R&D-проекты в IT: как убедить руководителя проводить исследования и зачем это бизнесу
Привет, я Антон Смирнов, старший инженер в департаменте аналитических решений ЮMoney. Один из моих профессиональных интересов — это Research and Development (R&D, исследование и развитие) в ИТ. Расскажу, что такое R&D-проект, зачем он бизнесу и что делать, если не получается заинтересовать руководителя проводить исследования.
Зачем R&D бизнесу
Мы в ЮMoney всегда занимались исследованиями, а я помог это систематизировать — подобный опыт был у меня ещё до работы в компании, плюс моя кандидатская диссертация посвящена как раз исследовательской деятельности в ИТ.
Практика внедрять новые технологии — это то, от чего во многом зависит успех компании и её конкурентоспособность, а R&D-исследования помогают эти технологии освоить и начать применять. Но это не обязательно что-то про серьёзную науку — так можно назвать изучение практически любого нового направления для компании и попытки его внедрить.
В ИТ-компаниях исследовательская деятельность, как правило, начинается не с технологий, которые хочется изучить, а с какой-то проблемы, которую надо решить. Такова логика бизнеса — любая деятельность, в том числе и исследовательская, должна быть ориентирована на решение проблем и поиск новых возможностей.
С чего начинается путь исследователя и какие трудности на нём встречаются
В начале своего исследовательского пути мне было сложно. Например, были такие ситуации: я продумывал какой-то проект, он мне безумно нравился, я считал его выгодным, но, когда я приходил с этим проектом к руководителю, он говорил: когда-нибудь потом это сделаем, а сейчас займёмся более приоритетными задачами.
На помощь пришло проектное управление. Я прошёл курс проджект-менеджмента и узнал, как работает приоритизация, понял, что с заказчиками нужно разговаривать на привычном имязыке финансов и эффективности. Когда мы формулируем проблему и предлагаем какое-то решение, мы должны прикинуть, как будем измерять результат, какие значения будем считать успешными, а какие нет. Подумать об этом надо заранее, до того, как вы получите на своё исследование ресурсы.
Почему исследователю важно уметь принимать неудачи
Запросто может случится так, что даже с учётом всего этого проект не дадут реализовать. Для многих это трагедия: вы были увлечены, вложили в эту идею много ресурсов, а её не взяли в работу. В этом исследователь похож на продакт-менеджера, который предпринимает большое количество попыток и сталкивается с неудачами. Надо научиться внутренне принимать эти неудачи.
Поэтому, если ваш R&D-проект не заинтересовал руководство даже когда вы спрогнозировали результат, я советую отдохнуть денёк от этой темы. А потом сесть и вспомнить, что вам сказали, когда давали фидбэк. Подумать, может, вы чего-то не учли и стоит это доработать. А может, ваш проект действительно лучше отложить.
Очень важно уметь перевернуть эту страницу и пойти дальше. Крутым исследователя делает не умение бесконечно сидеть над одним проектом, а способность пробовать новые идеи — снова и снова.
Если ваш R&D-проект всё-таки одобрили, приглашаю посмотреть мой доклад, с которым я выступал на ЮMoney Day 2022 — нашей ежегодной большой онлайн-конференции, посвящённой разработке и управлению продуктами в технологичном финтехе. В этом докладе я рассказываю, как мы занимаемся исследованиями в ЮMoney и что делаем с полученными метриками.
Как оценивать сроки исследования
Любой R&D-проект — это проект с большим уровнем риска. Исследуемая технология неизвестна исследователю, его ждёт много подводных камней, поэтому лучше двигаться небольшими шагами.
Часто неопытные исследователи ударяются в противоположнуюкрайность, и начинают исследования без оценки его сроков и планирования этапов. В этом случае они могут попасть в ловушку, когда каждый раз будет казаться, что надо исследовать ещё и ещё немного, а исследование затянется на неопределенный срок.Так происходит потому, что при запуске очень тяжело оценить сроки того, сколько продлится R&D-проект. Однако всегда нужно стремиться хотя бы к какому-то уровню точности.
Когда у вас готов проект R&D-исследования — с планом реализации и метриками и вам нужно его продать, важно донести заказчику, чего это будет ему стоить, каковы предельные затраты. Если, например, проект займёт два месяца — это и есть его цена.
Но как определить сроки?
Один из эффективных приёмов — попробовать оценить сроки с погрешностью -50% / +100%. Допустим, вы сомневаетесь, что уложитесь в месяц, а вот за два месяца (это +100%) — точно да.
А чтобы длительный проект не вышел из-под контроля, разделите его на промежуточные этапы — контрольные точки. Раз в какое-то время команда (или один исследователь) садится и смотрит, в правильном ли направлении движется, что идёт не так и как это исправить. Контрольные точки позволяют отметить ключевые моменты принятия решений в любом совместном исследовательском проекте, а также наметить прогресс и оценить, какие проблемы могли возникнуть и какие шаги необходимо предпринять для начала следующего этапа работы.
Какое исследование считается успешным
R&D-исследование всегда успешное, даже если по его результатам стало очевидно, что использовать исследуемую технологию для решения конкретной задачи, ради которой всё и затевалось, не стоит.
Но бывает и так, что отрицательный результат исследования помогает решить другую проблему, вообще не связанную с первой. И вот один из таких кейсов.
Однажды у нас была задача заменить инструмент ETL (мы используем пакеты служб Integration Services Microsoft Learn). Пробовали Apache Airflow. Выяснилось, что с ним удобно работать через репозиторий. Но наша ключевая метрика — это скорость перекачки данных, а тестовый экземпляр показал втрое меньшую скорость. Дальше можно было не тестировать, ведь стало ясно: Airflow нам не подходит. В то же время мы знали, что у нас есть необходимость построить Self-Service-систему для наших аналитиков. И туда Airflow идеально вписывается, потому что там скорость не так важна, а вот все остальные плюсы этого решения как раз подойдут.
То есть изначальную задачу мы не решили, но исследование всё равно оказалось успешным и поехало дальше. Мы поняли, когда можно использовать выбранный инструмент, а когда нельзя, получили много экспертизы и смогли объяснить заказчику, почему брать эту технологию для решения этой задачи не стоит. А значит, предостерегли от ошибки.
Поэтому неудачные исследования — это только те, которые не удалось измерить и описать, потому что именно невозможность сделать достоверный вывод из исследования не позволяет нам воспользоваться его результатом.
Вывод
Если вы тоже хотите встать на путь R&D-исследователя в ИТ — вас ждёт много интересного. Но, помимо самой исследовательской деятельности, тут требуется кое-что ещё:
Уметь найти общий язык с заказчиком — правильно описать эксперимент, продумать метрики и их измерение: в деньгах, трудозатратах или чём-то ещё.
Грамотно оценивать сроки исследования, его максимальную стоимость.
И, конечно же, уметь признаться себе в том, что идея неудачна, если это действительно так, и найти силы двигаться дальше, к новым исследованиям и открытиям.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропускать новые статьи от экспертов ЮMoney.