_str = std::str::from_utf8(res.as_ref())?;
        // В заключительном этапе парсим строку в TokenStream и возращаем выше.
        TokenStream::from_str(&res_str)
            .map_err(|_| anyhow!("Unable to parse token stream"))
    }
}

Теперь давайте чуть подробнее рассмотрим WasmBuf модуль: по сути дела это умный указатель,
который владеет некоторой частью памяти, выделенной при помощи toy_alloc. Рассмотрим
самые интересные его части, а остальной код можно посмотреть в репозитории.

struct WasmBuf<'a> {
    // Индекс начала выделенного буфера, проще говоря, указатель на его начало.
    offset: usize,
    // Длина буфера в байтах.
    len: usize,
    // Ссылка на инстанс модуля, в котором выделялась память
    instance: &'a Instance,
    // Ссылка на всю память, связанную с этим инстансом.
    memory: &'a Memory,
}

const WASM_PTR_LEN: usize = 4;

impl<'a> WasmBuf<'a> {
    // Самый простой конструктор буфера: мы просто при помощи `toy_alloc`
    // запрашиваем искомое число байт.
    pub fn new(instance: &'a Instance, len: usize) -> Self {
        let memory = Self::get_memory(instance);
        // Выделяем память и получаем на нее указатель.
        let offset = Self::toy_alloc(instance, len);

        Self {
            offset: offset as usize,
            len,
            instance,
            memory,
        }
    }

    // Намного удобнее не просто запрашивать буфер, а потом руками заполнять его,
    // а сразу передать ссылку на байты, которые мы хотим в него записать.
    pub fn from_host_buf(instance: &'a Instance, bytes: impl AsRef<[u8]>) -> Self {
        let bytes = bytes.as_ref();
        let len = bytes.len();

        let mut wasm_buf = Self::new(instance, len);
        // Копируем байты с хостового буфера в буфер таргета.
        wasm_buf.as_mut().copy_from_slice(bytes);
        wasm_buf
    }

    // Если же буфер был выделен внутри таргета, то все становится несколько
    // сложнее. Так как получить мы можем лишь указатель на начало буфера и 
    // непонятно каким же образом мы получим размер выделенной памяти.
    // Но мы не зря написали `toy_alloc` таким образом, чтобы первые его 4
    // байта содержали размер выделенного буфера.
    pub fn from_raw_ptr(instance: &'a Instance, offset: i32) -> Self {
        let offset = offset as usize;
        let memory = Self::get_memory(instance);

        let len = unsafe {
            // Получаем сырой указатель на память инстанса.
            let buf = memory.data_unchecked();

            let mut len_bytes = [0; WASM_PTR_LEN];
            // Читаем байты с размером выделенного буфера.
            len_bytes.copy_from_slice(&buf[offset..offset + WASM_PTR_LEN]);
            u32::from_le_bytes(len_bytes)
        };

        Self {
            offset,
            len: len as usize,
            memory,
            instance,
        }
    }

    // Методы для чтения и записи данных являются весьма тривиальными.
    // Важно лишь помнить про то, что нужно читать со смещением в 4 байта.

    pub fn as_ref(&self) -> &[u8] {
        unsafe {
            let begin = self.offset + WASM_PTR_LEN;
            let end = begin + self.len;

            &self.memory.data_unchecked()[begin..end]
        }
    }

    pub fn as_mut(&mut self) -> &mut [u8] {
        unsafe {
            let begin = self.offset + WASM_PTR_LEN;
            let end = begin + self.len;

            &mut self.memory.data_unchecked_mut()[begin..end]
        }
    }    
}

Важно не забывать вызывать деструктор, который будет очищать выделенную память.

impl Drop for WasmBuf<'_> {
    fn drop(&mut self) {
        Self::toy_free(self.instance, self.len);
    }
}


Собираем все вместе

И вот теперь мы можем спокойно написать наш искомый процедурный макрос, который будет
использовать WASM модули для расширения функциональности, без необходимости перекомпиляции.

#[proc_macro_derive(TextMessage, attributes(text_message))]
pub fn text_message(input: TokenStream) -> TokenStream {
    let input: DeriveInput = parse_macro_input!(input);

    let attrs = TextMessageAttrs::from_raw(&input.attrs)
        .expect("Unable to parse text message attributes.");

    // Для простоты будем грузить модули из директории codecs, которые имеют 
    // особым образом сформированное имя. 
    let codec_dir = Path::new(&std::env::var("CARGO_MANIFEST_DIR")
        .unwrap())
        .join("codecs");
    let plugin_name = format!("{}_text_codec.wasm", attrs.codec);
    let codec_path = codec_dir.join(plugin_name);

    let wasm_macro = WasmMacro::from_file(codec_path)
        .expect("Unable to load wasm module");

    wasm_macro
        .proc_macro_derive(
            "implement_codec",
            input.into_token_stream().into(),
        )
        .expect("Unable to apply proc_macro_attribute")
}

В репозитории есть готовый пример с демонстрацией работы. Вы можете убедиться, что кодек действительно загружается из WASM модуля, а не компилируется вместе с макросом.

#[derive(Debug, Serialize, Deserialize, PartialEq, TextMessage)]
// Что особенно хорошо, каждый WASM плагин может иметь свои произвольные атрибуты.
#[text_message(codec = "serde_json", params(pretty))]
struct FooMessage {
    name: String,
    description: String,
    value: u64,
}

fn main() {
    let msg = FooMessage {
        name: "Linus Torvalds".to_owned(),
        description: "The Linux founder.".to_owned(),
        value: 1,
    };

    let text = msg.to_string();
    println!("{}", text);
    let msg2 = text.parse().unwrap();

    assert_eq!(msg, msg2);
}


Выводы

Пока это больше похоже на троллейбус из буханки хлеба, но с другой стороны это небольшая, но прекрасная демонстрация самого принципа. Такие макросы становятся открытыми для расширения. У нас больше нет необходимости в переписывании исходного процедурного макроса, чтобы изменить или расширить его поведение. А если же воспользоваться реестром модулей для WASM, то можно будет распространять подобные модули подобно крейтам cargo.

© Habrahabr.ru