Ракетно-космический Хогвартс
Как подготовить новую ракету или космический аппарат к полету в космос? Их надо испытать: узнать надежны ли двигатели, определить как они поведут себя в космическом холоде в тени Земли, или в космической жаре под палящими лучами Солнца. Значительную часть космической техники СССР и России проверяли в Научно-испытательном центре ракетно-космической техники в г. Пересвет. Там же испытывали и спутники «Даурии», благодаря чему мне удалось побывать в этом легендарном месте.
НИЦ РКП родился практически одновременно с отечественной космонавтикой, когда Королев решил, что постоянно ездить на испытания в Капустин Яр слишком далеко. Поэтому нашли подходящее место для испытания двигателей ракет Р1 в Подмосковье. Решающую роль на появление испытательного стенда, а в последствии и города Пересвет сыграли два фактора: крутые берега речки, что удобно для стенда, и лесная местность богатая на дичь, что удобно для Королева, увлекающегося охотой.
Первый стенд построили в 1949-м.
Помимо первых ракетных двигателей для баллистических ракет, там испытывали и ускорители для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
Затем возвели более капитальный и мощный стенд №2, на котором испытывали ступени для ракет Гагарина, вторую и третью ступень лунной ракеты Н1.
По рассказам местных старожилов, мощность двигателей была такова, что бетонные плиты облицовки стенда улетали на другой берег реки.
К сожалению, испытать самую мощную первую ступень тогда не могли, поэтому серьезные проблемы с ней выявились уже на летных испытаниях, что серьезно подорвало успешность всей лунной программы.
В 80-е ракетный стенд переживал два взрыва на испытаниях ракеты «Зенит», и был восстановлен. На нем готовили «Ангару», а недавно проходило испытание с «Союзом-2.1в», который позже полетел в космос.
(Спутник на этом запуске потеряли, но не из-за ракеты, а из-за сбоя системы разделения аппарата и разгонного блока).
Побывать на таком испытании человеку не из отрасли практически невозможно, но мы можем представить себе это зрелище благодаря видео из Самары, с испытания двигателя для ракеты «Союз»:
На другом берегу речки виднеются циклопические корпуса самой большой термовакуумной камеры в Европе — ККИ (Комплекс космических испытаний), построенного в 80-е.
Это остались свидетельства былой славы и грусти «Бурана» и «Мира». Тамошняя камера размером с девятиэтажный дом — это еще одна демонстрация того какие колоссальные ресурсы и средства были направлены на реализацию космической программы СССР. Сейчас камера не используется и вряд ли уже пригодна для реальных испытаний.
Еще раньше, в 1963-м к ракетным стендам НИЦ РКП добавился 18-й корпус с огромной термовакуумной камерой, высотой с трехэтажный дом, которую достроили в 1968-м. Гигантская «бочка» — камера ВК 600/300 создавалась для лунной программы.
Первой практической работой камеры стали испытания «Лунохода», затем испытывались «Луны» с 16 по 24-ю, и все последующие изделия НПО Лавочкина.
(Кстати, в книге про НИЦ РКП удалось найти изображение «Лунохода» в его оригинальном облике — завернутым в «куртку» теплоизоляции. Все фотографии и кинохроника, где аппараты показаны голыми — не соответствуют реальному облику луноходов на Луне).
Термовакуумные испытания должны определить готов ли космический аппарат к условиям космоса. В камере откачивают воздух, достигая технического вакуума, затем по трубопроводу у внутренних стенок «бочки» пускают жидкий азот, охлаждая их до -196 градусов Цельсия. В отдельном отсеке установлены мощные прожекторы, которые выдают световое излучение, эквивалентное солнечному в космосе. Через световод свет подается в термовакуумную камеру, а система зеркал формирует фронтальное освещение, достигая максимального соответствия того, что переживает спутник или корабль на орбите.
Раньше вакуумирование камеры обеспечивалось устаревшей технологией с масляными насосами, из-за чего периодически в камеру происходили выбросы масляной взвеси. Это приводило к тому, что испытания проводились не на летных экземплярах космических аппаратов, а на инженерных макетах.
В 2000-е провели модернизацию камеры, установили современные турбомолекулярные насосы, чем обеспечили высокую чистоту испытаний. Теперь в камеру загружают те аппараты, которые отправятся в космос.
Когда-то туда грузили большие «Спектр-Р» и «Электро-Л», теперь пришло время и наших малышей.
В богатой истории НИЦ РКП впервые космические аппараты не загружали мощной кран-балкой, а просто внесли на руках через дверь для персонала.
В целом же НИЦ РКП производит позитивное впечатление. Местами корпуса выглядят поношенными, но на ключевых участках видно современное оборудование и тщательный уход. Чего стоит только верхняя часть термовакуумной камеры, которая готовилась под лунный пилотируемый корабль. Она никогда не применялась и вряд ли будет применяться, при этом уже полвека аккуратно лежит в сторонке, будто готова к работе прямо сейчас.
Важным показателем состояния предприятия, для меня является настроение сотрудников. О том, что люди действительно любят свою работу красноречиво говорит стенгазета в испытательном цехе с термовакуумной камерой:
Посмотрите этот шарж внимательно. Уверен, у каждого персонажа есть свой реальный прообраз. Особенно меня радуют ребята заливающие ведрами жидкий вакуум в бочку, и крановщица хороша. На мой взгляд это прекрасно :) Вот с таким настроем и надо покорять космос.
И не вина сотрудников в том, что сейчас у них мало работы. Времена космической экспансии увы прошли.
Поэтому-то НИЦ РКП с радостью взялись за заказ «Даурии» по испытанию микроспутников МКА-Н, несмотря на их размеры и кажущуюся несерьезность. И теперь они с интересом смотрят в сторону развития частной космонавтики.