РАЭК: 24 из 39 законопроектов в российской ИТ-отрасли губительны для рынка
В 2015 году российские власти обсудили 39 законопроектов, влияющих на интернет-отрасль и ИТ-сферу в целом. Именно такое количество насчитала Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК).
Вот что пишут специалисты ассоциации в предисловии к результатам исследования:
Исходя из экспертной оценки РАЭК, среди законодательных инициатив, предлагавшихся за 11 месяцев 2015 года нейтрально или положительно мы оцениваем 38%, для сравнения за период 2013–2014 годов, доля таких законопроектов была всего 23%, при том что количество инициатив за год слегка выросло.
Стоит также отметить, что среди отрицательно оцениваемых инициатив наблюдается достаточно большое (примерно пятая часть) количество заведомо «непроходных» предложений, которые вносились отдельными депутатами для повышения собственной цитируемости в СМИ и создания общественного резонанса. По нашей оценке, доля таких законопроектов также увеличиться в 2016 году.
Аналитики РАЭК полагают, что 24 из 39 законопроектов в той или иной степени губительны для рынка:
• Резко отрицательная оценка, есть явная угроза интернет-отрасли — 10 законопроектов
• Отрицательная, потенциальная угроза интернет-отрасли — 1
• Отрицательная, возможны риски — 10
• Нейтральная — 8
• Положительная — 3
• Крайне положительная — 4
• Неоднозначная — 3
Резко отрицательную оценку получили законопроекты:
• о запрете на распространение недостоверной информации, умаляющей заслуги России и ее военных сил. Запрет в том числе должен распространяться на игры.
• о расширении понятия «экстремистская деятельность», оно должно включать реабилитацию нацизма и героизацию нацистских преступников
• о квотировании, которое должно защитить россиян от замещения «отечественных культурных традиций американской моделью»
• «налог на интернет»
Крайне положительную оценку получили законопроекты:
• об установлении 30-дневного срока рассмотрения обращений в госорганы, в том числе для е-документов
• о совершенствовании использования е-подписи, в том числе — в работе госорганов и юрлиц.
• о повышении административной ответственности для должностных лиц за несвоевременное предоставление (а также за предоставление заведомо недостоверной или отказ в предоставлении) информации СМИ
• о разрешении трансляций судебных заседаний в интернете
Законы об импортозамещении и регулировании работы товарных агрегаторов получили оценку «отрицательно, возможны риски».
Неоднозначную оценку получили законопроекты:
• о создании общественного совета по содействию защите нравственности в СМИ
• о запрете торговли товарами, в отношении которых в целях защиты национальных интересов РФ запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих их ввоз на территорию РФ
• о запрете передавать информацию ограниченного доступа (или публичную, но еще не распространенную) иностранным государствам и организациям
«Таким образом, предсказанная год назад тенденция к отходу от охранительно-запретительного регулирования, начинает наблюдаться», отмечают аналитики РАЭК.
Государство признало интернет серьезным информационным каналом и начало предъявлять ему те же требования, что и условным телевизору или печатным газетам. Поэтому в рассмотрение РАЭК попали, на первый взгляд, не связанные с ним законы про товарные агрегаторы и многочисленные оговорки про нацизм, фашизм и защиту детей.
РАЭК отмечает позитивные изменения в развитии регуляторной среды России на качественном уровне:
Очевидная смена вектора законодательных инициатив 2014–2015 годов была продиктована сложной геополитической ситуацией, взаимными санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ и ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от влияния Запада.
Важной вехой в развитии регуляторной среды стало противодействие концепции так называемой «Глобальной лицензии», и «Налогу на интернет», где впервые с единой позицией выступили как представители интернет-индустрии, так и телекоммуникационные компании, и значительная часть правообладателей и производителей контента. Такой опыт позволил перейти к давно накопившимся вопросам реформирования системы коллективного управления правами, библиотек общественного достояния и сиротских произведений.
Полный отчет об исследовании доступен здесь.
© Megamozg